Файл: Неуспеваемость школьников как результат и воспитательная проблема «Теории обучения и воспитания».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 323

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Еще один фактор, сильно влияющий на процесс школьной адаптации и затруднения в учебе, – дисгармония семейных отношений как между взрослыми, так и между взрослыми и детьми. Психологическое напряжение между членами семьи создает неблагоприятный для развития ребенка фон, нарушает необходимые контакты, закрепляет неправильное поведение. В таких семьях часто не могут найти единой линии поведения. Подобное отношение наблюдается в семье ученицы Б. Девочка очень быстро нашла для себя выгодный стиль поведения: стала приспосабливаться, выкручиваться, а затем переносить этот же стиль поведения на общение со сверстниками.

Академическая успешность школьника находит свое выражение в том, как складывается у него структура учебной деятельности, насколько комфортными для него являются условия образовательного процесса.

Для изучения уровня сформированности учебной деятельности мы использовали методику оценки учителем учебной деятельности школьника, которая основывается на представлениях В.В. Давыдова о ее трехчленном строении: учебная задача, учебные действия, действия контроля и оценки.

Уже в первом классе при помощи этой методики можно определить степень сформированности отдельных компонентов структуры учебной деятельности и тем самым дифференцировать учащихся по степени успешности овладения ею.

В конце первого года обучения стало ясно, что у первоклассников наиболее слабо развито действие самоконтроля и самооценки. Практически никто из их не овладел этим компонентом учебной деятельности в полной мере. Различались дети по уровню развития и двух других компонентов учебной деятельности.

Необходимость создания здоровьесберегающей среды для преодоления школьной тревожности мы измеряли с помощью методики «Анкета на определение школьной успешности ученика (Н.А. Шамова)».

В ходе данного исследования мы выяснили, что 76,4% респондентов считаю, что здоровьесберегающие условия, созданные в образовательной среде благоприятно сказываются на процессе преодоления школьной неуспеваемости, 16,8% высказали нейтральную позицию и только 6,8% респондентов высказались против данного внедрения.

Рис. 6. Результаты исследования по анкете по использованию здоровьсберегающих технологий для преодоления школьной неуспеваемости

Наш эксперимент показал, что отставание в учебе учащихся 1–2 классов связано с действием разнообразных факторов:

  • низкого уровня школьной зрелости,
  • несформированностью внутренней позиции школьника,
  • слабым и инертным типом нервной системы,
  • дисгармонией семейных отношений.

Ни один из них не является определяющим, но при их игнорировании учителем может возникнуть кумулятивный эффект, фатально сказывающийся на учебной активности школьника.

В ходе работы с классом мы учитывали указанные особенности учащихся, и к концу обучения можно было выделить только 3 учащихся, испытывающих явные затруднения в учебе.

Двое из них (ученица Г. и ученица Д.) обладают уравновешенной нервной системой со средним уровнем подвижности. Это дети с частой сменой настроения, впечатлений. Они довольно легко примиряются со своими неудачами и неприятностями. Продуктивны в работе, когда им интересно. Если работа не интересна, они относятся к ней безразлично, им становится скучно.

У данных учениц сформировано положительное отношение к школе, но школа больше привлекает внеучебными сторонами.

Ученица Г. находится под опекой (родители страдают алкоголизмом и лишены родительских прав). В раннем детстве наблюдалась задержка развития, но благодаря своему опекуну девочка в целом не отстает в развитии от своих сверстников. На уроках невнимательна. С доски списывает с ошибками.

По результатам исследования показала пониженный уровень развития мыслительных процессов.

У ученицы Д. средний уровень умственного развития, но девочка страдает дисграфией – частичным расстройством процесса письма, связанным с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.

Поэтому у данного ребенка возникают большие трудности в усвоении русского языка.

Ученик З. часто болеет, пропускает 1–2 дня по причине плохого самочувствия. Это, безусловно, влияет на его успеваемость. На уроке рассеян, невнимателен, часто не успевает выполнить задания полностью. Вовремя не начинает работу.

Может долгое время открывать учебник и искать нужное упражнение. Обладает слабым типом нервной системы, инертен. Отношение к себе как школьнику практически сформировано.

Таким образом, результаты нашего исследования убедительно доказывают, что проблема школьной неуспеваемости нуждается в своем разрешении, одним из путей ее преодоления является создание здоровьесберегающей среды в образовательном процессе.

Выводы по второй главе

На основе анализа проведенного эмпирического исследования по проблеме школьной неуспеваемости были сделаны следующие выводы:

Во-первых, для подтверждения выдвинутой в работе гипотезы была организована эмпирическая работа, цель которой заключалась в необходимости определить причины школьной неуспеваемости и пути ее преодоления с помощью формирования здоровьесберегающей среды образовательного учреждения.


В-вторых, было организовано исследование. в котором приняли участие обучающиеся в возрасте 7—8 лет. Для проведения исследования использовались следующие методики: тест МЭДИС (сформированность мыслительных операций и умение считать), тест Керна–Йирасека, тест изучения мыслительных операций, анкета Н.А. Лускановой, методика оценки учителем силы, слабости и подвижности возбудительного и тормозного процессов, методика оценки учителем учебной деятельности школьника, анкета на определение школьной успешности ученика (Н.А. Шамова).

В-третьих, результаты эмпирического исследования доказывают, что школьная среда является мощным фактором влияния на успеваемость детей. В целом отставание в учебе учащихся 1–2 классов, которые приняли участие в исследовании, связано с действием разнообразных факторов: низкого уровня школьной зрелости, несформированностью внутренней позиции школьника, слабым и инертным типом нервной системы, дисгармонией семейных отношений. При этом создание здоровьесберегающей среды позволяет создать кумулятивный эффект, положительно сказывающийся на учебной активности школьника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании вышесказанного, мы можем сделать следующие выводы:

В ходе исследования его цель была достигнута, а гипотеза, согласно которой создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении будет способствовать преодолению проблемы школьной неуспеваемости, нашла свое подтверждение.

В ходе работы удалось на основе изучения, критического анализа, обобщения, методологического и теоретического осмысления современного состояния проблемы преодоления школьной неуспеваемости составить целостное представление об особенностях этого процесса.

В частности, в настоящем исследования были проанализированы современные теории понимания сути феномена «школьная неуспеваемость». Также были выявлены различные способы классификации данного феномена.

Была изучена структура и составляющие данных понятий. Определено значение феноменов «школьная неуспеваемость», «воспитательная проблема» в практической педагогике. Выделено ценностно-смысловые детерминанты формирования здоровьесберегающей среды в школе.

На современном этапе развития нашего общества ряд факторов, таких как снижение материального благополучия значительной части населения, ухудшение экологической ситуации, рост генетически обусловленной патологии, ослабление инфраструктуры здравоохранения в целом, приводит к тому, что человек зачастую не способен адекватно и в полной мере оценить состояние своего здоровья и уделить должное внимание его сохранению.


Результат исследования показал, что у неуспевающих школьников отсутствуют учебно-познавательные мотивы, выявлен низкий, ниже среднего уровень общих умственных способностей и установлен повышенный уровень школьной тревожности. Поведение этих школьников характеризуется низкой работоспособностью, отрицательным поведением на уроке и равнодушным отношением к своим неудачам в обучении. В связи с этим необходимо построение работы с неуспевающими школьниками, которая направлена на решение вышеперечисленных проблем.

С данной целью была разработана программа педагогической деятельности по созданию здоровьесберегающей образовательной среды и преодолению школьной неуспеваемости.

Главными задачами программы являются: создание психологически комфортной здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве и нейтрализация негативных проявлений школьной неуспеваемости.

Работа по данной программе предполагает следующие результаты: установление взаимодействия с родителями, учителями и школьниками, которые нуждаются в помощи, сформированность мотивации учебной деятельности, повышение уровня общих умственных способностей, снижение уровня школьной тревожности и повышение самооценки неуспевающих школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Безруких, М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М. : Просвещение, 2012. – 202 с.
  2. Блонский П. П. Как предупредить неуспеваемость школьников: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2011. – 423 с.
  3. Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании / Г.В. Бродкина, И.И. Зубарёва, АПКРО. - 2002.
  4. Вайнер Э.Н. Валеология – М.: Флинта, 2013. – 448 с.
  5. Венгер, А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Генезис, 2001. – 220 с.
  6. Волков, Б.С. Психология педагогического общения: Учебник для бакалавров / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, Е.А. Орлова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 335 c.
  7. Горбунов, Н.П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности [Текст] // Педагогика. – 2013. – № 8. – С. 9–12.
  8. Гришанова О.С. Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении: система работы, мониторинг / О.С. Гришанова, Е.В. Гусева – Волгоград: Учитель, 2010. – 248 с.
  9. Дубровина, И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога. – М. : Академия, 2015. – 410 с.
  10. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. – М.: Логос, 2015. – 384 с.
  11. Коржова М.Е. Здоровьесберегающие технологии осуществления образовательного процесса: автореф. дис. … канд. пед. наук – Челябинск, 2007. – 20 с.
  12. Левченко, И.Ю., Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика. – М. :Академия, 2013. – 280 с.
  13. Малярчук Н.Н. Проблемы сохранения здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях/ Н.Н. Малярчук // Вестник Тюменского государственного университета, 2013. – №9. – С.71-82.
  14. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. –2012. – № 5. – С. 40 – 48.
  15. Мудрик, А.В. Педагогам о психологии // Педагогика. – 1998. – № 2. – С. 106–107.
  16. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М. : Сфера, 2011. – 310 с.
  17. Слесарева Г.Д. Здоровьесберегающая деятельность учреждения // Психолого-педагогическое обеспечение как здоровьесберегающий ресурс субъектов образовательного процесса – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. – 9-11 с.
  18. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе/Н.К. Смирнов, М.: АПК и ПРО, 2002. -121с.
  19. Третьякова Н.В. Процессный подход к управлению качеством здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения/ Н. В. Третьякова; под науч. ред. В. А. Федорова. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. – 157с.
  20. Цетлин, В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. – М., 2007.
  21. Шаталова Г.С. Философия здоровья – М.: Елен и КО, 2007. – 230 с.