Файл: Психологические основы бизнес-тренинга, как метода профессионального обучения (Психологические особенности бизнес-тренинга ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 620

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть информации, которая так важна для каждого участника, и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.

Следует заметить, что на первых этапах работы группы введение указанной нормы во многом носит декларативный характер. В самом деле, с какой стати участники группы, пока еще практически незнакомые, станут настолько доверять друг другу и ведущему, чтобы рисковать быть искренними и открытыми (даже при учете "эффекта попутчика")? Однако уже через несколько часов занятий это правило, предложенное ведущим, начинает действовать, особенно если он сам выступает как образец эффективного участника группы.

  1. Принцип Я. Основное внимание участников необходимо сосредоточить на процессах самопознания, самоанализа и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через выражение их собственных чувств и возникающих переживаний. Запрещается использовать рассуждения типа: «мы верим ...», «у нас другое мнение ...» и т. Д., Перекладывая ответственность за чувства и мысли определенного человека на аморфное «мы».

Все утверждения должны быть построены с использованием личных местоимений единственного числа: «Я чувствую ...», «Я думаю ...». Это тем более важно, поскольку напрямую связано с одной из целей тренинга - научиться брать на себя ответственность и принимать себя такими, какие вы есть. Уже первые групповые обсуждения показывают, насколько непохожи мысли и чувства разных людей, что является решающим аргументом в пользу введения названного правила.

  1. Активность. Группе не хватает умения пассивно «сидеть». Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие каждого в том, что происходит во время тренинга, является обязательной. В большинстве упражнений участвуют все участники. Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или предполагает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право выступить в конце упражнения. В случае тренировочных марафонов крайне нежелательно отсутствовать даже на занятии и выходить из группы.
  2. Конфиденциальность. Все, что говорится в группе о конкретных участниках, должно оставаться внутри группы - естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Само собой разумеется, что психологические знания и конкретные приемы, игры, психотехники можно и нужно использовать вне группы - в профессиональной деятельности, в учебе, в повседневной жизни, при общении с родственниками и друзьями, с целью саморазвития [10].

Преимущества групповой формы психологической работы:

  • опыт противодействует отчуждению, помогает в решении межличностных проблем; Человек избегает непродуктивной блокировки в себе своими трудностями и обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что другие испытывают похожие чувства. Для многих такое открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором;
  • группа отражает общество в миниатюре, выявляет такие скрытые факторы, как партнерское давление, социальное влияние и конформизм; это дает им возможность видеть и анализировать в условиях психологической безопасности психологические модели общения и поведения других людей и самих себя, которые не очевидны в повседневных ситуациях;
  • возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами; в реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей;
  • в группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров; если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают в качестве своеобразного "психологического полигона";
  • в группе участники могут идентифицировать себя с другими, "сыграть" роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения,
  • взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого: этот эффект не возникает при индивидуальной психокоррекционной и психотерапевтической работе, психологическое напряжение в группе может (и должно) играть конструктивную роль;
  • группа облегчает процессы самораскрытия, самоиследования и самопознания; иначе, чем в группе, иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны;
  • групповая форма также более выгодна по экономическим причинам: участникам дешевле работать на обучающих курсах, чем индивидуальная терапия (а для многих обучающая работа намного эффективнее); психолог также получает экономическую и немедленную выгоду.

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ БИЗНЕС-ТРЕНИНГА


2.1 Роль и значение социально-психологического тренинга в процессе развития профессиональных качеств менеджера

Процесс развития профессиональных качеств руководителя - сложный и многоэтапный процесс, который широко трактуется в современной литературе и неоднозначно реализуется на практике. В то же время есть ряд вопросов, по которым ученые и практики разных стран приходят к единому мнению.

Во-первых, это вопросы о необходимости обучения будущих менеджеров-лидеров практическим технологиям, позволяющим в современных условиях жесткой конкуренции и богатой информационной инфраструктуры обучать и развивать те навыки и практические навыки менеджера, без которых он не обходится. Невозможно осуществить эффективное лидерство в любой сфере человеческой деятельности: корпоративное общение, обучение и организация деятельности, обработка информации, делегирование ответственности, осуществление контроля и т. д. Особенно важно развивать у менеджера навыки организации слаженной совместной работы всех членов команды для обеспечения эффективного функционирования любой организации[14].

Сегодня мнение руководителей не считает важным постоянное развитие и повышение квалификации своих подчиненных.

Развитие профессиональных качеств менеджера и обучение психологическим технологиям в этом направлении находятся в центре внимания ученых и практиков как в России, так и за рубежом.

Так, например, анализ состояния процесса обучения специалистов по безопасности организации в США, проведенный американской компанией BJM Consulting Associates за последние восемь лет, позволил сделать вывод о необходимости включения в него активных методов обучения. Как показывает практика, традиционный подход, применяемый при обучении специалистов по безопасности в США, предполагает углубленное изучение теоретических материалов, методических пособий и должностных инструкций, просмотр видео кейсов из реальной практики и их анализ.

Примером подготовки сотрудников безопасности ювелирного бизнеса, к профессиональной деятельности которых предъявляются повышенные требования, обусловленные спецификой этого бизнеса, служат пособия, используемые при подготовке специалистов по безопасности [3].

Однако при этом не уделяется достаточного внимания психологической составляющей деятельности руководителя и профессионалов-секьюрити, их практической подготовке в этом направлении [4].

В 2009–2011 годах компанией BJM Сonsulting Associates LLC было организовано исследование состояния обучения профессионалов службы безопасности. С этой целью проводился опрос руководителей служб безопасности крупных корпораций, в котором приняли участие 26 руководителей, среди которых: Дэвид МакГован (David McGowan) – Вице-президент Международной службы безопасности Global Protection at Tiffany & Co; Джон Спирко (John Spirko) – Директор службы безопасности и оценки рисков Dolce Gabanna; Клайв О.Флин (Clive O'Flynn) – Директор Международной службы безопасности Brinks Global и другие руководители.


Данное исследование преследовало следующие цели [19]:

1) определение психологических аспектов подготовки специалиста по безопасности и потребности компании в психологической подготовке персонала;

2) выявление тех компонентов психологической компетентности сотрудников службы безопасности, которые особенно необходимы с точки зрения начальника.

Анализ результатов исследования показал, что основными психологическими характеристиками и навыками, которыми должен обладать успешный специалист по безопасности, по мнению руководителей, являются::

● стрессоустойчивость;

● умение принимать негативную информацию и критику, продолжая при этом успешно осуществлять свою деятельность;

● умение прогнозировать поведение клиентов, сотрудников, нарушителей и т.д.;

● умение быстро адаптироваться к постоянно меняющимся ситуациям, условиям;

● умение принимать решения в короткий срок;

● умение выполнять несколько задач в короткий срок одновременно;

● лабильность нервных процессов – скорость мышления, умение быстро переключаться;

● хорошо развитые коммуникативные качества;

● способность оказывать психологическое воздействие на людей при решении различного рода служебных задач;

● профессиональная наблюдательность и внимательность, профессионально развитая память, творческое воображение.

Опрошенные руководители выделяют следующие психологические знания, которыми должен владеть идеальный секьюрити-профессионал:

● знания о действиях в условиях стресса;

● знания о внимании как психологической функции человека;

● знания о коммуникации;

● знания о формировании успешной команды профессионалов безопасности.

Среди типичных слабых мест психологической подготовки охранника были выявлены следующие:

1) отсутствие мотивации эффективно выполнять свои обязанности, эффективно выполнять профессиональные задачи;

2) отсутствие психологических знаний о специфике своей работы охранником;

3) недостаточно развиты следующие навыки:

● сдерживать негативные эмоции;

● рассчитать реакцию на свои действия;

● отправлять и получать информацию.

Так, на примере тестирования руководителей служб безопасности ведущих американских компаний выяснилось, что основным решением психологических проблем сотрудников службы безопасности, по мнению менеджеров, принимавших участие в исследовании, является создание системы обучения. . в знаниях, навыках и психологических способностях, продиктованных спецификой специалиста по безопасности. Было отмечено, что такого систематического обучения нет не только в компаниях, но и в школах безопасности, где специалисты получают документ о профессиональном образовании в сфере безопасности.


Подчеркивается, что развитие в любой профессии предполагает не только получение знаний, но и формирование необходимых для практической работы компетенций и навыков. Как отмечает В.П. Пугачева, «в процессе обучения персонала, прежде всего, те методы, при которых студенты отождествляются с учебным материалом, вписываются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживанию состояния успеха и, следовательно, являются уместными, мотивируйте свое поведение. Всем этим требованиям лучше всего отвечают активные методы обучения » [22].

К таким методам, прежде всего, относятся занятия в формате социально-психологического тренинга. В основе такого вида обучения секьюрити должны лежать как теоретические разработки в области безопасности, так и реальные случаи из профессиональной практики.

Опрос менеджеров службы безопасности и экспертиза этих курсов психологической подготовки подтвердили необходимость создания программы обучения, направленной на успешное осуществление профессиональной деятельности в области безопасности. Было отмечено, что такая программа должна включать не только обучение персонала, но и обучение менеджеров, развитие их навыков в планировании и организации деятельности сотрудников с целью обеспечения безопасности организации, а также мотивацию сотрудников к выполнению запланированной деятельности.

Коцептуальной основой программы BJM Сonsulting Associates явились научные разработки ведущих американских и европейских психологов в области социльно-психологического тренинга. В данной статье мы остановимся на некоторых из них.

Принимая во внимание важность наличия коммуникативных навыков при реализации мер безопасности, наша программа основана на положениях общепризнанного основателя формы психологической работы немецкого ученого Курта Левина. К. Левин и его ученики впервые начали проводить тренинги по повышению коммуникативной компетенции, назвав эту форму работы Т-группами.

Основная идея этих групп заключалась в том, что люди живут и работают в группах, но чаще всего они не знают, как они в них участвуют, как их видят другие, какие реакции их поведение вызывает у других. К. Левин высказал мысль, что наиболее эффективные изменения отношения и поведения происходят в группе, поэтому для выработки новых эффективных форм поведения человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя. как это видят другие [23].

Активные методы обучения, направленные на формирование коммуникативных навыков, достаточно популярны в США и хорошо описаны известным американским консультантом в области бизнес-коммуникаций Мэттью Гилбертом (Matthew Gilbert). Данный автор указывает на необходимость развития коммуникативных навыков для деловых людей и сотрудников компаний, предлагая ряд ценных практических рекомендаций. Мэттью Гилберт отмечает: «Что мы говорим и как мы говорим, может открыть или закрыть двери для нас» [15].