Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 249
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
1.1. История возникновения и развития прав и свобод человека в мире
1.2. Российская история развития прав и свобод гражданина
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
2.2. Практика разрешения споров, связанных с нарушением прав человека и гражданина
1.2. Российская история развития прав и свобод гражданина
Рассматривая историю развития прав и свобод гражданина в России, следует отметить три основных этап (см. Рисунок 1).
Этапы развития прав и свобод человека и гражданина
Права человека в дореволюционной России
Права человека в советское время
Права человека после принятия Конституции РФ
Рисунок 1 – Этапы развития прав и свобод человека и гражданина в России
1. Права и свободы человека и гражданина в дореволюционной России.
Как было отмечено ранее, общепризнанные права и свободы человека и гражданина в любом государстве зависят от исторического развития его государственности, характера общественно-политического строя, расстановки социальных сил в данном государстве и на международной арене, от национальных, религиозных, культурных, правовых традиций, национальной психологии, а также от общей политической и правовой культуры населения страны.
Одним из первых защитников идей о равенстве всех людей и граждан, о неотчуждаемых правах и свободах был А.Н. Радищев. Он отмечал, что «Человек, происходя на свет, есть равен во всем другому: немощен». В своих работах он критиковал российское самодержавие, крепостничество.
Позднее (спустя почти 100 лет) русский правовед Б.Н. Чичерин, характеризуя человека как свободную метафизическую сущность и носителя разумной воли, высказывался: «Свободная воля составляет... основное определение человека как разумного существа. Именно вследствие этого он признается лицом и ему присваиваются права. Личность... есть корень и определяющее начало всех общественных отношений». В философии Б.Н. Чичерина особое место занимает идея «правды или справедливости», которая должна быть положена в основу любого закона[11].
Защита естественно-правовых идей свободы и прав личности занимает центральное место в творчестве русского юриста и философа П.И. Новгородцева. Согласно его философии, человек всегда стоит перед выбором между общественной гармонией и свободы. Делая свой выбор в пользу свободы, равенства и прав индивидов, самоценной личности, П.И. Новгородцев обосновывает идею свободного социального развития, реализация которой непременно ведет к насилию и потере свободы. Он писал: «Нравственный долг каждого... содействовать осуществлению «идеи свободной солидарности всех», в которой свобода и равенство лиц сочетаются с всеобщностью их объединения»[12].
Н.А. Бердяев, в свою очередь, в своей работе о свободе отличает личность от индивида. Личность, по мнению автора, есть свобода и независимость человека в отношении к природе, к обществу, к государству, но она не только не есть эгоистическое самоутверждение, а как раз наоборот. Ни один человек, подчеркивал Бердяев, не может сказать про себя, что он вполне личность. «Личность должна совершать самобытные, оригинальные творческие акты, и только это делает ее личностью и составляет ее единственную ценность»[13].
По мнению многих ученых, наилучшей формой правления в России является абсолютная монархия. Они резко выступали против равенства сословий перед законом. Так, сущность консерватизма четко выражена триадой С.С. Уварова: православие, самодержавие и народность. Как отмечали С.С, Уваров и К.П. Победоносцев, русский народ религиозен, мистичен, предан самодержавию, и власть в государстве держится на вере в Бога: исчезнет вера – погибнет государство.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что под заметным влиянием европейской политико-правовой мысли и революционных преобразований в США и во Франции естественно-правовые идеи о равенстве всех людей, о неотчуждаемых правах и свободах человека получили распространение и в царской России. В некоторых опубликованных в 1990-х годах работах встречается утверждение о том, что недемократические исторические традиции сформировали в сознании русского народа особые политические установки, включая и сопряженное со страхом и пассивностью перед государственной машиной недоверчивое отношение к демократии и к правам человека. Однако история свидетельствует о наличии исключений из этого правила. В качестве примера можно привести демократический порядок организации жизни в древнем Новгороде.
2. Права человека в советское время.
С установлением советской власти в России (СССР) целые классы и слои общества были лишены не только политических, но и неотъемлемых гражданских прав – права на жизнь, личную неприкосновенность, собственность. Были отброшены гарантии свободы личности, принцип презумпции невиновности и многие другие. Следствием этого стало попрание в России общечеловеческих ценностей: универсальности прав человека, всеобщего равенства, достоинства личности, справедливости, права на свободу, личный выбор и самоопределение, защиту от произвола властей. Положение с правами человека в России можно проследить по советским конституциям.
Конституция РСФСР 1918 года. Главную ее основу (раздел I) составила Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 13 января 1918 года, принятая III Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов. В ней законодательно подтверждались завоевания трудящихся в первый период существования советской власти, провозглашались основные принципы и задачи Советского государства, сформулированы основы национальной политики и впервые законодательно закреплена одна из форм национально-государственного устройства – социалистическая федерация[14].
В разделе II еще раз провозглашалось: «Российская республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России».
И в том же разделе установлены политические и гражданские личные свободы: свобода совести, свобода выражения мнений, свобода собраний, свобода союзов, право российского гражданства иностранцам.
Первая Конституция РСФСР была в сильной степени идеологизирована, имела открыто классовый характер. Она, в свою очередь:
– закрепляла диктатуру пролетариата;
– устанавливала государственную власть в форме Советов;
– провозглашала союз рабочего класса и крестьянства при руководящей роли рабочего класса, сложившийся в ходе социалистической революции;
– закрепляла экономическую основу Советского государства: земля была объявлена общенародным достоянием, а все леса, недра и воды, весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия – национальным достоянием.
Конституция СССР 1924 года. С образованием в декабре 1922 года Союза ССР возникла потребность в принятии общесоюзной Конституции, которая послужила бы законодательной основой для развития и укрепления единого союзного советского многонационального государства. Она была принята 31 января 1924 года II съездом Советов СССР и ознаменовала собой новую ступень в развитии страны, оформив добровольное объединение республик в единое Советское государство[15]. Основу Конституции составили Декларация об образовании Союза ССР и Договор об образовании Союза ССР. Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и их право свободного выхода из союза. Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами.
Конституция РСФСР 1925 года была принята 11 мая 1925 года XII Всероссийским съездом Советов. Новый текст Конституции в значительной его части схож с текстом Конституции 1918 года, хотя содержит определенные новшества в структуре и содержании. Согласно статье 1 Конституция 1925 года исходит из Декларации трудящегося и эксплуатируемого народа от 13 января 1918 года и из основных начал Конституции 1918 года, ставя своей задачей гарантировать диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и осуществления коммунизма[16].
Конституция 1925 года четко закрепляет, что вся земля, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт и средства связи составляют «собственность рабоче-крестьянского государства» на основах, определяемых особыми законами Союза ССР и верховными органами РСФСР (ст. 15).
Конституция СССР 1936 года утверждена VIII Чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года Социальная основа государства декларировалась как союз рабочих и крестьян при сохранении диктатуры пролетариата. Социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства объявлялись экономической основой СССР. Эта собственность существовала в двух формах: государственной (шахты, заводы в промышленности, совхозы) и колхозно-кооперативной[17].
Гражданам СССР гарантировались права на труд, отдых, образование, материальное обеспечение в старости.
Конституция РСФСР 1937 года утверждена 21 января 1937 года Чрезвычайным XVII Всероссийским съездом Советов и несколько отличалась по структуре и содержанию от Конституции СССР 1936 года. Так, в ней подробнее определялись вопросы ведения РСФСР, были более развернуты главы о компетенции высших органов государственной власти и органов государственного управления РСФСР[18].
Конституционная система СССР и РСФСР, принятая в 1936 – 1937 годах, просуществовала почти 40 лет. В ходе последующего развития страны с учетом результатов политического, государственного и хозяйственного строительства в Конституцию СССР, а соответственно, и в Конституцию РСФСР, конституции других союзных, а также автономных республик вносились изменения.
В основном они отражали:
– преодоление последствий произвола и беззакония, а также режима личной власти (культа личности) после 1953 года;
– расширение гарантий ряда конституционных социально-экономических прав граждан (на труд, отдых, образование, пенсионное обеспечение и др.).
Конституция СССР 1977 года принята в октябре 1977 года на внеочередной сессии Верховного Совета СССР. В ее основу была положена концепция «развитого социализма», характеристика которого содержалась в преамбуле: «В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни, трудящиеся все шире пользуются плодами великих революционных завоеваний».
Впервые в Конституцию СССР было введено понятие «народ», который принял и провозгласил в 1977 году данную Конституцию[19].
В связи с этим главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Подтверждалась основа экономической системы – социалистическая собственность на средства производства в двух ее формах: государственной и кооперативно-колхозной. Отдельные разделы Конституции СССР были посвящены вопросам социального развития и внешней политики.
Конституция РСФСР 1978 года по своей структуре и содержанию соответствовала Конституции СССР 1977 года. Имело место принципиальное единство в закреплении основ общественного строя и политики, статуса личности, национально-государственного устройства, системы, принципов организации и деятельности государственных органов, символов республик[20].
Таким образом, анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что с каждой вновь принятой Конституцией перечень прав и свобод человека и гражданина в России расширялся, а общество постепенно демократизировалось.
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
2.1. Классификация основных прав человека и гражданина в России. Статистика нарушения прав и несоблюдения свобод человека и гражданина.
Все права и свободы человека можно подразделить на несколько основных групп (см. Рисунок 2).
Права и свободы человека и гражданина
Гражданские (личные)
Политические
Экономические
Социальные
Культурные
Экологические
Рисунок 2 – Права и свободы человека и гражданина
В рамках указанного параграфа представляется необходимым рассмотреть указанные группы прав и свобод человека и гражданина наиболее подробно.