ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена неоднозначной ролью нотариата в системе публичного управления, сложившейся на современном этапе государственного строительства России, а также отсутствием единообразного подхода к определению его понятия и сущности, что негативно сказывается на эффективности правового регулирования.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утвержденные Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1)[1] были приняты ранее вступления в силу Конституции Российской Федерации 1993 г.[2], неоднократно подвергались изменениям и дополнениям, а потому, не в полной мере отвечают требованию адекватности изменившихся общественных отношений.

Кроме вышеизложенных обстоятельств, объективно назрела необходимость гармонизации действующего законодательства о нотариате Российской Федерации и субъектов федерации. Конституция Российской Федерации в ст. 72 указывает, что нотариат находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, что влечет за собой наличие двухуровневой модели законодательного регулирования: на уровне федерального центра и субъектов федерации. В связи с этим возникает ряд проблем, связанных с разграничением конкретных полномочий органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также с приведением законодательства субъектов федерации соответствие с нормами основополагающих законодательных актов Российской Федерации о нотариате, прежде всего, Конституции Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»[3].

Кроме того, последние десятилетия развития российской государственности ознаменовались коренным изменением подходов к правовому регулированию нотариата как сложного публично-правового феномена, сопутствующего государственному управлению. Указанное изменение выражается в преемственности дореволюционных взглядов на его правовую природу и сущность, а также вхождением российского нотариата в международное объединение нотариальных корпораций - Международный Союз Нотариата, созданный с целью распространения нотариата латинского типа, продвижения и применения его фундаментальных принципов и принципов нотариальной этики. Это обстоятельство влечет за собой объективную необходимость модернизации действующего законодательства о нотариате на основе имплементации международных стандартов нотариальной деятельности.


Степень научной разработанности темы. Проблематика научного исследования правовых основ организации и деятельности нотариата логически включает два направления, одно из которых связано с генезисом понятия нотариата, а второе - с исследованием правового регулирования данной сферы общественных отношений.

Проблемы определения понятия и сущности нотариата, истории его развития затрагивались в научных трудах отечественных исследователей дореволюционного периода, таких, как К.О. Бахмана, Я.И. Гурлянда, М.Ф. Золотникова, Н. Ляпидевского, А. Мацкевича, М.М. Неймана, A.M. Фемелиди.

В современный период различные правовые аспекты нотариата исследовались в трудах В.Н. Аргунова, Ю.Н. Власова, Г.К. Герасимовой, Е.Э. Денисовой, М.А. Долгова, A.B. Дударева, A.B. Жуковой, С.А. Зацепиной, В.В. Калинина, Т.Г. Калиниченко, E.H. Клячина, И.В. Москаленко, М.Ю. Плетнева, И.А. Полтавской, В.В. Ралько, О.В. Романовской, Г.Б. Романовского, C.B. Степашина, JI.A. Стешенко, A.Я. Сухарева, Е.Б. Тарбагаевой, Г.Г. Черемных, И.Г. Черемных, Т.М. Шамбы, К.С. Юдельсона, В.В. Яркова и др..

Целью написания данной работы является характеристика нотариата в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- рассмотреть понятие о нотариате и органах, совершающих нотариальные действия;

- определить место нотариата в правовой системе Российской Федерации;

- охарактеризовать правовые проблемы российского нотариата.

Методологическую основу работы составили общенаучные методы познания, в том числе: конкретно-исторический, структурно-функциональный, и другие, а также ряд частнонаучных методов: технико-юридический, сравнительно-правовой и иные методы.

1. Понятие о нотариате и организации нотариального дела

1.1. Понятие о нотариате и органах, совершающих нотариальные действия

Термин «нотариат» в современном российском праве многозначен и используется в нескольких смыслах:

- во-первых, он обозначает систему органов и должностных лиц, включающую нотариусов и иных лиц, наделенных в соответствии с законом правом совершения нотариальных действий;


- во-вторых, отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность;

- в-третьих, учебный курс, предметом которого является изучение вопросов нотариального производства и деятельности его участников[4].

Возникновение и развитие нотариата связаны с несколькими обстоятельствами. Прежде всего с развитием гражданского оборота и гражданского общества, необходимостью содействия его субъектам в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, совершении сделок и закреплении приобретаемых прав в письменной форме. В этом плане история нотариата неразрывно связана с развитием частного права и частной собственности. Кроме того, история нотариата совпадает с историей доказательств, когда доказательству устному пришло на смену доказательство письменное[5]. Одна из книг по истории французского нотариата A. Moreau так и называется - Les metamorphoses du scribe («Метаморфозы писаря»), что достаточно удачно отражает исторический путь развития данной юридической профессии.

Наиболее афористично необходимость развитых юридических процедур в гражданском обороте выразил Гегель, писавший: «Собственность покоится на договоре и на формальностях, делающих ее доказательной и правомерной». Нотариат в гражданском обществе выполняет различные функции.

Нотариат участвует в защите частной собственности, обеспечивая бесспорность и охрану имущественных и иных прав участников гражданского оборота. На протяжении всей истории развития государства и права нотариат является составной частью правовой системы любой страны, особенно системы писаного права. Осуществляемые нотариусами функции объективно необходимы и востребованы обществом, в особенности в обществе с развитой экономикой и гражданским оборотом. При этом институт нотариата не был всегда во всех его основных характеристиках неизменным, а изменялся вместе с самим обществом.

Основные принципы, на которых строится латинский нотариат, сводятся к следующим. Нотариус выполняет особую миссию, являясь советником сторон, помогая выявить их волю, создает письменные акты в квалифицированной форме, имеющие особую доказательственную и в ряде случаев исполнительную силу[6]. Нотариус обеспечивает правовую защиту, предупреждая споры и способствуя погашению будущих конфликтов. Тем самым нотариус является помощником правосудия, поскольку его деятельность снижает спорность отношений гражданского оборота.


Кроме того, в современных условиях нотариус способствует процессам правовой глобализации, защите прав в новых сферах предпринимательской деятельности и информационных связей, выполняет функции арбитра и примирителя. Возрастает роль нотариата в поддержке отправления правосудия, снижении стоимости юридических услуг и экономичности правовой системы современного общества.

При этом следует отметить наличие основополагающих различий систем нотариата в странах гражданского и общего права. В рамках системы латинского нотариата модели его организации также могут быть различными, отличаясь степенью вовлечения нотариуса в гражданский оборот, характером совершаемых им действий и объемом оказываемой им правовой помощи. Российская модель небюджетного нотариата также имеет ряд своеобразных черт, соответствуя в целом модели латинского нотариата.

Россия имеет большую историю нотариата, расцвет которого пришелся на период после реформ Александра II в 60-х гг. XIX в. до 1917 г. После длительного периода государственного нотариата «второе рождение» российского нотариата в 1993 г. связано с экономическими реформами, процессами приватизации, изменением отношений собственности. Данные изменения потребовали адекватных правовых способов защиты участников гражданского оборота, в том числе и путем развития системы нотариата. Находившийся в советский период на периферии законодательства и юридической практики нотариат за последние годы занял достойное место в правовой системе России.

Судебная и нотариальная реформы - одни из немногих, которые внесли реальный вклад в формирование в стране правового государства. В правовой системе России стала складываться новая комплексная отрасль права - нотариальное право, объединяющая в себе систему норм, регулирующих порядок совершения нотариальных действий и взаимоотношения нотариуса с участниками нотариального производства. Уникальность нотариата (имея в виду нотариат латинского типа), его полезность, а также экономичность для современного российского общества заключаются в том, что нотариат позволяет обеспечивать правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет них самих, без каких-либо затрат со стороны государства. Мало того, современный нотариат России позволяет государству успешнее осуществлять не только правоохранительные, но и фискальные и судебно-юрисдикционные функции. При этом, как писал автор первого советского учебника по нотариату профессор К.С. Юдельсон, «контроль нотариата за законностью сделок гражданского оборота характеризуется тем, что является предварительным, а не последующим».


Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. Постановлением Верховного Совета РФ 11 февраля 1993 г. N 4463-1) нотариат в России призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик в составе Российской Федерации, данными Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. При этом нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Однако основная часть нотариусов России работает в сфере небюджетного нотариата.

Нотариальные действия в России могут совершаться не только нотариусами. В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района имеют право совершать ряд нотариальных действий для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах (ст. 37 Основ). Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий. Однако у этих лиц, как правило, более ограниченная компетенция либо более ограниченный масштаб деятельности.

Таким образом, нотариальную деятельность в основном в современной России осуществляют специально уполномоченные на это лица - нотариусы, работающие в сфере небюджетного нотариата. С одной стороны, они совершают нотариальные действия от имени государства, в рамках публично-правовых полномочий, переданных им в силу закона. Поэтому нотариус действует в рамках правил и процедур, которые определены законом, в силу чего данной работе присуща необходимость соблюдения формальностей и правовых процедур. С другой стороны, нотариус в системе латинского нотариата по общему правилу, включая Россию, не является государственным служащим и, как следствие, самостоятельно организует свою работу и несет уголовную, административную, имущественную и иную ответственность за последствия своих действий и допущенные им нарушения закона.