Файл: Финансовый контроль (Необходимость и содержание финансового контроля)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Необходимость и содержание финансового контроля

2.1. Сфера финансового контроля

2.2. Задачи финансового контроля

Финансовый контроль постановляет трудные и разнообразные задачи во всевозможных сферах финансовой жизни общества и на различных уровнях домашнего управления, собственно, что предъявляет конкретные запросы к его организации.

3.1. Государственный финансовый контроль

3.2. Внутрихозяйственный финансовый контроль

3.3. Общественный финансовый контроль

3.4. Банковский надзор

3.5. Аудиторский контроль

3.6. Предварительный финансовый контроль

3.7. Текущий финансовый контроль

3.8. Последующий финансовый контроль

4. Методы финансового контроля

4.1. Сущность и методы экономического анализа на микроуровне

4.1.1. Сущность анализа экономики на микроуровне

4.1.2. Задачи и методы экономического анализа деятельности фирмы

4.2. Сущность, задачи и виды ревизии

5. Органы, осуществляющие финансовый контроль. Задачи и функции органов государственного финансового контроля в Российской Федерации.

5.1. Финансовый контроль со стороны представительной власти

5.2. Оперативный контроль

5.3. Финансовый контроль со стороны специализированных органов

Список используемой литературы

Четвёртая задача: контроль за осуществлением и оценка соблюдения правил коммерческого расчёта, конечных финансовых результатов.

При оценке финансовых результатов деятельности предприятия используются количественные и качественные показатели (в их необходимой увязке). Так, например, размер прибыли промышленного предприятия определяется не только количеством и ассортиментом выпускаемых изделий, но и их себестоимостью. Прибыль торгового предприятия зависит как от выполнения плана товарооборота (по объему и структуре), так и от фактически сложившегося уровня издержек обращения.

Обоснованная и полная оценка осуществления требований коммерческого расчёта, достигнутых финансовых результатов требует подразделения факторов, повлиявших на исследуемые показатели, на зависящие и независящие от предприятий. Устранение влияния сторонних факторов (путём соответствующих расчётов) позволяет более правильно проанализировать результаты усилий коллектива того или иного предприятия или частного собственника. Подразделение факторов на зависящие и независящие от предприятий особенно необходимо в условиях рыночных отношений.

При анализе деятельности внутренних подразделений фирмы задачи и объем аналитических разработок несколько сужаются. В частности, сокращаются позиции, связанные с заключением договоров поставки, с банковскими и бюджетными расчётами, ограничиваются возможности анализа финансовых результатов.

Пятая задача: выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях хозяйственной деятельности.

В процессе анализа выявление резервов осуществляется с помощью сравнительного изучения выполнения плановых намёток внутренними подразделениями предприятия, однородными предприятиями, а также изучения и наиболее полного использования отечественного и зарубежного передового опыта. Критическая оценка самих плановых разработок также может указать на возможности их перевыполнения. Такой анализ должен производиться систематически.

Важной задачей анализа является оценка обоснованности управленческих решений. Принять правильное управленческое решение можно лишь на основе предварительного экономического анализа.

Задачи экономического анализа хозяйственной деятельности предприятий, конечно, не исчерпываются этим перечнем. Многогранность и многовариантность хозяйственных ситуаций, особенно в условиях рыночных отношений ставят перед ним большое число задач автономного характера.


Для решения задач экономического анализа на микроуровне используются разнообразные методы.

Здесь, прежде всего, следует выделить использование определённой системы показателей при изучении хозяйственных явлений и процессов. Эта система обычно формируется на стадии планирования и предполагает разработку и привлечение необходимой экономической информации, что не исключает возможности и целесообразности применения в ходе самого анализа новых показателей.

Экономический анализ предусматривает изучение причин, вызвавших изменение тех или иных показателей хозяйственной деятельности предприятия. Задача состоит в том, чтобы установить наиболее существенные причины, ощутимо повлиявшие на тот или иной показатель. Поэтому важным предварительным условием достоверности и действенности анализа является экономически обоснованная классификация причин, влияющих на хозяйственную деятельность и её результаты.

Особая составляющая экономического анализа – выявление и измерение взаимосвязи между отдельными показателями хозяйственной деятельности. К примеру, обьем выпуска промышленной продукции зависит от трёх групп факторов, связанных с использованием рабочей силы, средств труда, предметов труда. Каждая группа подразделяется на составные элементы. Так факторы, связанные с использованием рабочей силы подразделяются на количественные и качественные. К количественным относится численность рабочих, к качественным – производительность их труда (выработка на одного рабочего). Средняя выработка на одного рабочего в год зависит, в свою очередь, от среднего числа дней, отработанных одним рабочим в год, средней выработки на один отработанный человеко-час. Каждый из перечисленных показателей также зависит от целого ряда причин. Среднее число дней, отработанных одним рабочим в год, зависит, например, от предоставления дополнительных отпусков, неявок по болезни, командировок, целодневных простоев по вине предприятия, прогулов и т.д. Получается, следовательно, определённая цепь зависимости одного показателя от другого, где каждый фактор имеет свой значение. Исключение того или иного фактора из орбиты внимания экономиста, а иногда нарушение последовательности рассмотрения факторов делают анализ экономически несостоятельным.

Даже на этом примере видно, что хозяйственные показатели нельзя рассматривать изолированно; все они связаны между собой, что не исключает возможности и необходимости их логического обособления в ходе анализа и при экономических расчётах. Весьма распространённым методически приёмом является определение степени влияния данного фактора при прочих равных условиях, то есть, когда от остальных факторов аналитик отвлекается.


4.2. Сущность, задачи и виды ревизии

Ревизия выступает одним из важнейших методов финансового контроля и представляет проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций за отчётный период.

Слово «ревизия» от латинского revision, т.е. «пересмотр». Документальная ревизия представляет собой контрольное изучение ранее произведённых хозяйственных операций с точки зрения их законности, достоверности и экономической целесообразности.

Ревизия по времени осуществления относится к последующему контролю и проведению путём сплошной или выборочной проверки совершённых хозяйственных операций по данным первичных документов, записей в учётных регистрах и отчётности. Она объединяет в себе фактический и документальный контроль, что позволяет наиболее полно и глубоко проверить результаты производственной и хозяйственно-финансовой деятельности предприятий (объединений), организаций и учреждений, эффективность использования находящихся в их распоряжении материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

В ходе ревизии изучаются все стороны хозяйственно-финансовой деятельности проверяемых предприятий, организаций и учреждений, что не является обязательным, при осуществлении других способов хозяйственного контроля.

В отличие от других способов хозяйственного контроля – ревизия имеет чёткий правовой статус, определяющий границы её распространения, сроки проведения, права и обязанности лиц, проводящих ревизию и должностных лиц, деятельность которых проверяется, порядок оформления и рассмотрения результатов ревизии.

Следовательно, ревизия – это способ последующего контроля за производственной и хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий (объединений), организаций и учреждений, в процессе которого устанавливаются законность, достоверность и экономическая целесообразность совершённых хозяйственных операций, ведения бухгалтерского учёта в соответствии с действующими положениями и нормативно-законодательными актами, а также достоверность учётных и отчётных показателей.

Основными задачами ревизии являются: выявление хозяйственных и финансовых нарушений, хищений, бесхозяйственности; установление причин и условий, способствующих хозяйственным нарушениям, злоупотреблениям и хищениям, виновных в этом должностных лиц; принятие мер по возмещению причинённого ущерба, как в процессе ревизии, так и после неё; выявление неиспользованных резервов, повышения эффективности производства.


В процессе ревизии фиксируются только документально подтверждённые факты злоупотреблений, бесхозяйственности, халатного отношения к исполнению служебных обязанностей, нарушений финансовой дисциплины, требований действующего законодательства, нормативных положений и инструктивных указаний, причин, условий возникновения и последствий нарушений; выявляются неиспользованные резервы эффективности производства; проверяется система обеспечения сохранности хозяйственных средств, а также соблюдения действующих стандартов по учёту и отчётности и т.д.

В зависимости от органов, осуществляющих ревизии, их подразделяют на ведомственные, вневедомственные и внутрихозяйственные.

Ведомственные ревизии производятся контрольно-ревизионным аппаратом вышестоящих органов (министерств, государственных комитетов и ведомств) в подведомственных им предприятиях, организациях, учреждениях.

Вневедомственные ревизии производятся контрольно-ревизионным аппаратом органов государственного контроля, наделённых контрольными правами по отношению к предприятиям, организациям и учреждениям всех отраслей экономики, независимо от их ведомственной подчинённости.

Внутрихозяйственными являются ревизии, проводимые внутри предприятия (объединения). Они, как правило, контролируют деятельность входящих в состав предприятия (объединения) структурных подразделений, не имеющих юридической самостоятельности.

По организационному признаку ревизии могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые ревизии проводятся в соответствии с планом ревизионной работы. Вышестоящие органы планируют ежегодное проведение ревизий в подведомственных предприятиях и организациях, а в бюджетных организациях и учреждениях, не осуществляющих непосредственно хозяйственных операций – не реже одного раза в два года.

Внеплановые ревизии планом не предусматриваются, а проводятся при необходимости. Такие ревизии могут быть вызваны неблагополучным положением дел на отдельном предприятии, при обнаружении фактов хищений и злоупотреблений, по просьбе судебно-следственных органов и т.д. При расследовании некоторых преступлений, особенно хищений денежных средств и имущества ревизия проводится в обязательном порядке. Материалы такой ревизии дают возможность следственным органам установить лиц, виновных в злоупотреблениях, способы совершения хищений и суммы материального ущерба.

В зависимости от полноты проверки деятельности предприятия ревизии подразделяются на комплексные, некомплексные и тематические.


Комплексными считаются ревизии, при которых проверяются все стороны деятельности предприятия, его производственная и финансово-хозяйственная деятельность.

Комплексная ревизия осуществляется бригадой, в состав которой кроме бухгалтера – ревизора входят специалисты, знающие экономику и технологию производства, организацию труда и другие вопросы производственной и финансово-хозяйственной деятельности. Участие в комплексной ревизии специалистов по различным областям знаний позволяет выявить резервы улучшения производственной и финансовой деятельности предприятия, способствует дальнейшему повышению эффективности производства.

Некомплексной называется ревизия, проводимая одним ревизором (обычно специалистом по бухгалтерскому учёту и финансам), при которой проверяется хозяйственно-финансовая деятельность. Некомплексные ревизии не позволяют в полной мере выявить состояние ведения производства, уровень внедрения достижений научно-технического прогресса и передовых технологий, поэтому они менее эффективны по сравнению с комплексными ревизиями.

Тематическимисчитаются ревизии, проводимые в целях проверки состояния отдельных разделов (частей, участков экономической и социальной деятельности предприятий или организаций. Такие ревизии назначаются для детального изучения соответствующих тем (вопросов), разработок и конкретных мероприятий по устранению выявленных недостатков. Темами таких ревизий, например, могут быть: «Ревизия обеспечения сохранности и рационального использования материальных ресурсов (всех или конкретных видов)», «Ревизия правильности образования и использования фондов специального назначения» и др.

В зависимости от полноты проверки хозяйственных операций ревизии классифицируются на сплошные, выборочные, комбинированные.

При сплошныхревизиях проверяются за весь ревизионный период все без исключения хозяйственные операции, записи в учётных регистрах и отчётные показатели. Это наиболее эффективный вид ревизии, однако, как правило, из-за большой трудоёмкости он используется только в тех случаях, когда на предприятии допущены серьезные нарушения и злоупотребления.

Выборочныеревизии предусматривают проверку хозяйственных операций и бухгалтерских документов не за весь ревизионный период, а только за время, заранее намеченное ревизором, т.е. за определённые промежутки времени внутри ревизионного периода.

Комбинированные ревизии сочетают выборочное и сплошное исследование хозяйственных операций. Одни участки деятельности предприятий проверяются выборочно, другие – сплошным способом. Сплошным способом проверяются кассовые операции и расчёты с подотчётными лицами, все другие хозяйственные операции – выборочно. Однако, если в процессе выборочной проверки будут выявлены хищения, злоупотребления и другие серьёзные нарушения финансовой или расчётно-платёжной дисциплины, то по данному кругу хозяйственных операций следует провести сплошную проверку документов и записей в учётных регистрах.