Файл: Финансовый контроль (Необходимость и содержание финансового контроля)).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
2. Необходимость и содержание финансового контроля
2.1. Сфера финансового контроля
2.2. Задачи финансового контроля
3.1. Государственный финансовый контроль
3.2. Внутрихозяйственный финансовый контроль
3.3. Общественный финансовый контроль
3.6. Предварительный финансовый контроль
3.7. Текущий финансовый контроль
3.8. Последующий финансовый контроль
4. Методы финансового контроля
4.1. Сущность и методы экономического анализа на микроуровне
4.1.1. Сущность анализа экономики на микроуровне
4.1.2. Задачи и методы экономического анализа деятельности фирмы
4.2. Сущность, задачи и виды ревизии
5.1. Финансовый контроль со стороны представительной власти
5.3. Финансовый контроль со стороны специализированных органов
В зависимости от субъектов, осуществляющих экономический контроль различают муниципальный, внутрихозяйственный, публичный и самостоятельный (аудиторский) экономический контроль.
3.1. Государственный финансовый контроль
Государственный финансовый контроль реализуется сквозь общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный экономический контроль воплотят в жизнь органы гос власти и управления. Он ориентирован на объекты, подлежащие контролю автономно от их ведомственной подчинённости. Ведомственный экономический контроль изготовляют контрольно-ревизионные отделы министерств и ведомств, концернов, управления исполкомов районных органов власти и др. Его объектом считаются производственная и экономическая работа подведомственных компаний, учреждений.
3.2. Внутрихозяйственный финансовый контроль
Внутрихозяйственный финансовый контроль исполняется финансовыми службами компаний, организаций и учреждений (бухгалтерии, денежные отделы и т.д.). Объектом тут выступает производственная и экономическая работа самого компаний, а еще его структурных отрядов (цехов, участков, отделов, филиалов).
Внутрихозяйственный контроль возможно поделить на оперативный (текущий) и стратегический. Оперативный выполняться ключевым бухгалтером в процессе будничной хозяйственно-финансовой работы с поддержкой чёткой организации бухгалтерского учёта и контроля за перемещением валютных средств. Подпись головного бухгалтера неотклонима на всех валютных документах. Ключевой бухгалтер отвечает за соблюдение гос экономической дисциплины и денежного законодательства. Стратегический экономический контроль подразумевает разработку подходящих заключений по применению денежных ресурсов и инвестиции денежных средств, обеспечивающих финансовую эффективность и максимизацию выгоды.
3.3. Общественный финансовый контроль
Общественный финансовый контроль делают группы, отдельные физиологические лица (специалисты) на базе добровольности и безвозмездности. Объект контроля находится в зависимости от определенной задачки, установленной перед проверяющими. Самостоятельный экономический контроль воплощают в жизнь специальные аудиторские компании и службы.
3.4. Банковский надзор
Банковская система
делает самую важную роль в рыночной экономике. Есть двусторонняя связь меж отлично функционирующей экономикой и банковской системой. Потому что банки считаются инфраструктурой передового общества, а значит и наблюдение за банками обретает особый смысл.
К основным целям надзора за коммерческими банками являются:
- защита мелких вкладчиков от не верного управления банком и жульничеством;
- защита клиентов от системного риска (при банкротстве 1-го банка имеют все шансы потерпеть разорение некоторое количество банков и что будет нарушено доверие ко всей системе);
- обеспечение доверия тем банкам, которые выступают в качестве кредиторов на международном банковском рынке;
- защита экономики от негативных явлений в банковской системе.
Органы денежно-кредитного регулирования призваны обеспечить прочность валютного обращения и государственной денежной единицы, собственно что не возможно без лимитированной кредитной экспансии банков, которые на теоретическом уровне имеют все шансы «создать» любое количество платежных средств
Надзор построен на принципе принятия мер предосторожности для снижения возможного риска при инвестировании коммерческими банками средств в банковские и в небанковские структуры.
Защита акционеров и пайщиков обычно не входит в функции надзорных органов.
Удовлетворительная система надзора включает сложное сплетение финансовых, юридических, экономических и административных связей. Наиболее важными являются следующие:
- кодифицированный свод законов, касающихся финансовых субъектов и принадлежности, охватывая банковское законодательство;
- разработка адекватных и отчетливо поставленных стереотипов учёта и отчётности;
- система надзорных органов, их функций, полномочий;
- сущность практики наблюдения, её последовательность;
- система коррективных мер и финансовых санкций;
- обнародование для широкой населению банковской отчётности.
Важнейшей предпосылкой эффективного надзора является наличие требований, предъявляемых к системе бухгалтерского учета. Они предполагают собой критерии, коим обязаны идти по стопам при подготовке собственных балансовых отчётов платные банки и фирмы. Балансы, декларации о доходах и т.д. играют весомую роль для кредиторов, трейдеров и платных партнёров. Они содержат информацию о предприятии. Банкам важна надежная отчётность заёмщиков, дабы воплотить в жизнь кредитный тест. Стереотип отчётности обязан быть единственным, с тем, дабы банк имел возможность сопоставить выдающиеся качества 1-го заёмщика перед иным. Для органов банковского наблюдения обычная банковская отчётность важна не только для экономической оценки отдельных банковских покупателей, но еще для проведения сопоставления всевозможных банков, охватывая зарубежные. Обычно надзор за коммерческими банками осуществляется либо внутренним аудитом (аудиторские службы коммерческого банка), либо внешним аудитом (аудиторскими организациями, осуществляющими независимый аудит).
В качестве способов банковского надзора могут быть документарный контроль, инспекция, ревизия, экономический анализ, регистрация (выдача лицензий) и т.д.
3.5. Аудиторский контроль
Аудиторский контроль является новым видом финансового контроля, возникшим в РФ в конце 80-х годов, когда было принято постановление Правительства (1987 год) о создании совместных предприятий. С переходом к рыночной системе управления экономикой и появления различных коммерческих структур (коммерческие банки, страховые фирмы, корпорации) резко повысились требования к их финансовой надёжности и объективности при оценке финансового состояния.
Аудиторский контроль – независимый финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме акционерного общества открытого типа. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.
Основные задачи аудиторского контроля – установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчётности и соответствия произведённых финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации; проверка платёжно-расчётной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учёта; составление бухгалтерской отчётности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.
Все услуги аудиторских организаций платные. Как правило, отношения аудитора (аудиторской фирмы) с клиентом оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторских услуг производится за счёт проверяемой организации по тарифам, утверждённым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности – за счёт средств бюджета, с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.
Аудиторская проверка может быт обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 года. Обязательной аудиторской проверке подлежат банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счёт обязательных отчислений; благотворительные фонды; предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.
Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением муниципальных и государственных) отдельные финансовые показатели которых превышают критерии, установленные Правительством. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных органов – прокуратуры, казначейства, налоговой службы и налоговой полиции. Уклонение экономического субъекта от проведения проверки либо препятствование её проведению влечёт за собой взыскание штрафа по решению суда.
Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:
- Заключение без замечаний – аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой отчётности и бухгалтерского баланса;
- Заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности показателей финансово-бухгалтерской отчётности, но им установлены отельные упущения, которые излагаются в аналитическом разделе заключения;
- Отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учёт не соответствует требованиям нормативного законодательства, а финансовая отчётность не даёт достоверного представления о финансовом положении проверяемого предприятия;
- Заключение не составляется в том случае, если аудитор не смог выразить своё мнение о качестве учёта и отчётности ввиду неполучения от проверяемого субъекта достаточно убедительных доказательств.
Выделяются два вида аудита – внешний и внутрифирменный.
Внутрифирменный аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой, функционирующей как на уровне центрального руководства фирмы, так и на уровне филиалов, дочерних компаний и т.д.
Внутрифирменный аудит направлен на повышение эффективности управленческих решений по совершенствованию финансовой и хозяйственной деятельности предприятия в целях максимизации рентабельности и прибыли. В его задачи входит: проверка соблюдения принципов и правил бухгалтерского учёта при подготовке ежегодной отчётности; проработка рекомендаций внешних аудиторов; консультирование руководства фирмы по всем вопросам финансовой стратегии предприятия; проверка своевременности, надёжности и точности финансовой информации, подготовленной для руководства филиалами центральных органов; анализ адекватности и эффективности мероприятий по обеспечению сохранности активов; выявление резервов экономии ликвидных средств; определение эффективности финансово-хозяйственной деятельности фирмы и филиалов и т.п.
Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с государственными налоговыми и другими органами, предприятиями, другими пользователями – банками, иностранными партнёрами, акционерами, страховыми обществами и т.п. Основной их задачей является установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в деятельности хозорганов, улучшению их финансово-хозяйственной деятельности.