Файл: Неуспеваемость школьников как результат и воспитательная проблема «Теории обучения и воспитания».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 296

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изучение неуспеваемости только в ее итоговом виде нельзя признать достаточным потому, что это затрудняет выделение ее элементов. Изучение тех учащихся, для которых неуспеваемость стала устойчивой характеристикой их личности, не самый прямой путь для проникновения в сущность этого сложного явления. Такой путь легко может привести к смешению совершенно разных явлений, т.к. здесь взаимодействуют и личностные свойства учащихся, и условия их обучения, и постепенно накапливающиеся влияющие друг на друга элементы неуспеваемости.

Исследовать неуспеваемость как явление педагогической действительности удобнее в том ее состоянии, когда она находится в процессе становления и когда различные ее элементы еще не переплелись. Бороться с неуспеваемостью в этих условиях – значит проводить профилактическую работу. Вот почему исследование, направленное на раскрытие существа неуспеваемости, более плодотворно, если оно опирается на практику преодоления неуспеваемости.

Соответственно, в современной школе должна проводиться планомерная социально-педагогическая деятельность по преодолению школьной неуспеваемости.

Кратко рассмотрим такую коррекционную деятельность с помощью схемы.

Рис. 2. Пути коррекции школьной неуспеваемости

Проанализировав результаты исследований ученых, можно сделать вывод, что проявление школьной неуспеваемости обусловлено отсутствием мотивации учения, низким уровнем общих умственных способностей и повышенным уровнем школьной тревожности. При успешной реализации программы и при комплексном взаимодействии компетентных специалистов возможно решение проблемы школьной неуспеваемости.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что изучаемая проблема нуждается в тщательном анализе.

1.2. Преодоление школьной неуспеваемости с помощью созданий здоровьесберегающей среды в образовательном процессе

В связи с тем, что урок характеризуется высокой интенсивностью и требует от учащихся концентрации внимания, напряжения сил, сбережению здоровья следует уделять особое внимание.


Именно урочное время нужно использовать с пользой, чтобы преодолеть главную причину школьной неуспеваемости – неумение учащихся постигать суть учебного материала.

Быстрая утомляемость вызвана еще и спецификой предмета: для достижения цели часто необходимо проделывать большое количество тренировочных упражнений. Соответственно, для повышения эффективности занятия важно учитывать физиологические и психологические особенности учащихся, предусматривать различные режимы работы, снимающие усталость.

В связи с этим в настоящее время проблеме здоровьесбережения в учебных заведениях посвящено немало работ отечественных ученых.

Среди них можно выделить работы Н.А. Голикова, В.Н. Ирхина, Э.М. Казина, В.В. Колбанова, В.Р. Кучмы, Н.В. Третьяковой и др. Такие ученые как Н.П. Абаскалова, В.К. Бальсевич, М.М. Безруких, Г.К. Зайцев, Л.И. Лубышева, Н.Н. Манжелей, Т.Ф. Орехова, Н.М. Полетаева, Т.М. Резер, Л.А. Семенов, Н.К. Смирнов, Г.П. Сикорская, Л.Г. Татарникова, З.И. Тюмасева и другие исследуют разнообразные направления и особенности деятельности образовательных организаций в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся, раскрывают практику внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

Но, несмотря на множество проведенных исследований, на сегодняшний день есть ряд неизученных аспектов, в том числе, какие условия обучения позволяют оптимизировать напряженность учебной деятельности школьников.

По мнению учёных (Э.Н. Вайнер, А.А. Коробейников, Н.Н. Куинджи, Г.И. Тушина и др.) за основу определения здоровья берётся вариант, предложенный Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ), т.е. рассматривать здоровье как «состояние полного физического, психического и социального благополучия» [4, с. 23].

Э.Н. Вайнер, указывает, что здоровье – это «состояние равновесия между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющимися условиями среды» [4, с. 12].

М.Е. Коржова рассматривает биологическое здоровье, социальное здоровье и духовное здоровье [11, с. 20].

Здоровье - правильная нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие, это такое состояние духа, эмоциональной, психической и физиологической сфер жизнедеятельности человека, которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, его талантов и способностей, для осознания им своей неразрывной связи с окружающим миром, своей ответственности за него. [21, с. 5]

Сегодня для всех стало очевидным, что целью качественного образования не может быть только приобретение знаний, потому что сведения и данные, которые мы преподносим детям, стремительно устаревают. Обучающимся необходимы такие способы действий, которые помогут им в дальнейшем самостоятельно приобретать новые знания, но наряду с этой мыслью отмечают важность и значимость сохранения, профилактики психического и физического здоровья.


В связи с этим уже на раннем этапа обучения определяется следующая задача – не передать обучающемуся сумму знаний, а научить его учиться, мыслить, потому что только развитый ум и владение способами организации собственной деятельности могут стать залогом его успеха, чем бы он ни занимался в жизни.

На сегодняшний день в педагогической науке термин «здоровьесберегающая среда», как показывает анализ литературы, употребляется неоднозначно, без глубокого осмысления.

Многими учеными он используется для описания условий здоровьесбережения, здоровьесберегающих мероприятий, отдельных результатов здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. В связи с этим настоящий параграф позволит уточнить сущность рассматриваемого понятия, определить его структуру. Для этого сакцентируем внимание на значении и особенностях ключевых терминов «здоровье», «здоровьесбережение» и «среда».

И.И. Брехман подчеркивает, что здоровье – это способность сохранять соответственно возрасту и полу психофизиологическую устойчивость в условиях постоянно изменяющихся количественных и качественных единиц структурной (ощущаемые раздражители внешней среды) и сенсорной (совокупность антигенов, атакующих каждый организм) информации [10, с. 65].

М.Е. Коржова разделяет взгляды тех, кто к пониманию здоровья относится многопланово. Она рассматривает биологическое здоровье, социальное здоровье и духовное здоровье [11. с. 54].

Аналогичную точку зрения имеет А.М. Митяева, которая пишет, что здоровье – «такое качество жизненного процесса, когда он закономерно и оптимально осуществляется в природной и социальной среде и обогащается необходимым внутренним миром конкретного человека» [10, с. 66].

На основе анализа различных источников и предпосылок развития «культуры здоровья личности» она приходит к выводу, что до настоящего времени, в борьбе за здоровье педагоги школы решали «чисто гигиенические вопросы», а «медицина пыталась исправить здоровье детей, разрушенное педагогами, школой, обществом и самими детьми» [10, с. 34].

Ученые В.И. Петленко и Д.Н. Давиденко определили, что здоровье – это категория комплексная, включающая ряд взаимосвязанных компонентов:

1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем органов человеческого организма.

2. Физическое здоровье – уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основа физического здоровья – это морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов.


3. Психическое здоровье – состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.

4. Сексуальное здоровье – комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.

5. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде [18, с. 65].

А.А. Коробейников называет здоровье важнейшим параметром в шкале человеческих ценностей и дает следующее определение: «здоровье – это краеугольный камень в развитии человеческой цивилизации. Это социально- экономическое и культурно-историческое, а не узко медицинское понятие» [20, с. 45].

Таким образом, со временем ученые стали рассматривать понятие «здоровье» комплексно, утверждая его многогранную природу. Учитывая это положение, в исследовании будем придерживаться дефиниции здоровья, сочетающей в себе био-социо-духовную организацию жизни человека.

Далее рассмотрим следующее валеологическое понятие, напрямую связанное с темой исследования – «здоровьесбережение».

Анализ валеологической, педагогической, психологической литературы показал, что на сегодняшний день нет общепринятой трактовки рассматриваемого термина, несмотря на большое количество исследований вопросов в рамках данной проблемы.

Так, Д.В. Викторов дает следующее толкование понятия «здоровьесбережение – процесс, включающий в себя совокупность специально организованных физкультурно-оздоровительных, образовательных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и т.п. мероприятий, предполагающих необходимость целенаправленной стимуляции жизненно важных функций организма человека для полноценно здоровой жизни на каждом этапе его возрастного развития». Автор в определении не дает четкого понимания, что является «стимуляцией жизненно важных функций организма», а также не заостряет внимание на здоровье как на высшей социальной ценности [14, с. 76].

Е.И. Глебова под здоровьесбережением в образовательном пространстве подразумевает «процесс сохранения и укрепления собственного здоровья в физическом и психическом плане, направленный на преобразование интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, повышение ценностного отношения к собственному здоровью…» [17, с. 10].


Данное определение основано на несколько ином понимании здоровья, в котором рассматриваются только физический и психический компоненты; однако в нем зафиксированы некоторые существенные признаки.

Так, Г.Д. Слесарева в статье, посвященной здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, определяет здоровьесберегающую среду как «идеальную модель, к которой стремятся все участники образовательного процесса» [17, с. 10].

В этой связи образовательные учреждения, в том числе профессиональной направленности, должны решать следующие задачи:

  • создавать условия, позволяющие остановить данный процесс и сохранить имеющийся уровень здоровья детей;
  • оказывать учащимся содействие в развитии и созидании собственного здоровья.

В плане реализации здоровьесберегающих технологий на занятиях в образовательном учреждении можно отметить ряд особенностей, например, необходимо включение таких оздоровительных моментов, как физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

Наиболее адекватными приемами сбережения физического и психологического здоровья на занятиях являются:

  • обеспечение максимально благоприятной и комфортной обстановки,
  • создание положительного эмоционального настроя,
  • достаточно частая смена видов деятельности,
  • разнообразные организационные формы работы (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая),
  • выполнение творческих заданий и проектов,
  • прослушивание аудиозаписей,
  • просмотр видеофрагментов,
  • предметное содержание занятий и др.

Для сохранения здоровья учащихся на уроках и преодоления возможной школьной неуспеваемости, прежде всего, следует стремиться создавать и поддерживать позитивный эмоциональный настрой, т.к. известно, что положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм человека.

Например, на уроках иностранного языка можно рекомендовать чтение коротких смешных историй, разучивание скороговорок (например: «Le ver vert va vert le verre vert», «Le chasseur sait chasser sans son chien» и др.), изучение французских пословиц, проведение конкурсов на лучшего знатока французского языка, несомненно, способствуют не только развитию языковой компетенции, но и становлению комфортной атмосферы на занятии.

Во избежание усталости обучающихся рекомендуется часто менять виды речевой деятельности и режимы работы: чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), самостоятельная работа.