Файл: Неуспеваемость школьников как результат и воспитательная проблема «Теории обучения и воспитания».pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 299
Скачиваний: 6
При организации различных видов взаимодействия необходимо учитывать уровень экстравертированности/интровентированности школьников. Учитель выступает в роли грамотного психолога, регулирующего групповое взаимодействие обучающихся, а также личное состояние каждого из учащихся в течение урока.
Творческие задания активизируют познавательные мотивы обучения, способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно релаксации студентов. В процессе выполнения подобных заданий нередко требуется двигательная активность, будь то передвижение по аудитории с целью коммуникации с членами другой подгруппы, опрос/анкетирование присутствующих, сортировка предметов по типовому признаку, инсценировка или драматизация и т.д.
Другими эффективными приемами здоровьесбережения и преодоления школьной неуспеваемости считаются прослушивание и изучение песен и просмотр видеофрагментов, что позволяет снять умственное напряжение и усталость, гарантирует хорошее настроение и непроизвольно побуждает к активному участию в учебном процессе [3].
Наконец, уроки дают возможность оказывать учащимся содействие в развитии и созидании собственного здоровья.
Например, на занятиях, посвященных проблемам экологии, обучающиеся подключаются к защите окружающей среды посредством выполнения ежедневно каждым человеком простого жеста (выключать свет, закрывать кран с водой и т.п.), что способствует сохранению ресурсов нашей планеты, а, следовательно, продолжению жизни на Земле и предотвращению глобальных катастроф человечества, подобно чернобыльской.
В ходе обсуждения темы «Правда ли, что СПИД – бич современного общества?», успешно осуществляется интеграция вопросов здоровья и предметного содержания. Статистические данные о распространении заболевания среди представителей молодого поколения разных стран и их озабоченность данной проблемой становятся отправной точкой для рассуждения. Подобное занятие, помимо решения целого комплекса учебных задач (развития умений аргументирования в устной и письменной речи, аудирования, чтения, письма) преследует и другую цель, а именно подвести учащихся к осознанию целесообразности здорового образа жизни
Таким образом, в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения использование здоровьесберегающих технологий играет важную роль в жизни каждого учащегося, позволяет преодолеть проблему школьной неуспеваемости, помогает легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения. Внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках реализуется посредством ряда практических приемов, которые способствуют формированию благоприятной атмосферы и обеспечивают эмоциональный отдых обучающимся.
На основе анализа теоретических источников по проблеме школьной неуспеваемости были сделаны следующие выводы:
Во-первых, проявление школьной неуспеваемости обусловлено отсутствием у детей школьного возраста мотивации учения, низким уровнем общих умственных способностей и повышенным уровнем школьной тревожности.
Во-вторых, сама по себе проблема школьной неуспеваемости носит комплексный характер и ее решение возможно при успешной реализации программы и при активном комплексном взаимодействии педагогов с другими специалистами.
В-третьих, одним из способов преодоления проблемы школьной неуспеваемости является внедрение в школе здоровьесберегающей среды, которая бы способствовала повышению мотивации обучения, усиливала интерес школьников к учебным занятиям.
В-четвертых, в целом на основе анализа педагогических источников можно заключить, что использование здоровьесберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения играет важную роль в жизни каждого учащегося, позволяет преодолеть проблему школьной неуспеваемости, помогает легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения.
Следовательно, в работе на теоретическом уровне удалось установить, что процесс внедрения здоровьесберегающей среды способствует преодолению проблемы школьной неуспеваемости.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
2.1. Цель, задачи, методы исследования
Эмпирическая часть исследования была проведена в МОУ № 34..
В исследовании приняли участие 21 учащейся.
Цель работы: определить причины школьной неуспеваемости и пути ее преодоления с помощью формирования здоровьесберегающей среды образовательного учреждения.
Таким образом, мы посвятили нашу работу выявлению причин школьной неуспеваемости и разработке программы педагогической деятельности по созданию здоровьесберегающей среды школы, которая бы способствовала преодолению школьной неуспеваемости.
В данном исследовании принимали участие обучающиеся в возрасте 7—8 лет. Для проведения исследования использовались следующие методики:
- Тест МЭДИС (сформированность мыслительных операций и умение считать).
- Тест Керна–Йирасека.
- Тест изучения мыслительных операций.
- Анкета Н.А. Лускановой
- Методика оценки учителем силы, слабости и подвижности возбудительного и тормозного процессов.
- Методика оценки учителем учебной деятельности школьника
- Анкета на определение школьной успешности ученика (Н.А. Шамова).
В течение нескольких месяцев мы работали над проблемой школьной неуспеваемости, изучали ее причины в процессе работы с детьми в классе.
Мы пытались выявить причины снижения учебной активности учащихся, проводя целенаправленное наблюдение за их включением в учебный процесс, отношениями со сверстниками, за их семейной ситуацией.
В ходе своего исследования мы использовали различные диагностические инструменты, направленные на изучение школьной мотивации, интеллектуального развития детей, их позиции в классном коллективе, уровня сформированности учебной деятельности, типа нервной системы.
Наше исследование позволило нам выделить внутри класса группы детей с различными причинами, приводящими к ослаблению учебной активности. В свою очередь, это давало возможность дифференцировать подход к учащимся внутри класса, с тем чтобы уменьшить негативное влияние какого-либо фактора на их учебную активность.
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования
Результаты диагностических методик показали следующее.
В результате выполнения теста МЭДИС (сформированность мыслительных операций и умение считать) 17 учеников класса получили высокий уровень умственного развития (81 %), 2 ученика – средний уровень (9,5 %), 2 ученика – ниже среднего (9,5%).
Рис. 3. Результаты исследования по тесту МЭДИС
По тесту Керна–Йирасека (общее интеллектуальное развитие и функциональная зрелость) дети показали следующие уровни школьной зрелости: выше среднего – 10 человек (47,6 %); – средний – 11 человек (52,4 %).
Рис. 4. Результаты исследования по тесту Керна–Йирасека
Проведем корреляционный анализ полученных результатов по программе «Statisticа».
Таблица 1
Корреляциолнный анализ средних показателей умственного развития и школьной зрелости у респондентов
Компоненты анализа |
Высокий уровень умственного развития |
Средний уровень умственного развития |
Ниже среднего уровень умственного развития |
Выше среднего уровень школьной зрелости |
0,0007*** |
0,002** |
0,0012*** |
Средний уровень школьной зрелости |
0,013** |
0,00011*** |
0,0051** |
*** – p<0,001, ** – p<0,01, * – p≤0,05
Следует отметить, что мы не обнаружили статистически достоверной корреляции (p ≤0,05) между результатами этих двух тестов у наших учащихся, что можно объяснить разнородностью сторон школьной зрелости, которые они изучают и различием в социальных условиях жизни.
По нашему мнению, результаты теста МЭДИС в первую очередь обусловлены фактором благоприятных социальных условий, в которых пребывал ребенок.
Последующий анализ семейной ситуации детей, проведенный в классе, подтвердил данное предположение. С другой стороны, результаты теста Керна–Йирасека в большей мере определяются достигнутым уровнем физиологического созревания на момент тестирования.
Таким образом, 7 испытуемых показали высокий уровень по МЭДИС и выше среднего по тесту Керна-Йирасека, 10 испытуемых – высокий уровень по МЭДИС и средний уровень по тесту Керна– Йирасека, 2 испытуемых – средний уровень по МЭДИС и выше среднего по тесту Керна- Йирасека, 1 испытуемый показал уровень ниже среднего по МЭДИС и выше среднего по тесту Керна–Йирасека, 1 испытуемый – уровень ниже среднего по МЭДИС и средний уровень по тесту Керна–Йирасека.
Анализ уровня интеллектуальной зрелости и психомоторных показателей по данным тестам показал, что имеется связь между тем рейтинговым местом, которое ребенок занимал среди своих сверстников по данным показателям и тем, которое ученик занимает среди своих одноклассников по уровню успеваемости.
Однако эта связь не носит характера линейной корреляции: чем выше показатели по данным тестирования, тем выше успеваемость школьников. Подобного рода зависимость обнаруживается только у испытуемых, занимающих крайние позиции в ряду данных (сверхвысокие либо сверхнизкие результаты).
Эта точка зрения подтверждается отсутствием корреляции между уровнем развития мыслительных процессов у школьников и результатами их тестирования.
Мыслительные процессы детей изучались при помощи теста изучения мыслительных операций в начале четвертой четверти учебного года.
Данное исследование показало, что из 19 учеников, участвовавших в тестировании, 4-й уровень успешности (наивысший) получили 14 человек (73,7 %), 3-й уровень (средний) – 5 человек (26,3 %).
Рис. 5. Результаты исследования по тесту мыслительных операций
Проведенное статистическое оценивание методом ранговой корреляции не показало достоверной связи между умственным развитием детей и результатами испытания как по тесту МЭДИС, так и по тесту Керна–Йирасека.
В связи со сказанным можно утверждать, что влияние уровня школьной зрелости на характер учебной активности опосредуется другими факторами.
Анализ связи между показателями интеллектуальной и психомоторной школьной зрелости и академической успешностью детей наталкивает нас на мысль о том, что определяющим фактором успеваемости выступает уровень сформированности внутренней позиции школьника (Л.И. Божович).
Внутренняя позиция школьника представляет собой новое отношение ребенка к среде, возникающее в результате тесного переплетения основных ненасыщаемых потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослым, что позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности.
Но это новое отношение к среде по-разному сформировано у учащихся.
Средством изучения внутренней позиции школьника в нашем исследовании выступала анкета Н.А. Лускановой по изучению школьной мотивации.
Обнаружилось, что у 16 учащихся (76,2 %) на начало учебы в школе было полностью сформировано отношение к себе как к школьнику, их характеризовала высокая учебная активность.
У 3 учащихся (14,3 %) отношение к себе как к школьнику было практически сформировано.
У 2 учащихся (9,5 %) наблюдалось положительное отношение к школе, хотя школа привлекала больше внеучебными сторонами.
Рис. 6. Результаты исследования по анкете по формированию школьной мотивации
Оказалось, что среди первой группы учащихся нет детей, у которых проявлялось бы отставание в учебе. Безусловно, на качество усвоения учебного материала влияют типологические особенности учащихся. Изучение этих особенностей проводилось с помощью методики оценки учителем силы, слабости и подвижности возбудительного и тормозного процессов.
В ходе исследования было выявлено, что в классе были обнаружены учащиеся со слабой и инертной нервной системой, которые относятся к так называемой группе риска. Эти дети в силу своей природной организации с наибольшим трудом по сравнению с другими сверстниками адаптируются к требованиям учебной деятельности.