Файл: Права и свободы человека и гражданина.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 223

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Право человека представляет собой охраняемую, обеспечиваемую государством, узаконенную возможность что-либо делать или осуществлять.

Проблема прав человека и гражданина волнует общество с древних времен по сегодняшний день. Данная проблема относится к одной из вечных проблем, которые сопровождали человечество всегда. Значимость указанного вопроса обусловлена тем, что осуществление прав человека – это одно из главных условий его духовного развития, психического и физического благополучия.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена несколькими причинами:

– права и свободы человека и гражданина являются неделимыми, взаимозависимыми и не должны противопоставляться друг другу, так как образуют единый комплекс;

– права и свободы человека – это динамичное явление, которое во многом связано с развитием конкретных правоотношений, возникающих у субъектов;

– в теории поколений международных прав человека особое место занимает проблема преемственности прав. Корпус прав человека, требующих защиты, неизбежно расширяется;

– отдельного внимания заслуживает утверждение о том, что нормы современного международного права изменили своего адресата. Если ранее они были обращены к государствам, то сейчас – к человеку.

По своей сущности права и свободы человека являются универсальными, в связи с чем, они должны обеспечиваться на универсальном уровне. При этом сотрудничество в области прав человека должно быть деидеологизировано и деполитизировано.

На современном этапе общественного развития основные права и свободы человека определяются как объективные условия, возможности жизнедеятельности человека, без которых не может существовать сам человек. В комплексе эти свободы и права характеризуют свободу личности: независимость личности от государства и использование своих прав, свобод и законных интересов независимо от интересов других личностей.

Объектом исследования являются права и свободы человека и гражданина.

Предметом исследования является история становления прав и свобод человека и гражданина, а также нормативно-правовые нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина.

Цель курсовой работы заключается в изучении истории развития и современного состояния прав и свобод человека и гражданина.

Для достижения поставленной цели представляется необходимым выполнить следующие задачи:


– изучить историю возникновения и развития прав и свобод человека в мире;

– изучить российскую историю развития прав и свобод гражданина;

– рассмотреть классификацию основных прав человека и гражданина в России, а также проанализировать статистику нарушения прав и несоблюдения свобод человека и гражданина;

– рассмотреть практику разрешения споров, связанных с нарушением прав человека и гражданина.

Теоретической основой исследования послужили работы таких авторов как Л.И. Глухаревой, C.Ю. Головиной, В.М. Жуйкова, А.П. Иванова, А.Н. Кокотова, В.А. Кряжкова, М.И. Кукушкина, Ю.И. Лейбо, А.И. Лепешкина, В.Н. Лопатина, М.В. Молодцова, М.С. Строговича, В.М. Федосеева и других.

Методологической основой исследования является использование историко-правового, формально-логического, сравнительно-правового методов исследования.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

В первой главе рассматриваются исторические аспекты развития прав и свобод человека и гражданина в мире и в России.

В рамках второй главы рассматриваются основные права и свободы человека в России, а также анализируется практика рассмотрения споров, связанных с нарушением прав человека и гражданина.

Курсовая работа представлена на 34 страницах.

1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

1.1. История возникновения и развития прав и свобод человека в мире

Становление прав и свобод человека и гражданина является результатом длительного исторического развития. Одной из ключевых причин появления прав человека являются различного рода угрозы его нормальной жизнедеятельности и сильное стремление эффективно им противостоять. Это обусловлено тем, что жизнь человека на протяжении длительного времени подвергалась опасности. В ответ рождались и утверждались гуманистические идеи равенства людей, защиты от дискриминации, насилия и т.д.

Нравственные, философские, христианские начала прав человека формировались параллельно с правовыми воззрениями на него как на участника социальной жизни. В теории и практическом воплощении каждая исторически данная система права в той или иной степени включала в себя юридическую концепцию личности как субъекта права и соответствующие представления о ее правах и обязанностях, их гарантиях: от примитивных и ограниченных до высокоразвитых. Права человека – это необходимый, неотъемлемый и неизбежный компонент всякого права вообще, субъективно-исторический аспект выражения сущности права как особого типа и специфической формы социальной регуляции. Право без прав человека также невозможно, как и права человека без него[1].


Одним из важнейших элементов любой правовой системы государства является институт прав и свобод человека. Данное понятие определяет фактические возможности носителя прав и свобод, закрепленные законами государств.

Зарождение идеи прав личности относят к V-IV вв. до н.э., например, в древних полисах Афин появляется институт гражданства, сочетавший полноправие граждан и абсолютное бесправие рабов. Архонт Солон разработал конституцию, которая закрепила идеи о началах естественного права человека, например, привлечение к ответственности чиновников нарушивших естественные права человека. Природа происхождения прав человека античными философами объяснялась божественными началами. В их рассуждениях прослеживаются идеи гуманизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона. Позднее была предложена формула: «Мера всех вещей – человек», ставшая основой для развития идеи о равенстве и равноправии людей[2].

Равноправие в римской юриспруденции означало, что абсолютно все люди рождаются свободными, однако, субъектами права признавались только свободные граждане, а рабы относились к объектам права. При этом был установлен принцип всеобщности и единства требований закона, под действие которого подпадали все.

Идея о равноправии получила свое продолжение и в феодальном обществе. Так, например, в Англии прогрессивные деятели и религиозные лидеры активно стремились ограничить права монарха и установить общие для всех правила поведения. В этой связи в 1215 году была принята Великая хартия вольностей (далее – Хартия), которая не улучшала положение народа, а защищала права крупных землевладельцев. Значение Хартии заключалось в том, что она впервые запретила представителям правосудия продавать свои услуги и ограничила применение различного рода репрессивных мер – лишение свободы, собственности, высылка и т.д. Эти меры принимались исключительно по решению пэров или по закону государства[3].

В 1679 году в Англии был обнародован Хабеас корпус акт, представляющий собой один из основных конституционных актов, которые установили гарантии неприкосновенности личности и принцип презумпции невиновности[4].

Очередным шагом на пути демократизации общества явилось принятие в Англии Билля о правах в 1689 году, который усиливал роль парламента, например, при помощи запрета устанавливать налоги и сборы без его согласия. Кроме того, гражданам предоставлялось право обращения с петицией к королю, свобода слова и прений в парламенте[5].


Последующее развитие идей о правах и свободах человека, о равноправии, основывались на естественно-правовой доктрине. Сторонниками указанной теории выступали Гроций, Спиноза, Локк, Монтескье, Джефферсон и другие. Они разработали рационалистическую теорию естественного права, которая утверждала господство права в отношениях между народом и государством. В основе данной теории лежит формула, которой придерживался Цицерон – «Если закон противоречит естественному праву, то он ничтожен»[6]. Сущность формулы заключалась в том, что права и свободы человека не даруются и не устанавливаются кем-то, а принадлежат ему от природы.

В Декларации независимости США 1776 года впервые было провозглашено то, что все люди рождаются в равной степени свободными и независимыми, обладают по своей природе естественными правами, такими, как например, право на жизнь и свободу, право на личную неприкосновенность и т.д[7]. Государство лишь признает эти права, формально определяя их в основном законе государства, защищающего их. В этой связи естественные права реализуются прямо, без какого-либо правоприменительного акта, независимо от воли других людей.

Идея естественных прав человека была движущей силой Великой Французской революции, которая породила Декларацию прав человека и гражданина, принятую в 1789 году. Ее сущность актуальна и сегодня: «Люди рождаются свободными и равными в правах, цель всякого политического союза – обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека, свободы, собственности, безопасности и сопротивления угнетению». Декларация прав человека и гражданина закрепила презумпцию невиновности, свободу совести, печати, а также гарантии естественных прав человека[8].

Российским представителем естественно-правовой теории о равноправии людей был А.Н. Радищев. Он, в свою очередь, развивал представления о договорном происхождении государства, о суверенитете народа и его праве совершенствовать государственный строй[9].

Впервые идеи о правах и свободах человека и гражданина были оформлены в августе 1905 года следующими Указами императора: «Высочайше утвержденное Учреждение Государственной Думы», «Высочайше утвержденное положение о выборах в Государственную Думу» и в октябре Манифестом «Об усовершенствовании Государственного порядка». В последнем населению даровались «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». А с учетом принятия некоторых нормативно-правовых актов, регламентирующих осуществление отдельных прав и свобод, можно сказать, что в государственном управлении России наметился поворот к конституционной монархии.


Противниками естественно-правовой теории прав и свобод человека активно продвигалась позитивистская концепция, в соответствии с которой права человека, их объем и содержание даруются человеку государством. Видный российский государственный деятель Б.Н. Чичерин назвал такую концепцию анархическим учением.

Следует отметить тот факт, что множество государств в своих правовых системах закрепляют позитивистскую теорию в качестве основы. Сочетание естественно-правовой и позитивистской теорий в позитивном выражении естественных прав приобрело верховенство. Сущность данной формулы заключается в том, что государства не может не признать права человека на жизнь, на неприкосновенность жилища и личности. Несмотря на то, что указанные права принадлежат человеку с рождения, защищенность им придает юридическая норма, то есть форма закона. В этой связи означенные права не могут быть противопоставлены государству, которое должно взять на себя не только функцию их защиты и обеспечения, но и законодательного формулирования.

В рамках указанной главы представляется необходимым уделить внимание важнейшему документу, принятому в 1948 году, Всеобщей декларации прав человека. Основной причиной принятия данного документа послужила Вторая мировая война, подтвердившая необходимость всеобщего договора о правах человека. Декларация имеет только статус рекомендации, но на её основании были приняты два обязательных для участников договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах[10]. Многие положения декларации за время многолетней практики приобрели статус норм обычного права; в отдельных странах Декларация признается частично. Всеобщая декларация прав человека закрепила такие основные права, как признание всех людей свободными и равными от рождения, признание всех людей от рождения равными в достоинстве, признание всех людей от рождения равными в правах и др.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе становления различного рода прав и свобод человека и гражданина, вне зависимости от основных положений теорий или конкретных взглядов, указанное развитие характеризовалось тенденцией демократизации общества. Со временем люди получали все больше прав и свобод, которые, в свою очередь, стали закрепляться на официальном уровне.