Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Сущность, функции, принципы корпоративной культуры организации
1.2. Этапы формирования корпоративной культуры
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ АО «КРАСНОЯРСКЭНЕРГОСБЫТ»
2.1. Анализ корпоративной культуры ПАО «Красноярскэнергосбыт»
2.2. Мероприятия по повышению эффективности корпоративной культуры в ПАО «Красноярскэнергосбыт»
Развитие корпоративной культуры в направлении роста инновационной восприимчивости и активности персонала позволяет обеспечить сбалансированность и соответствие стратегических задач компании и тенденций инновационного развития в отрасли и обществе в целом, повысить творческую активность сотрудников, стимулировать рост предложений по совершенствованию процессов и других организационных изменений, связанных с повышением эффективности и результативности управления, ускорить процесс интеграции и формирование в компании эффективных команд, реализующих инновационные проекты. Носителями инновационной корпоративной культуры выступают руководитель организации и топ-менеджеры, которые будут «транслировать» элементы культуры подчиненным [27].
В последнее десятилетие формируется новый стратегический подход к развитию организации — клиент – ориентированный. Он обеспечивает повышение конкурентоспособности компании и рост доходности за счет мобилизации всех ресурсов на выявление, вовлечение, привлечение клиентов и удержание наиболее прибыльных из них за счет повышения качества обслуживания и удовлетворения потребностей клиентов.
Он идет на смену преобладающему еще товарно - ориентированному подходу.
1.2. Этапы формирования корпоративной культуры
Процесс формирования организационных ценностей привязан к жизненному циклу организации.
На первом этапе создания организации - организация находится на стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. На данном этапе все принятые впоследствии в организации нравы, обычаи, основной стиль деятельности, а также успех или неуспех организации закладывается ее основателями. Они видят миссию организации, и то, какой организация должна быть в идеале. В своей деятельности они руководствуются предыдущим опытом создания организации и ее культурных ценностей.
Первоначально небольшой размер, как правило, характерный для новой организации, позволяет основателям навязать свои взгляды ее членам. Предлагая новую идею, основатели руководствуются определенными личными предубеждениями насчет ее практического воплощения. Таким образом, организационная культура является результатом взаимодействия, с одной стороны, личных предположений и предубеждений ее основателей, а с другой, опыта первых служащих организации.
На этапах роста и замедления роста культура поддерживается существующими в организации обычаями и процедурами, которые формируют у персонала соответствующий опыт. Многие процедуры управления персоналом укрепляют организационную культуру. К ним относятся: процесс отбора, система вознаграждений, обучение и управление карьерой, продвижение по службе, критерии оценки производительности. Эти процедуры направлены на поддержание тех, кто соответствует данной организационной культуре, и наказание, вплоть до увольнения, тех, кто ей не соответствует.
Формирование корпоративной культуры - длительный и сложный процесс. Основные (первые) шаги этого процесса должны быть: определение миссии организации; определение основных базовых ценностей. Уже исходя из базовых ценностей, формулируются стандарты поведения членов организации, традиции и символика.
Формирование корпоративной культуры распадается на следующие этапы:
-
- Определение миссии организации, базовых ценностей;
- Формулирование стандартов поведения членов организации;
- Формирование традиций организации;
- Разработка символики.
Эти шаги и их результаты очень удобно и целесообразно описать в таком документе, как корпоративное руководство. Этот документ особенно полезен при приеме на работу, адаптации новых сотрудников и дает возможность сразу понять, насколько потенциальный сотрудник разделяет ценности организации.
На каждом из этапов формирования корпоративной культуры организатор сталкивается с определенными трудностями – вкратце остановлюсь на некоторых из них.
Этап 1. По мнению менеджеров, создание системы корпоративных ценностей - это ответы на вопросы:
Что мы делаем?
На что мы годны?
К чему мы способны?
Каковы наши жизненные установки?
Какой у нас план?
Какой интерес наш бизнес представляет для клиентов, сотрудников компании, наших партнеров?
Где лично мое место в общем плане развития?
Ценности должны отвечать потребности людей получать подтверждение в том, что дело, которым они занимаются, имеет значение, выходящее за рамки конкретного бизнеса, конкретной должности, конкретных коллег по работе, и конкретного оклада.
Иначе говоря, сила организационной культуры определяется, по крайней мере, двумя важными факторами: степенью принятия членами организации основных ценностей компании и степенью их преданности этим ценностям.
Этап 2. Трудность поддержания требуемого уровня организационной культуры заключается в том, что вновь принятые сотрудники приносят с собой не только новые идеи и индивидуальные подходы к решению профессиональных задач, но и свои собственные ценности, взгляды, убеждения. Индивидуальные личностные ценности сотрудников могут существенно поколебать сложившиеся культурные ценности внутри организации. Для поддержания сложившейся системы культурных ценностей организации, необходимо постоянно оказывать влияние на формирование ценностных ориентаций сотрудников для максимального сближения их с ценностями самой организации.
Как было отмечено выше, интенсивность включенности человека в группу может быть различной: от чисто формальной принадлежности и формальной ориентации до полного принятия и осознанного следования философии и идеалам организации, принятым в ней ценностям, групповым нормам и ритуалам. Задача должностных лиц, ответственных за поддержание организационной культуры, должна, на мой взгляд, заключаться в том, чтобы четко различать тех сотрудников, которые только внешне декларирует солидарность с культурными ценностями организации и тех, кто внутренне глубоко разделяет и четко следует этим ценностям в своем поведении.
И еще один важный момент, о котором, ни в коем случае, нельзя забывать. После принятия решения о приеме человека на работу встает вопрос об определении его «уникального» места в коллективе, то есть создания такой ситуации организации работы данного сотрудника, при которой его качества раскрываются с максимальной пользой для организации. Профессиональное использование потенциала организационной культуры на предприятии или фирме видно уже тогда, когда менеджер по кадрам уделяет достаточно много времени рассказу о том, что принято в компании, а что нет. Это может существенно облегчить жизнь человеку, дать ему почувствовать преимущества того, что значит быть «игроком этой команды». В продолжение оказания помощи новым сотрудникам в некоторых «продвинутых» с точки зрения развития корпоративной культуры компаниях их обычно прикрепляют к кому-либо из опытного персонала, который становится на первые две недели как бы «старшим братом» новичка. Первый день работы в компании начинается с традиционного знакомства, когда «старший брат» или «сестра» знакомят нового сотрудника со всеми работниками компании, с формальными и неформальными правилами жизни в компании. Именно на этом этапе начинается целенаправленное формирование установок человека, его погружение в культуру профессиональной деятельности в данной организации.
Этап 3. Важной составляющей частью формирования корпоративной культуры является создание и поддержка традиций организации. Приведу некоторые примеры традиций, внешних признаков, по которым можно судить о корпоративной культуре организаций:
- Все сотрудники ходят на работу в одежде офисного стиля;
- На пятницу не назначаются никакие переговоры, потому что традиционно в этот день все одеваются «вольно»;
- У всех одинаковые и дорогие ручки известной фирмы;
- «Работаешь на здоровый образ жизни - не кури»;
- День образования компании - бурный праздник с выездом за город;
- Если сотрудники задерживаются сверхурочно - за счет фирмы их угощают пиццей с пивом;
- За каждый проработанный год выплачивается определенная премия;
- Все общаются на ты и по имени (это установка);
- Никаких приемов - дверь Президента открыта, можно зайти и задать свой вопрос;
- Обязательно пользоваться (по крайней мере, на людях) той продукцией (косметика, фото, аксессуары), которую продает твоя фирма.
Этап 4. Несмотря на кажущуюся формальность, разработка символики является важным этапом формирования корпоративной культуры. Даже простейшее предпочтение во внутреннем убранстве помещений и внешнем виде работников «ведущего» цвета компании – играет важную роль в формировании единства коллектива. Использование символики – это двусторонний процесс. С одной стороны он формирует внешний имидж организации, позволяя партнерам и потребителям без проблем узнавать соответствующий символ в череде многих, а с другой - символика позволяет самим сотрудникам прочувствовать внутреннюю идею организации.
При разработке или внедрении изменений в стратегии, структуре и других элементах системы управления менеджеры должны оценивать степень их реализуемости в рамках существующей культуры и при необходимости предпринимать шаги по ее изменению. При этом нужно учитывать, что культура по своей природе более инертна, чем другие элементы системы управления. Поэтому действия, направленные на ее изменение, должны опережать все остальные преобразования с учетом того, что результаты будут видны не сразу.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ АО «КРАСНОЯРСКЭНЕРГОСБЫТ»
2.1. Анализ корпоративной культуры ПАО «Красноярскэнергосбыт»
Корпоративная культура ПАО «Красноярскэнергосбыт» основана на нормах и традициях, способствующих укреплению позиции Компании в энергетическом бизнесе. Корпоративная культура Компании сохранила все лучшее, что было характерно для деятельности предприятия в условиях социалистической экономики, и интегрировала в себя современные образцы рыночной культуры, адаптировав их под особенности Компании и различные категории персонала.
Политика в области совершенствования корпоративной культуры ориентирована на развитие декларируемых Компанией ценностей и принятие их всеми сотрудниками. Развитие приверженности персонала корпоративным ценностям, профессии, трудовому коллективу является одной из приоритетных задач менеджеров всех уровней управления Компании.
Основные нормы и правила деловой этики и делового поведения сотрудников нашли отражение в Кодексе корпоративной культуры ПАО «Красноярскэнергосбыт», следование которому способствует укреплению репутации Компании.
Политика управления персоналом ПАО «Красноярскэнергосбыт» направлена на создание благоприятных условий деятельности для всех поколений сотрудников. Компания строит свои отношения
с сотрудниками на основе сохранения и развития лучших традиций и преемственности поколений.
Корпоративный университет гидроэнергетики проводит диагностику корпоративной культуры подразделений ПАО «РусГидро».
Первым этапом диагностики корпоративной культуры является создание концептуальной модели, подбор инструментария и разработка программы исследования.
Следующим этапом является проведение исследования, в рамках которого могут быть использованы опросники и тесты, анализ артефактов культуры, интервью и групповые проектные сессии.
Заключительным этапом является анализ диагностической информации, дающий возможность интерпретировать реальность Компании, подразделения в языке предложенной модели и собрать уникальные факты (примеры, иллюстрации), подчеркивающие своеобразие корпоративной культуры.
По итогам проведения диагностики корпоративной культуры департаментов ПАО «РусГидро» Корпоративный университет гидроэнергетики готовит отчет, который включает в себя описание метафорического представления подразделения, его слабые и сильные стороны, представление о целях, оценку инновационной готовности, характеристику внутренних коммуникаций, оценку уровня лояльности и приверженности Компании, представление работников о ценностно-нормативной структуре.
Как уже говорилось ранее, ПАО «Красноярскэнергосбыт» - одно из крупнейших предприятий региона. На протяжении многих лет предприятие является лидером энергетической отрасли. Долгосрочная стратегия развития компании основывается на многолетнем опыте, использовании новейших технологий, а так же на том, что главной ценностью ПАО и конкурентным преимуществом является персонал. Деятельность предприятия в этой области направлена на повышение профессионального уровня сотрудников, максимальное использование мастерства и способностей каждого сотрудника, возможность построения и планирования карьеры.
Для анализа рассмотрим видимые и невидимые уровни корпоративной культуры ПАО «Красноярскэнергосбыт».
Артефакты - это самый поверхностный уровень, включающий все те явления, которые можно почувствовать, увидеть и услышать при вхождении в новую группу с культурой.