Файл: Психологические основы бизнес-тренинга, как метода профессионального обучения (Психологические особенности бизнес-тренинга ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 458

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В условиях жесткой конкуренции компании должны рассчитывать на профессиональный штат сотрудников. В управлении человеческими ресурсами все большее место занимает обучение и развитие персонала. На основе анализа научной литературы и личного участия в процессе обучения персонала автор сопоставляет бизнес-тренинги и социальные технологии, выделяет виды тренингов и определяет условия их успешности.

Участники тренинга не сдают зачётов и экзаменов и не пишут контрольных работ в классическом виде. Традиционно в конце тренинга участникам даётся итоговое комплексное задание, которое тренеры называют «сборка», т.к. в нём собираются все умения, на которые был направлен тренинг. Во время выполнения этого задания тренер видит, чему участники научились по сравнению с начальным уровнем и по результатам наблюдений в отчете (в случае корпоративного тренинга) пишет рекомендации для руководства. Так же в конце тренинга происходит оценка удовлетворенности участников обучения с помощью опроса и анкетирования. А заказчик оценивает динамику результативности участников непосредственно на рабочем месте, фиксирует передачу опыта участником своим коллегам, другие положительные изменения в бизнес-процессе.

Объект исследования. Бизнес-тренинг.

Предмет исследования. Психологические основы бизнес-тренинга.

Цель исследования. Изучить психологические основы бизнес-тренинга, как метода профессионального обучения.

Задачи исследования:

– рассмотреть бизнес-тренинги в формате разновидности обучающих технологий в повышении квалификации персонала;

– охарактеризовать особенности психологического сопровождения процесса корпоративного обучения персонала организации;

– изучить роль и значение социально-психологического тренинга в процессе развития профессиональных качеств менеджера;

– выявить проблемы и изучить пути решения мотивации участников корпоративных бизнес-тренингов.

В исследовании использованы методы анализа и синтеза. В рамках данных методов изучены элементы и стороны явления, как части целого разложен изучаемый предмет на составные элементы, выделены разные стороны. Далее происходит соединение элементов, осуществляемое как в практической деятельности, так и в процессе познания.

Теоретико-методологическая основа исследования основана на трудах следующих авторов: Белокурова М.Е. [2] , Большакова В.Ю.[3], Злоказовой Т.А.[13], и др..


Структура работы: введение, три главы, заключение, библиография.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕС-ТРЕНИНГОВ

1.1 Бизнес-тренинги, как разновидность обучающих технологий в повышении квалификации персонала

Современный бизнес постоянно испытывает потребность в модификации и внедрении новых идей. Ранее все стратегии разрабатывались только высшим руководством, однако, практика показала, что привлечение персонала к решению различных задач может давать большую эффективность. Для того, чтобы все сотрудники работали как единое целое и совершенствовались, проводятся бизнес-тренинги – специализированные мероприятия, направленные на обучение людей, развитие творческих и коммуникативных навыков.

Бизнес-тренинг – это форма обучения, направленная на развитие каких-либо навыков или передачу знаний. Задача мероприятия сделать процесс усвоения более эффективным и быстрым. В рамках тренинга участники активно задействованы, выдвигают свои идеи и предположения.

При обучении посредством тренинга руководитель может достичь следующих задач:

– интегрировать в рабочий процесс сотрудников разных отделов и уровней;

– сплотить коллектив;

– обнаружить скрытые способности отдельных работников – публичные выступления, лидерство, систематизация;

– разработать новую стратегию развития бизнеса;

– оптимизировать ресурсы, в том числе рабочую силу;

– повысить продажи, путем повышения квалификации сотрудников.

В рамках бизнес-тренинга часто создается особая доверительная атмосфера. Если участники активно вовлечены в процесс, то рождаются новые идеи, высказываются мнения, которые не были бы озвучены в рамках обычного собрания.

В современном мире существуют тысячи видов бизнес-тренингов. Часть из них созданы психологами и специальными коучерами, другие появились спонтанно. Например, если руководитель видит, что у его сотрудников есть зоны роста по тем или иным сферам, а он сам обладает определенным набором навыков, то он может организовать обучающее мероприятие. В отличии от университета или любого учебного заведения у начальника или собственника бизнеса есть финансовая заинтересованность в результатах подчиненных, следовательно, программа будет максимально направленной на усвоение материала.


Тренинги по управлению, как правило, проводятся среди высшего руководящего звена или среди тех, кто может стать потенциальным начальником. В рамках обучения важно не столько научить раздавать приказы, сколько находить общий язык с сотрудниками, мотивировать их к действию неформальными инструментами признания заслуг.

Одним из примеров обучения по управлению является тренинг «принятие решения». Человека ставят в ситуацию выбора, когда любое принятое решение будет иметь и негативные, и позитивные следствия. Чем меньшие потери понесет бизнес в краткосрочной и долгосрочной перспективе в результате принятого решения, тем лучше специалист справился с задачей.

Каждая сфера бизнеса предполагает определенный набор компентенций – навыков, от которых зависит эффективность деятельности и доходность предприятия. Квалифицированный персонал – один из залогов успеха, поэтому передовые руководители заинтересованы в постоянном развитии своих сотрудников.

Тренинги по формированию и развитию профессиональных навыков могут проводиться как с опытными специалистами, так и с начинающими сотрудниками. Практика показывает, что молодые люди более восприимчивы к переменам и обучению. Однако, им не хватает практического опыта, что удлиняет процесс.

Примерами подобных бизнес-тренингов являются:

Деловая игра, в рамках которой сотрудники совершенствую свои навыки поиска оптимальных решений.

Руководитель организовал интерактивный курс обучения работы на компьютере для сотрудников старшего поколения.

Применение психологических технологий делает подобные тренинги более эффективными.

Почти любой бизнес предполагает ведение переговоров, а это тот навык, которому не обучают в школе или институте. В рамках бизнес-тренинга ставятся следующие задачи:

– определить интересы оппонента;

– найти компромиссное решение;

– надавить на собеседника и склонить на свою сторону.

В рамках обучения многие понимают, что агрессивная позиция, хоть и имеет место быть, как правило, менее эффективна, чем спокойный разговор и применение психологических приемов.

Управление временем – незаменимый навык, особенно в условиях ускоряющегося мира. Современному человеку необходимо научиться совмещать профессиональную деятельность, самообразование, семью, хобби и прочие интересы, с учетом постоянных искушений извне. Большинство тренингов по тайм-менеджменту начинают с определения приоритетов, так как люди зачастую тратят много времени на ненужные дела, например, пролистывание ленты в социальных сетях или просмотр телевидения.


Рассмотрим несколько разновидностей тренингов по управлению временем [16]:

Контроль времени. Человеку дается задание каждый десять минут в рамках суток отслеживать, чем он занимается, и записывать это. Далее перечень подразделяется на дела не несущие пользы и значимые. Подобное отслеживание в рамках недели снижает количество первых в несколько раз.

Записывание списка задач по приоритетам. Во-первых, человеку надо выписать подробный перечень дел на день, начиная от звонка клиенту, заканчивая выгулом собаки и приемом душа. Затем напротив каждого прописывает количество времени, которое уйдет на дело. Потом рядом проставляется цифра от 1 до 4, где:

1 – срочные важные значимые дела, от которых нельзя отказаться;

2 – важные, но не срочные задачи, выполнение которых благотворно скажется на будущем – они приоритет;

3 – срочные, не важные дела, которые допустимо делегировать кому-то;

4 – не важные задачи, не несущие реальной пользы ни сейчас, ни в будущем.

Зачастую тренинг по управлению временем носит теоретико-прикладной характер, то есть человек должен сразу же на практике применить рекомендации.

Качественный бизнес-тренинг включает в себя три этапа:

1. Установка – знакомство участников, обозначение целей и задач мероприятия.

2. Основная часть – непосредственное обучение.

3. Заключение – подведение итогов, сбор «обратной связи».

На каждом этапе применяются специальные техники и методики. Например, в рамках первого возможно проведение небольшого опроса или контролируемой дискуссии. В конце важно оставить позитивный след и проконтролировать усвоение навыков, поэтому хорошо работают опросы, мини презентации.

Основной блок предполагает наибольшее разнообразие методов. Рассмотрим подробнее наиболее популярные из них [9].

Фокус-группа. Под фокус-группой понимается групповое обсуждение определенного вопроса, требующего решения. Важной особенностью является рассмотрение всех идей, даже тех, которые кажутся неадекватными. Нередко хорошие результаты появляются, если развить именно «бредовую» мысль.

Игра. Моделирование тех или иных задач в игровой форме – самый понятный для аудитории формат. В рамках деятельность люди максимально вовлекаются в процесс, креативят. Чаще всего используются ролевые игры, где ведущий ставит людей в непривычные им ситуации. Например, начальник отдела кадров становится рядовым служащим, а секретарь – вице-президентом фирмы. Интересно, что такая смена ролей быстро выявляет недовольства людей друг другом, что важно для руководителя.


Лекция и мастер-класс. Интерактивная форма обучения очень важна, но она должна основываться на теоретической базе. В связи с этим популярным методом обучения являются лекции и мастер-классы, где аудитория не всегда задействована активно. На подобного рода тренингах ключевую роль играет спикер – ведущий. Если в рамках предыдущих примеров коуч был лишь организатором, то здесь человек должен хорошо владеть темой, уметь заинтересовать и вовлечь людей.

Бизнес-тренинги с недавнего времени стали неотъемлемой частью жизни людей. Они затрагивают не только предпринимателей, но и рядовой персонал. Постоянное развитие, поиск новых решений – залог успеха в будущем. Важно помнить, что любые знания нужно закреплять практикой.

1.2 Основы технологии психологического тренинга

Группа - это общность людей находящиеся в постоянном взаимодействии друг с другом, и таким образом, оказывают влияние друг на друга.

Групповые тренинги – это одна из форм обучения, проходящая в виде деловых и ролевых игр в группе, дискуссий, которая направлена на освоение моделей успешного и эффективного поведения, формирование новых специальных навыков и умений, необходимых для решения конкретных задач. С помощью группы участники получают уникальную возможность увидеть себя глазами других, получить новый опыт общения, сформировать новое представление о своих сильных и слабых сторонах.

В начале работы тренер информирует участников тренинга о том, чего они могут достичь в результате него. Впоследствии устанавливаются основные принципы совместной работы. Назовем те, которые характерны для подавляющего большинства тренировочных групп.

1. «Здесь и сейчас». Этот принцип направляет участников тренинга на то, что предметом их анализа постоянно являются процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, испытываемые в любой момент времени, мысли, которые возникают в группе. момент.

За исключением, заранее оговоренных случаев, просмотры в прошлое и будущее запрещены. Принцип сосредоточения внимания на настоящем способствует глубокому мышлению участников, обучению сосредоточению внимания на себе, мыслях и чувствах, а также развитию навыков самоанализа.

  1. Искренность и открытость. В группе главное - не лицемерить и не лгать. Чем честнее рассказывается о том, что действительно захватывающе и интересно, чем честно выражаются чувства, тем эффективнее будет работа всей группы. Как заметил С. Джурард, открыться другому человеку - признак сильной и здоровой личности. Открытие себя направлено на другого человека, но позволяет вам стать самим собой и встретиться с собой в настоящем.