Файл: Корпоративная культура в организации (ООО «Росгосстрах» ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы понятия и содержания корпоративной культуры
1. 1. Модели корпоративной культуры
1.2. Развитие корпоративной культуры в России
Глава 2. Совершенствование корпоративной культуры в ООО «Тула-марио»
2.1. Общая характеристика ресторана «Тула-марио»
2.1. Мероприятия по совершенствованию организационной структуры ООО «Тула-марио»
1.2. Развитие корпоративной культуры в России
Проблема вступления России в мировую экономику носит многоаспектный характер. С одной стороны, это соблюдение формальных требований, признание России в качестве страны с рыночной экономикой, вступление в ВТО, позволяющее снять ряд ограничений по экспорту российских товаров в страны с развитой экономикой, в целом на мировой рынок. С другой, содержание бизнеса, его организация и набор критериев, применяемых в процессе принятия решений, и реальная корпоративная культура .
Одним из ключевых элементов корпоративной культуры российских организаций, активно воздействующих на процессы полноправного вхождения России в мировую систему разделения труда, выступает этика бизнеса.
Деловая этика, или этика бизнеса, сравнительно недавно получила место в системе российского бизнес-образования. Но отечественных разработок и учебников по данной дисциплине недостаточно, и они слабо отвечают требованиям практического характера. Преобладает декларативность и назидательность, деловая этика преподносится в форме поучений и моральных норм, необходимых в бизнесе (доверие, честность, взаимное уважение), что составляет только часть ее предмета — нормативную этику. Много внимания уделяется этикету (как говорить по телефону, вести себя на переговорах, писать деловые письма, правильно одеваться и т.п.). В исследованиях же прикладного характера, например, по управлению персоналом, специфика моральных проблем и решений часто не отражена. В итоге получается, что деловая этика — не инструмент для менеджера, а набор заповедей. И вопрос состоит в том, как их использовать в конкретных ситуациях.
В современной зарубежной литературе предмет деловой этики представлен иначе. Правила этикета изучаются отдельно, как самостоятельная дисциплина, а наряду с нормативной подробно рассматривается управленческая, прикладная этика. Речь идет о моральных аспектах таких функций бизнеса, как маркетинг и реклама, использование интеллектуальной собственности, конфиденциальной информации, электронных коммуникаций, инвестирование, управление людскими ресурсами, слияния и поглощения, профессиональные услуги, охрана окружающей среды, деятельность транснациональных компаний и др.
Содержание понятия «деловая этика» сводится к определенной форме поведения, основой которой является уважение интересов как своей фирмы, так и ее партнеров, клиентов и общества в целом, непричинение им вреда. Подобное правило распространяется и на конкурентов. Так, например, в кодексе предпринимателя во многих странах прямо запрещено наносить ущерб приемами, несвязанными с конкурентной борьбой. Нормы этики направлены на получение благ максимальным числом участников рынка и предоставление равных возможностей доступа к ресурсам и результатам хозяйствования. Нарушение прав собственности, присвоение закрытой информации (инсайдерство), недостоверная реклама, ущемление свободы потребительского выбора, коммерческий шпионаж вызывают деформацию рыночных отношений, повышают риски и трансакционные издержки. Взятки и хищения возмещаются за чужой счет, нечестная информация отталкивает покупателей, дискриминация по непрофессиональным признакам и «переманивание мозгов» искажают отношения на рынке труда. Получение выгодных заказов на условиях, противоречащих конкурсной основе, т.е. за взятку или посредством шантажа и угроз, также разрушает рынок.
Реальная российская деловая культура — это постоянное совершенствование национальной модели в направлении творческого осмысления российской практики применения свода обобщенных правил менеджмента в хозяйственной деятельности. С одной стороны, это рационализация внутрифирменных процессов в условиях России, с другой, — практика взаимодействия с российскими партнерами и партнерами из стран СНГ, с третьей, — опыт хозяйственных связей с зарубежными партнерами из стран с развитыми рыночными отношениями, с четвертой, — практический опыт хозяйствования, представляющий эволюцию практики управления, начиная с советского периода, и изменение подходов и методов управления, произошедших за последние десятилетия.
Вместе с тем, условия глобализации экономики обусловливают творческое наполнение национальных норм корпоративной культуры российской экономики в условиях постоянного сокращения преград межнациональных хозяйственных связей, а также их современных организационных форм: от самоорганизации технологических цепочек производства и реализации на международных рынках до транснациональных компаний. Структуру процессов формирования национальных норм корпоративной культуры в рассмотренном направлении можно представить в виде рис. 2.
Реализация рассмотренных принципов в деятельности менеджеров сталкивается с определенными трудностями. Для руководителей, привыкших к количественным критериям эффективности и испытывающим нехватку времени, этические решения часто бывают тягостными и неопределенными, и они хотят ими пренебречь. Большую трудность для них представляет и оперирование разными уровнями этических норм. Гипернормы иногда противоречат микроуровневым нормам и другим конкретным задачам бизнеса. Помочь здесь могут стандартные приемы (хотя и в ограниченной степени) и некоторые новые рекомендации американских специалистов по введению этических решений в практику управления.
Идеальных, абсолютно приемлемых для всех заинтересованных сторон управленческих решений практически не бывает. Овладение же стандартными приемами позволяет менеджеру объяснить свое решение заинтересованным сторонам, а последним — оценить качество моральных аргументов.
Содержание наиболее распространенных в новом веке принципов построения этической аргументации сводится к следующему. Согласно принципу утилитаризма , действие считается морально оправданным, если оно приносит или имеет тенденцию принести наибольшую пользу наибольшему числу лиц. Из суммарной пользы вычитается объем причиняемого ущерба, и если он перевешивает, действие (решение) неэтично. Если все альтернативные действия причиняют ту или иную степень ущерба, то выбирается «наименьшее зло». Согласно принципу нравственного императива , моральные решения не должны зависеть от конкретного результата. Любая взятка есть зло, обман одного клиента так же аморален, как и многих.
Применение обоих принципов ограничено его сложностью. Выявить круг лиц и организаций, чьи интересы могут быть затронуты решением, просчитать все последствия, а, главное, определить, чьими интересами поступиться, бывает трудоемкой, а то и невыполнимой задачей. Так, расширение кредита выгодно потребителям, но может сократить поступление прибылей, нанести ущерб компании и акционерам.
Содержание наиболее распространенных в новом веке принципов построения этической аргументации сводится к следующему. Согласно принципу утилитаризма , действие считается морально оправданным, если оно приносит или имеет тенденцию принести наибольшую пользу наибольшему числу лиц. Из суммарной пользы вычитается объем причиняемого ущерба, и если он перевешивает, действие (решение) неэтично. Если все альтернативные действия причиняют ту или иную степень ущерба, то выбирается «наименьшее зло». Согласно принципу нравственного императива , моральные решения не должны зависеть от конкретного результата. Любая взятка есть зло, обман одного клиента так же аморален, как и многих.
Применение обоих принципов ограничено его сложностью. Выявить круг лиц и организаций, чьи интересы могут быть затронуты решением, просчитать все последствия, а, главное, определить, чьими интересами поступиться, бывает трудоемкой, а то и невыполнимой задачей. Так, расширение кредита выгодно потребителям, но может сократить поступление прибылей, нанести ущерб компании и акционерам. Успешная забастовка важна для рабочих данного предприятия, но от нее несут убытки работодатели и клиенты, страдают потребители. Решить, какое зло «наименьшее» одним методом вычитания невозможно. Хотя в современной этике бизнеса применяются (в модифицированном виде) принципы утилитаризма и нравственного императива, для решения ряда сложных вопросов используются и другие методы.
При возникновении конфликта между этическими нормами разных уровней его рекомендуется решать по принципу приоритетности . Т акой конфликт возможен при размещении филиалов компании в странах или регионах с другой культурой, чем у центрального подразделения. Хотя гипернормы и макронормы должны доминировать, следует считаться и с микронормами. Например, если компания из развитой страны создает предприятие в отсталой стране, она вводит принятые в стране базирования материнской компании правила техники безопасности, запрещает несправедливую дискриминацию при найме и детский труд. Считается, что данные гипернормы отвечают как интересам отсталой страны, так и ее развитых партнеров. Однако оплата труда должна соответствовать местным стандартам, чтобы не дестабилизировать экономику и выдержать принцип справедливости в отношении других предприятий.
Российский бизнес не изолирован от мирового, и условием его развития является усвоение этических норм и приемов использования. Быстрый успех, который несколько лет назад был возможен только благодаря отсутствию конкуренции, отмыванию денег, получению льгот, обману вкладчиков, уклонению от налогов, — это все достижения вчерашнего дня. В наши дни управление предприятием в условиях усиления конкуренции, умножения числа участников бизнеса предполагает развитие законодательной базы. Но вместе с тем, положительные примеры ведения бизнеса все больше будут актуализироваться. Этические факторы принятия решений получат качественное развитие от признания необходимости их учета к конкретным методикам и способам задействования этических требований в стандартном процессе принятия бизнес-решений.
Глава 2. Совершенствование корпоративной культуры в ООО «Тула-марио»
2.1. Общая характеристика ресторана «Тула-марио»
ООО «Тула-марио» - это престижный ресторан со стильным ультрасовременным дизайном.
По характеру собственности это частное предприятие, по правовому положению предприятие относится к Обществу с Ограниченной Ответственностью (ООО), Находящиеся по адресу: г. Болохово, ул. Мира,д.30. Телефон: (48754)2-40-66.
Целью ресторана «Тула-марио» - является создание условий комфортного отдыха для посетителей. Планы организации устанавливаются на основе целей руководством и носят конкретный характер, как например увеличение прибыли за отчетный период на несколько процентов; увеличение доли рынка, которую занимает компания путем расширения сферы деятельности и повышения уровня сервиса и культуры обслуживания; увеличение ассортимента продукции и услуг, предоставляемых посетителям и др. Для достижения подобных глобальных целей руководством фирмы устанавливаются: конкретные, измеримые и ориентированные во времени цели, реально достижимые, краткосрочные и долгосрочные.
В ресторане «Тула-марио» - существует система планирования. Фирма имеет стратегический план, т.е. долговременный план на 10-15 лет, в котором и сформулированы главные цели предприятия на перспективу, а также конкретные задачи, привязанные по времени и ресурсам, и общая стратегия достижения поставленных целей. Помимо этого в ресторане «Тула-марио» осуществляется оперативное планирование, т.е. составляется обычно текущий план на финансовый год. Этот план разрабатывается в бухгалтерии под руководством генерального директора.
По величине уставного капитала - «Тула-марио» имеет, согласно уставу единственного учредителя, уставный капитал Общества составляет 8.400 рублей, доля единственного учредителя 100 % Уставного капитала Общества.
Численность сотрудников организации - 22 человек.
Таблица 1.
Количество штатных единиц и наименование должностей в ресторане «Тула-марио» на 01.01.16 г.г.
Наименование должности |
Количество штатных единиц |
Генеральный директор |
1 |
Главный бухгалтер |
1 |
Администратор |
1 |
Бухгалтер-кассир |
1 |
Бармен |
2 |
Официант |
4 |
Помощник повара |
4 |
Посудомойки |
2 |
Повара |
2 |
Гардеробщица |
2 |
Уборщица |
2 |
Итого |
22 |
Исходную информацию для проведения внешнего анализа финансового состояния предприятия даёт бухгалтерская отчётность, основным элементом которой является баланс.
Основные финансово-экономические показатели Ресторана «Тула-марио» представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели работы предприятия за 2015-2016 г.г.
№ п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Величина показателя |
Отклонение |
||
2015 г. |
2016 г. |
абсолют. +, - |
темп роста, % |
|||
1 |
Объем реализации услуг |
руб. |
5 078200 |
5 754400 |
676 200 |
113,3 |
2 |
Численность персонала |
чел. |
22 |
22 |
- |
100 |
3 |
Производительность труда на 1 работающего |
руб. |
230 827 |
261 564 |
30 737 |
113,3 |
4 |
Фонд заработной платы |
руб. |
1 452000 |
1 761000 |
309 000 |
118,2 |
5 |
Среднегодовая зарплата 1 работающего |
руб. |
66 000 |
78 000 |
12 000 |
118,2 |
6 |
Себестоимость услуг |
руб. |
4 121100 |
4 391240 |
270 140 |
106,5 |
7 |
Прибыль от реализации услуг |
Руб. |
957 100 |
1 363160 |
406 060 |
142,5 |
8 |
Рентабельность деятельности |
% |
23,2 |
31,04 |
7,84 |
- |
9 |
Рентабельность продаж |
% |
18,8 |
23,7 |
4,9 |
- |