Файл: Неуспеваемость школьников как результат и воспитательная проблема «Теории обучения и воспитания».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 253

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем обстоятельством, что в современной педагогике в настоящее время присутствует тенденция изучения как причин школьной неуспеваемости, так и способов ее преодоления.

Как известно, одним из существенных факторов, влияющих на формирование благоприятного учебно-воспитательного процесса и на развитие личности школьника, является комфортная образовательная среда, которая создает условия для преодоления проблемы школьной неуспеваемости.

Данная проблема традиционно находится в центре внимания отечественных педагогов, в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп.

В последние десятилетия в образовании все чаще поднимается вопрос о необходимости преодоления негативных тенденций в состоянии здоровья обучающихся. В силу повышения требований к процессу обучения школьники и студенты нуждаются в таких технологиях преподавания, которые были бы адекватны их возрасту, устраняли бы перегрузки и способствовали укреплению здоровья.

Во взаимодействии учителя и ученика складывается важная система взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения.

Отсюда объясним тот интерес, который высказывают к данной области практической педагогике современные ученые, среди которых много известных и в педагогики, и психологии имен.

Это обуславливает выбор темы настоящего исследования.

Следовательно, именно благодаря изучению данных проблем, можно определить, как преодолеть школьную неуспеваемость у детей.

Степень разработанности проблемы.

Исследованием различных аспектов данной проблемы занимались ученые Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский, С. Степанов, К.К. Платонов, А.Н. Леонтьев, В.А. Кан-Калик, А.Н. Лутошкин, М.Ю. Кондратьев, И.А. Зимняя, А. Г. Исмагилова, А.А. Коротаев, А.К. Маркова, К. Эдварс, Т. С. Тамбовцева, Н. А. Березовин и др.

Обращение к этой теме в настоящем исследовании было обусловлено несколькими причинами. Главная из которых заключается в том, что в работах, посвященных теоретическим и практическим вопросам изучения проблем школьной неуспеваемости, нет единого мнения по данному поводу.

Следовательно, работа представляет собой опыт классификации многочисленных подходов к трактовке этой проблемы, получивших развитие в отечественной и зарубежной педагогике.

Объект исследования: школьная неуспеваемость как научный феномен.


Предмет исследования: процесс преодоления школьной неуспеваемости в образовательном процессе с помощью различных технологий.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе изучения, критического анализа, обобщения, методологического и теоретического осмысления современного состояния проблемы преодоления школьной неуспеваемости составить целостное представление об особенностях этого процесса.

Гипотеза исследования – мы предполагаем, что создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении будет способствовать преодолению проблемы школьной неуспеваемости.

Задачи исследования:

- проанализировать современные теории понимания сути феномена «школьная неуспеваемость»;

- выявить различные способы классификации данного феномена;

- изучить структуру и составляющие данных понятий;

- определить значение феноменов «школьная неуспеваемость», «воспитательная проблема» в практической педагогике;

- выделить ценностно-смысловые детерминанты формирования здоровьесберегающей среды в школе.

Методы исследования включали: анализ и обобщение научной литературы; синтез, дедукцию, индукцию, сопоставительно-функциональный метод, текстуальный анализ, семиотический метод, системно-структурный метод, описательный метод, эмпирический метод.

Структура: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения составили содержание работы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

1.1. Анализ причин неуспеваемости школьников

Одной из наиболее распространенных трудностей школьников является школьная неуспеваемость. Указанная нами трудность в усвоения учебного материала ряда дисциплин связана с тем обстоятельством, что школьник не может освоить знания по ним, выработать у себя умения и навыки. Постепенно увеличивается количество невыполненных им учебных заданий, увеличивая его некомпетентность в том или ином знании по учебной дисциплине.


Поэтому необходимо построить работу педагога с ребенком, родителями для быстрого выявления, коррекции и профилактики проявившихся признаков неуспеваемости.

По мнению А.К. Марковой, в начальную школу большинство детей приходят с ярко выраженной широкой познавательной и социальной мотивацией (все интересно в школьной жизни, ко всему есть острое любопытство, все привлекает внимание, есть понимание необходимости учения, стремление соответствовать своей новой социальной роли ученика, чувство долга перед родителями и школой) [6, с. 32].

Однако мечты об успешном обучении часто не сбываются, возникают трудности в учебе, широкая социальная и познавательная мотивация резко ослабевает уже в середине первого года обучения, новый уровень учебных (учебно-познавательных) мотивов не формируется, пропадает желание учиться, школьные обязанности становятся обузой [4, с. 8].

Среди факторов, оказывающих влияние на отставание учащихся в учебной деятельности, особое место занимает уровень готовности ребенка к обучению в школе. Ребенок к началу обучения в школе должен не только быть зрелым в физическом и физиологическом отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития [11, с. 10].

Само понятие признака неуспеваемости в теоретической и практической работе не тождественно. В теоретической работе признаки неуспеваемости – это элементы, в совокупности образующие ее состав, т.к. идет о научном определении понятия. В практической работе под признаком неуспеваемости следует понимать не сам элемент неуспеваемости, а его внешнее проявление [12, с. 66].

Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств ее предупреждения требуют использования двух терминов: «неуспеваемость» и «отставание».

Неуспеваемость – отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными программой. Основными причинами выступают: разного рода недостатки в развитии познавательной сферы ребенка; недостатки в обучении; совокупность причин [6, с. 87].

Отставание – несоответствие уровня достижений человека или группы людей – особенно в образовательном контексте – ожиданиям или тому потенциалу, который у них имеется [6, с.95].

Отставание в обучении – ребенок с некоторым отставанием в развитии, способности которого к учебе несколько ниже среднего уровня, требующий специальных учебных методик в процессе обучения.

Отставание учащихся – недостаточное усвоение отдельными учащимися текущего учебного материала [4, с.20].


Конечно, неуспеваемость — это комплексная проблема, имеющая дидактический, методический, психологический, медицинский и социально-педагогический аспекты. Комплексным должно быть и ее решение.

Хотя задача раскрытия сущности неуспеваемости в литературе не поставлена, во многих работах можно обнаружить подходы к ее решению. Один из этих подходов состоит в анализе условий, порождающих неуспеваемость.

Так, М.А. Данилов связывает неуспеваемость с движущими силами процесса обучения – его противоречиями. Согласно этой позиции, в тех случаях, когда противоречивое единство возможностей учащихся и того, что от них требуется, нарушается, возникает неуспеваемость [19, с.23-27].

Однако эти исследования нельзя считать достаточными, они направлены на выяснение внешних связей явления и оставляют в тени его внутреннее строение.

Имеются попытки построить типологию на иных основаниях, в частности на характеристиках учебного труда учащихся и структуре их личности. Такой подход можно обнаружить у П.П. Блонского, который, составляя общую типологию школьников, выделил и типы неуспевающих. Это, во-первых, тип, названный им «плохой работник». Его чертами являются следующие :

1) задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит;

2) работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы);

3) не подмечает своих неудач и трудностей;

4) не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;

5) либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно;

6) индифферентно относится к результатам работы.

Указанные черты неуспевающего школьника, поскольку они характеризуют его деятельность в учебном процессе, могут быть использованы в определении неуспеваемости.

Другой выделенный тип назван патологическим – это эмоциональные, часто имеющие неудачи в учении школьники, встречающие специфическое к себе отношение окружающих. Они заявляют «не могу» до начала работы, нуждаются в одобрении со стороны окружающих, тяжело переносят трудности и, неудачи. В данном случае выделенные черты носят скорее психологический, нежели дидактический, характер [6].

П.П. Борисов выделяет следующие причины школьной неуспеваемости, которые он разделяет на 4 крупных блока: педагогические причины, социально-бытовые причины, физиологические причины, психологические причины.

Рассмотрим данные блоки в виде схемы.


Рис. 1. Причины школьной неуспеваемости

Как мы видим, все эти причины требуют определенных способов своего преодоления, которые должны определяться различными видами педагогической деятельности.

Психологическую типологию неуспеваемости дает Н.И. Мурачковский: за основу в данном случае взят характер взаимоотношений наиболее существенных сторон личности школьников.

Ценность этой работы определяется тем, что в ходе исследования автором были выявлены общие черты для всех групп неуспевающих школьников. Они обобщены понятием «слабая самоорганизация», которая проявляется в неумении ученика управлять собственными психическими процессами (вниманием, памятью), отсутствием сформированных рациональных способов умственной работы, нежеланием думать при решении учебных задач, формальным усвоением знаний [4, с.44-46].

Таким образом, можно заключить, что в последние годы проблема школьной неуспеваемости достаточно активно исследуется. Появилось немало работ, в которых рассматриваются вопросы сущности, структуры, закономерностей функционирования и развития компетентности школьников. Происходит это в рамках обоснования компетентностного подхода к организации учебного труда.

Большая часть ученых и исследователей под учебной компететностью, прежде всего, понимают, определенный уровень знаний, который демонстрируется школьниками.

Более частные характеристики учебного труда учащихся даны в работе Р.Л. Гинзбург.

Автор имеет в виду разные уровни усвоения учащимися учебного материала. Под учебным материалом в данном случае понимается текст учебника, а различные типы усвоения соотносятся с определенным уровнем смысловой переработки текста.

Так, одни неуспевающие ученики характеризуются тем, что они совсем не могут следить за ходом объяснения учителя и испытывают серьезные трудности при чтении текста учебника, другие - тем, что справляются с анализом - синтезом только в некоторых случаях, в частности, когда речь идет о конкретных предметах и явлениях. Общим для неуспевающих учащихся выступает нежелание напрягать свои умственные силы, отрицательное отношение к более сложным методам работы.

Внимание исследователей сосредоточено в основном на сформировавшейся, фиксированной неуспеваемости, и главной целью выступает изучение ее причин.

В частности, Н.А. Менчинская и ее сотрудники изучают только тех учащихся, которые не успевают по многим предметам в течение ряда лет. В исследовании Ю.К. Бабанского анализ причин неуспеваемости составляет основной метод разработки средств преодоления неуспеваемости.