Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ
1.1 Понятие личности в психологии
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ
2.1. Проблема профессионального стресса
2.2. Формирование личностных деформаций стрессового типа в условиях профессиональной деятельности
3. ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ СТРЕССОВОГО ТИПА
3.1 Методы диагностики личностных деформаций стрессового типа
Выводы по второй главе
Современные люди большую часть времени проводят на работе. Некоторые люди не могут забыть о работе, даже когда находятся дома. Часто из-за работы люди находятся в стрессовом состоянии и испытывают профессиональный стресс. Причины развития нервного напряжения у сотрудников разных сфер деятельности разные, а признаки и последствия все одинаковы. Стресс на работе и дома снижает интерес человека к жизни, истощает его творческие и интеллектуальные способности. Психологический стресс приводит ко многим заболеваниям. Избежать этого помогут специальные упражнения, тренировки и методы снятия напряжения.
3. ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ СТРЕССОВОГО ТИПА
3.1 Методы диагностики личностных деформаций стрессового типа
Профилактика профессиональной деформации - это комплекс предупредительных мероприятий, направленных на снижение вероятности развития и проявлений профессиональной деформации, в который включены меры как психологического, так и непсихологического организационно-управленческого, воспитательного характера.[37]
Психологическую профилактику профессиональной деформации личностных качеств необходимо выстраивать таким образом, чтобы проводимые мероприятия содействовали полноценному социально- профессиональному развитию личности
Коррекцию профессионального стресса осуществляют в виде пошагового алгоритма:
первый шаг - самоанализ системы стрессоров, определение значимости каждого класса стрессоров;
второй шаг - самоанализ клинических проявлений возможного профессионального стресса, принятие решения о его наличии/отсутствии/угрозе,
третий шаг - формирование комплекса коррекционно-профилактических мер,
четвертый шаг - реализация программы коррекционно-профилактических мер,
пятый шаг - контроль результатов - повторный анализ системы стрессоров и клинической картины, оценка наступивших изменений, принятие решения о продолжении/изменении выполнения программы коррекционно-профилактических мер либо о необходимости обращения к профильному специалисту. [38]
Опыт свидетельствует, что подход к феномену как к синдрому, вне его связи с личностью, малопродуктивен и коррекция отдельных проявлений феномена - эмоциональных, когнитивных, либо поведенческих - сама по себе не обеспечит необходимых изменений. Рассмотрение же феномена как целостного состояния личности, как проявления профессионально-личностной деформации намного более эффективно. Именно поэтому стратегический вектор в работе с состоянием выгорания личности как проявлением профессионально-личностной деформациями состоит в изменении отношения человека к себе и смыслу своей жизни, в то время как тактически это обеспечивается работой с отдельными сферами психики (опора на внутриличностные ресурсы, обучение обращению с эмоциональными процессами, коррекция деструктивных мотиваций, представленных отдельными субличностными структурами, реконструкция личного мифа и роли в нем, выработка новой иерархии мотиваций), с сохранением общего стратегического вектора.
Такой системно-стратегический подход к коррекции состояния выгорания личности как проявления профессионально-личностной деформации позволяет значительно повысить уровень социальной адаптации личности в относительно сжатые сроки и одновременно получить стойкий эффект, системные позитивные изменения в ее жизнедеятельности.
Профессионально-личностная деформация вызывается нарушением внутриличностного баланса. Одним из методов профилактически стресса является измерение стрессовой реакции. Учеными выделены следующие методы измерения стрессовой реакции.
Химические методы измерения, – например, лабораторный анализ крови на различные гормоны. Электромиографические методы (ЭМГ) – оценка влияния стрессовой реакции на поперечно-полосатую мускулатуру. ЭМГ может рассматриваться как косвенное определение мышечного напряжения (измеряется электрохимическая активность нервов, иннервирующих ту или иную мышцу).
Практическое преимущество использования ЭМГ - регистрации стрессовой реакции состоит в доступности для измерения практически всех мышечных групп.
Гемодинамические способы измерения. Предусматривают оценку влияния стрессовой реакции на сердце и сосудистую систему. Наиболее распространенными критериями оценки здесь выступают периферический кровоток и частота сердечных сокращений.[39]
Электрокожные методы измерения. Заключаются в оценке влияния стресса на электрические характеристики кожи (например, кожно-гальваническое сопротивление – КГС; кожный потенциал – КП). Психологические методы. Связаны с определением «психологических» эффектов стрессовой реакции виктимности и гиперкомпенсирующей мотивации сверхконтроля.
. В 1967 г. учеными Р. Холмсом и О. Рае была разработана Шкала оценки социальной адаптации. Шкала представлена 42 событиями из жизни человека. Каждое событие «пробаллировано».
При работе со Шкалой испытуемым предлагается пометить галочкой те события из представленного списка, которые им пришлось пережить за последний год.
Для того, чтобы получить общий балл, свидетельствующий об уровне социальной адаптации испытуемого, необходимо суммировать количество отмеченных баллов. Наиболее валидной и достоверной методикой, предназначенной для оценки влияния длительного стресса на структуру личности, по мнению ученых, можно считать Миннесотский многофакторный личностный тест (MMPI).
Данный тест состоит из 10 основных клинических шкал. Клиенту (пациенту) предлагается 550 утверждений-высказываний, которые впоследствии, будут оцениваться по матрице в соответствии с обозначенными шкалами.[40]
Определенный интерес представляют Шкала тревоги Тейлора, состоящая из 50 утверждений-высказываний; Шкала субъективного стресса, направленная на изучение ситуационных эффектов, вызываемых у человека стрессом (состоит из 14 описательных выражений, при помощи которых пациент может описать свои субъективные реакции в стрессовой ситуации).
3.2. Приемы управления функциональными состояниями
Профессиональная деформация личности подразумевает изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентации, характера, способов общения и поведения) под влиянием выполнения ею своей профессиональной роли.
Однако есть авторы, прицельно изучающие эту проблему и справедливо считающие, что синдром выгорания не обязательно должен возникать в виде компонента профессионально-личностной деформации; профессионально-личностная деформация проявляется скорее на поздних фазах карьеры специалиста, а синдром выгорания может проявиться уже в первые годы работы человека на конкретном рабочем месте.
Таким образом, соотношение профессионально-личностной деформации и состояния или синдрома выгорания выглядит следующим образом: выгорание может проявиться и вне контекста профессионально-личностной деформации, в то время как деформация (в негативном понимании этого термина) вряд ли может быть проявлена вне этого состояния или синдрома.
Состояние выгорания может быть вызвано нарушением баланса между личностью и конкретными требованиями содержания работы сотрудника на конкретном рабочем месте, и тогда оно может не быть связано с процессом профессионально-личностной деформации. Как бы ни был проявлен синдром выгорания - вследствие фактора несоответствия «личность-работа» или в рамках профессионально-личностных деформаций, он остается тяжелым, болезненным состоянием личности, нарушающим ее жизнедеятельность, нуждающимся в коррекции. [41]
Первое направление – профилактическое. Преодоление стресса может быть достигнуто путем изменения взаимосвязи между человеком и окружающей средой, посредством взаимной адаптации субъекта и объекта.
Профилактическое (превентивное) направление преодоления стресса может происходить за счет изменения стрессорной реакции в результате повышения устойчивости организма и психики к воздействиям стрессора, поддержания функционального состояния и работоспособности на устойчивом рациональном уровне, снижения чрезмерных функциональных, эмоциональных и поведенческих реакций на стрессогенное воздействие, восстановления функционального состояния после выраженных стрессорных воздействий.
Данное направление преодоления стресса имеет, как правило, оперативный характер коррекционных воздействий. Оно связано с созданием рациональных, благоприятных условий для жизни и деятельности человека, носит достаточно генерализованный характер, рассчитанный на предотвращение стресса за счет приспособления окружающей среды и деятельности (ее содержания, условий протекания и организации) к особенностям, возможностям людей (как правило, достаточно широкого их контингента).
Второе направление предусматривает решение задачи преодоления стресса у конкретного человека с учетом его индивидуальных особенностей реакции на стрессор с помощью использования методов и средств изменения, нормализации его функционального состояния и работоспособности. Также необходимо учитывать, что определение путей, приемов и методов противодействия (профилактики и коррекции) стрессу должно основываться на представлении о стрессе как о функциональном состоянии, отражающем системный ответ организма и психики на воздействие внешней и внутренней среды. [42]
Основными элементами этого системного ответа организма являются функции и процессы следующих уровней:
1) физиологического – обеспечение двигательного и вегетативного компонентов состояния;
2) психологического – проявление психических процессов, характерологических качеств, особенностей активации, эмоционально-волевой регуляции;
3) поведенческого – точность и скорость выполняемых действий, целенаправленность активности, деятельности в форме речевого и двигательного поведения.[43]
Также, по мнению ученых, можно выделить и социальные формы управления стрессом, к которым, в первую очередь, относятся воспитание личности, формирование ее мировоззрения, целевых установок, ценностных ориентаций, идеалов и т.д.
3.3. Профилактика и коррекция личностных деформаций стрессового типа в условиях профессиональной деятельности
Предотвратить возникновение и развитие синдрома эмоционального сгорания легче, чем бороться с его последствиями. Ведь это не внезапное поражение, а протяженный во времени процесс, в котором активно участвует и сам человек.
Своевременно заметив симптомы, можно справиться с болезнью самостоятельно. А не обращая должного внимания на скверные признаки, человек рискует дойти до последний ступени развития этой опасной хвори, и для возвращения в норму ему потребуется квалифицированное лечение и долгий период восстановления. [44]
Один из самых действенных способов профилактики эмоционального сгорания можно назвать «Предупрежден - значит вооружен». Методики своевременного и компетентного информирования представителей коммуникативных специальностей о симптомах профессиональной деформации и факторах, способствующих его развитию, широко применяются как за рубежом, так и в нашей стране.
Нужно стараться предупредить деформацию. Для этого необходимо исследовать мотивы выбора данной профессии, а затем постоянно «отслеживать» всяческие проявления стресса, создавать здоровую систему поддержки и за пределами рабочей ситуации стремиться жить радостной и физически активной жизнью.
Важно отметить ещё один аспект, которому в большинстве источников не уделено внимание - это апатия и потеря интереса, развивающиеся у работников, которые в середине карьеры бросают учёбу и как бы перестают развиваться. [45]