Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ
1.1 Понятие личности в психологии
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ
2.1. Проблема профессионального стресса
2.2. Формирование личностных деформаций стрессового типа в условиях профессиональной деятельности
3. ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ СТРЕССОВОГО ТИПА
3.1 Методы диагностики личностных деформаций стрессового типа
В свою очередь это ведёт к увеличению риска развития целого ряда заболеваний стрессовой этиологии — так называемых «болезней стресса».
Сформировавшаяся тенденция к усилению роли стрессовых воздействий как фактора, разрушающего здоровье, хорошо осознаётся специалистами: если раньше к традиционным «болезням стресса» относили некоторые сердечно-сосудистые заболевания, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки и некоторые невротические состояния, то в настоящее время высказывается мнение, что до 90 % всех заболеваний современного человека могут быть в той или иной степени вызваны стрессом. [19]
В нашей жизни, которая с каждым годом становится всё более нервной, требует от нас больше и быстрее двигаться, успевать сделать одновременно массу дел, мы чуть ли не ежедневно сталкиваемся с различными стрессовыми ситуациями.
Пытаясь как-то с ними справиться, не дать себе зациклиться на чём-то одном, мы загоняем эмоции, испытанные в связи со стрессом, вглубь себя и надеемся, что со временем всё образуется. [20]
Но таким образом можно добиться только того, что сам стресс, не проявляясь внешне, преобразуется в проблемы чисто физического свойства. Профессия медработника относится к «группе риска» в отношении подверженности стрессам. Она подразумевает стресс изначально. У врачей важнейшим источником эмоционального срыва являются ошибки в лечении, трудности диагностики, смерть пациентов, особенно молодых, и зачастую негативное отношение к их работе в семье.
Нередко врачи испытывают самый настоящий стресс из-за того, что в семье не хотят считаться с особенностями их профессии — большой занятостью, невозможностью предугадать заранее, будет ли он свободен в выходные дни.
Последнее преимущественно относится к хирургам и врачам, работающим на «скорой помощи».
Не только врачи могут испытывать стресс. Подвержены ему и медсёстры. Им приходится ухаживать за больными, подчас находящимся в очень тяжёлом состоянии, общаться с их родственниками, иногда неблагодарными и не всегда тактичными, а также с врачами, которые сами находятся под воздействием стресса. [21]
Из-за такой нагрузки медсёстры часто могут чувствовать себя недооценёнными и перегруженными. [22]
Порой причиной стрессовой ситуации у медсестёр может стать неадекватное отношение к ним некоторых врачей, предъявляющих повышенные требования к среднему персоналу. [23]
Излишние придирки, нежелание что-то объяснить, разрыв ожидаемого с реальным и порождают опустошение. Одним из основных стрессовых факторов в работе медработников (и врачей и медсестёр) являются их взаимоотношения с пациентами.
В современной российской реальности слово «пациент» в понимании «терпеливый» можно использовать не только потому, что оно стало международным, но и потому, что требуется большое терпение, чтобы получить медицинскую помощь без лишних материальных и нервных затрат. Разумеется, что пациенты могут быть разного пола, возраста, национальности, специальности, социального статуса, состояния здоровья.
Однако все они имеют право на то, чтобы медицинский работник видел в них личность, заслуживающую уважение и внимание.
С точки зрения врачей, существуют «приятные» и «неприятные» пациенты. «Приятные» — это те, кто причиняет мало хлопот и при этом не стесняется в изъявлении благодарности в самых разных видах. «Неприятных» значительно больше.
Следующим важным стрессообразующим фактором является крайне малая заработная плата медработников, их низкий социальный уровень, а вследствие этого, высокая социальная фрустрированность. Многие самые обычные человеческие потребности, такие, как питание, одежда, обучение детей, содержание семьи у медиков ограничены. [24]
Парадоксом выглядит тот факт, что медик, представитель самой гуманной и нужной профессии, спасающий жизнь и здоровье людей, находится почти в самом низу социальной лестницы. Это особенно проявляется на контрасте между медработником и лечащимся у него вполне обеспеченным пациентом.
Немаловажную роль в возникновении стрессов играют отношения внутри коллектива. [25]
В сфере трудовой деятельности стрессовые состояния часто угрожают здоровью, и даже жизни человека. Достаточно вспомнить хорошо известные данные о снижении возрастных границ возникновения ишемической болезни сердца и инфарктов миокарда. [26]
Но, кроме этого, стрессовые состояния существенным образом снижают успешность и качество выполнения работы, увеличивают уровень психофизиологической цены деятельности, а также могут иметь целый ряд неприемлемых социально-экономических и социально-психологических последствий: повышение текучести кадров (даже несмотря на вероятность лишения работы в условиях растущей безработицы), снижение удовлетворённости трудом, деформацию личностных и характерологических качеств человека. [27]
Поэтому поиск путей предотвращения производственных стрессов для сохранения физического и психического здоровья, оптимизации функционального состояния работающего человека становится сейчас одним из наиболее важных направлений прикладной психологии в данной области. А для этого необходимо изучить причины возникновения производственных стрессов и их последствия.
2.2. Формирование личностных деформаций стрессового типа в условиях профессиональной деятельности
Различают 4 уровня профессиональной деформации
Обще профессиональный (делает работников одной профессии узнаваемым, похожими) Инвариантные особенности личности: У педагогов- синдром «назидательности» (стремление поучать, воспитывать); У юристов -синдром «асоциального восприятия» (каждый человек воспринимается потенциальным нарушителем); У руководителей - синдром «вседозволенности» (нарушение профессиональных и этических норм).
Специальный профессиональный. Каждая специальность имеет свой состав деформаций: У прокурора - обвинительность; У следователя-правовая назидательность; У адвоката - правовая изворотливость; У терапевта-угрожающие диагнозы; У хирурга - циничность.[28]
Профессионально - типологический (особенности темперамента, способностей, характера) Складываются профессионально- личностные комплексы:
а) деформации профессиональной направленности: Искажение мотивации деятельности, Перестройка ценностных ориентаций, Пессимизм, Скептическое отношение к нововведениям; деформации на основе каких - либо способностей: Например, интеллектуальных, коммуникативных - возникает комплекс превосходства, самолюбования и др.; деформация на основе черт характера: Например, властолюбие, доминантность и др. порождает равнодушие и др.[29]
Индивидуализированный. В результате сращивания личности с профессионально важными качествами развиваются сверхкачества или акцентуации: сверхответственность гиперактивность; Трудовой фанатизм. Следствием всех этих деформаций являются: Психологическая напряженность, конфликты, кризисы; Снижение продуктивности профессиональной деятельности личности; Неудовлетворенность жизнью и социальным окружением. С увеличением стажа работы начинает сказываться синдром «эмоционального сгорания», что приводит к появлению эмоционального истощения, усталости и тревожности. Происходит деформация эмоциональной сферы личности. Психологический дискомфорт провоцирует болезни и снижает удовлетворенность профессиональной деятельностью.[30]
Например можно выделить четыре степени деформации личности сотрудника ОВД:
· первая степень - гипертрофируются профессионально важные качества, происходит их трансформация в противоположность: бдительность превращается в подозрительность, уверенность - в самоуверенность, требовательность - в придирчивость, пунктуальность - в педантизм и т.д.;
· вторая степень - актуализация и развитие социально-негативных черт, таких, как жестокость, цинизм, вседозволенность, бесчувственное и формальное отношение к людям, отсутствие сопереживания и сострадания, безразличие к личности, предвзятое отношение к объекту служебной деятельности;
· третья степень - умышленные нарушения регламентации служебной деятельности, размывание адекватной профессиональной мотивации разочарованием в деятельности, неверием в возможности достижения ее целей, формально-пассивное выполнение служебных обязанностей, нарушение дисциплины и законности, особенно в условиях ограниченного контроля, злоупотребление спиртными напитками;
· четвертая степень - сужение круга интересов и потребностей, их упрощение вплоть до примитивизма, эмоционально-чувственная и нравственная деградация сотрудника;
Таким образом, профессиональная деятельность способствует образованию деформаций - качеств, деструктивно влияющих на труд и профессиональное поведение. Профессиональная деформация личности - это разновидность профзаболеваний, они неизбежны, но одних она приводит к потере квалификации, других к равнодушию, третьих к беспочвенному завышению самооценки и агрессивности, большинство, же к поиску средств профессиональной реабилитации.
Каковы возможные пути профессиональной реабилитации? Назовем основные из них: повышение социально- психологической компетентности и аутокомпетентностей; диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления; прохождение тренингов личностного и профессионального роста; рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста; профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста; овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально- волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций; повышение квалификации и переход в новую квалификационную категорию или на новую должность.[31]
Синдром эмоционального выгорания рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте. Развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак - истощение.
Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. [32]
После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются. Развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак - истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются.
Таким же образом происходят деформации с другими профессиями
Учитель. Деформация учителя заключается в том, что со временем он начинает искусственно выискивать ошибки в ученических работах, придираться. В домашней обстановке он продолжает оценивать действия членов семьи, родственников, знакомых, выставляя им оценки (даже если оценки ставятся мысленно). [33]
Доходит до того, что он дает оценку и действиям посторонних людей, которые просто попадаются ему на улице: он оценивает приемлемость их поведения, возмущается отсутствием воспитания.[34]
Менеджер турфирмы. Проявление деформации у представителя этой профессии заключается в том, что как только он слышит чей-нибудь рассказ о совершенной поездке или планируемом путешествии, он начинает задавать чисто профессиональные вопросы и давать такие же рекомендации. Выглядит это так: а каким маршрутом летели, а как вам аэропорт в этом городе, на какой сезон планируете отпуск, почему выбрали эту страну, как вам тот отель и т.д. [35]
Врач. Профессиональная деформация врача заключается в том, что он уже «на автомате» начинает оценивать здоровье человека, даже при пожатии руки: он сразу отмечает пульс, температуру, влажность ладони. Начинает искать связи между внешним видом собеседника и заболеваниями, дает советы типа: что-то ты неважно выглядишь, у тебя мешки под глазами, надо сходить провериться и так далее и так в любой другой профессии.[36]
Маркетолог может оценивать каждый рекламный ролик, попавшийся ему во время просмотра телевизора, психолог будет пытаться вывести собеседника на разговор с целью покопаться в его проблемах (хотя собеседник в этом вовсе и не нуждается), программист будет постоянно алгоритмизировать любой даже самый простой процесс.