Файл: Соотношение государства и гражданского общества (Понятие и признаки государства. Правовое государство).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Гражданское общество: понятие и признаки

2.1. Определение понятия «гражданское общество»

Гражданское общество, безусловно, – сложный для правовой науки объект исследования. Можно поставить вопрос о том, исследуют ли правоведы гражданское общество как таковое, фокусируясь лишь на посвященном ему историко-теоретическом дискурсе. В правовой литературе не существует общепризнанного понятия гражданского общества. Часто можно встретить мнения, подобные следующему: «в настоящее время, равно как и в обозримом будущем, это скорее формирующаяся теория – “абстрактная конструкция”, нежели состоявшаяся практика». Если брать во внимание только посвященные гражданскому обществу историко-теоретические представления, то, наверное, это единственно возможный вывод[34].

В правовой литературе существуют диаметрально противоположные определения понятия «гражданское общество», что показывает состояние развития теоретических представлений в этой области. В качестве «субстрата» этого понятия признаются совершенно разные институты. Часто происходит смешение понятия «гражданское общество» с институтами, в развитии которых оно, наряду с демократическим государством (публичной властью), принимает участие[35]. Эту ситуацию можно проиллюстрировать следующими примерами. Так, российский исследователь И. Н. Барциц относит к числу конституционно-правовых институтов гражданского общества частную собственность, многопартийность, парламентаризм и т. д. [36]. Подход И. Н. Барцица отчасти пересекается с предложенным Конституционной комиссией Съездом народных депутатов РФ в 1992 г. содержанием раздела «Гражданское общество» проекта Конституции РФ. В этом разделе были представлены следующие главы: VII. Собственность, труд, предпринимательство. VIII. Общественные объединения. IX. Воспитание, образование, наука, культура. X. Семья. XI. Массовая информация. Такой подход к формализации содержания гражданского общества представляется слишком широким и всеохватным, вбирающим в себя не только организационные элементы (например, некоммерческие организации), но и институты, необходимые для существования гражданского общества (в частности, собственность и др.) [37]. Ряд институтов, обозначенных по заголовком «Гражданское общество», имеют спорный статус в качестве элементов гражданского общества, например, семья, политические партии и коммерческие организации. Спорность причисления их к гражданскому обществу лишний раз подчеркивает актуальность проблемы элементного состава гражданского общества, и соответственно, критериев, позволяющих идентифицировать институты гражданского общества[38].


Другой российский исследователь, А. Н. Писарев, полагает, что гражданское общество – это вид общественно полезной (публичной) деятельности, которая во взаимодействии с государством выражается через регламентированные конституционным законодательством основные институты (формы) непосредственной и представительной демократии. С таким определением также сложно согласиться[39]. Из него следует, что с точки зрения государства деятельность гражданского общества растворяется в регламентированных законодательством формах народовластия, не имеет специфического содержания и неотличимо от граждан как субъектов народовластия. Активность гражданского общества в целом не может сводиться только к формам прямой и представительной демократии, хотя их значение для гражданского общества очень значимо. Некоторые из них являются характерными для гражданского общества формами деятельности, в частности, общественные (публичные) слушания, обращения граждан, публичные мероприятия, собрания граждан, гражданская правотворческая инициатива, общественная экспертиза проектов правовых актов и др.[40]. Однако следует принимать во внимание, что гражданское общество проявляет свою активность не только во взаимодействии с публичной властью. Рассмотрение функционирования гражданского общества исключительно в контексте его взаимодействия с публичной властью – это односторонний, государствоцентричный подход, учитывая его сущностную характеристику как автономной публичной сферы. В связи с этим можно привести мнение авторитетного российского конституционалиста М. В. Баглая о том, что «гражданское общество независимо от государства и стоит над ним, оно строится на признании свободы и инициативы человека и объединений людей как в политической, так и в экономической областях» [41].

Ограниченное понимание роли гражданского общества, отражающееся в его определении, является показателем недостаточной разработанности вопроса о функциях гражданского общества. Функции гражданского общества напрямую связаны со сферами, в которых оно присутствует, что предопределяет их разнообразие, если государство не покушается на его плюралистичность. Так, приводимые у А. Н. Писарева формы взаимодействия гражданского общества и государства, следует рассматривать как проявления такой значимой функции гражданского общества как гражданское участие[42].


Это понятие пока не привлекло к себе достаточного внимания в правовой литературе, но оно уже имеет сложившееся содержание в международных рекомендательных актах. Ему посвящены недавно одобренные Комитетом Министров Совета Европы Руководящие принципы в отношении гражданского участия в процессах принятия политических решений (одобрены Комитетом министров 27 сентября 2017 года на 1295-м заседании заместителей министров) (далее – Руководящие принципы). В Руководящих принципах под гражданским участием понимается – участие отдельных лиц, неправительственных организаций и гражданского общества в целом в процессах принятия решений государственными органами. Там же отмечается, что гражданское участие в принятии политических решений отличается от политической деятельности в виде прямого участия в политических партиях и от лоббирования в интересах бизнеса. Таким образом, гражданское участие следует понимать как одну из основных форм деятельности гражданского общества, которая непосредственно связана с прямой и представительной демократией, как это подчеркивается в преамбуле Руководящих принципов[43].

Об участии граждан, а также о близкой категории – гражданской инициативе, говорится в концептуальных политико-правовых документах ряда постсоветских государств, в том числе в утратившей силу Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 гг. (утв. Указом Президента Республики Казахстан от 25 июля 2006 года №154) в разделе, посвященном его функциям. О формах демократии участия говорится в Национальной стратегии содействия развитию гражданского общества в Украине на 2016-2020 годы (утв. Указом Президент Украины 26 февраля 2016 г.). В Концепции развития гражданского общества Эстонии (принята Рийгикогу 12 декабря 2002 г.) говорится о развитии гражданской инициативы и демократии участия[44].

Особенности роли гражданского общества, проявляющего себя во всем своем многообразии и не редуцированного до отдельных институтов, имеющих нормативно-правовое оформление, требуют той или иной формы признания со стороны публичной власти. Однако дальше упоминания гражданского общества в основных законах, законодательство различных государств не продвигается[45]. Гражданское общество сохраняет статус сложного феномена, не поддающегося юридизации. Примеров его упоминания немного: следует отметить Конституцию Республики Казахстан, которая в числе таких основных законов, которые упоминают гражданское общество – непосредственно в преамбуле, говорящей об осознании народом Казахстана себя как миролюбивого гражданского общества. Следует также упомянуть Конституцию Литовской Республики, в которой сказано: «Литовский народ <…> стремясь к открытому, справедливому, гармоничному гражданскому обществу и правовому государству <…> провозглашает настоящую Конституцию». Часть 2 ст. 4 Конституции Болгарии 1991 г. устанавливает, что «Республика Болгария гарантирует каждому гражданину жизнь, достоинство и права личности и создает условия для свободного развития человека и гражданского общества» [46].


Помимо конституций, с таким сложным социальным явлением имеют дело политико-правовые документы – концепции, стратегии и программы, в которых оно рассматривается детальнее с учетом его сложной общественно-политической природы[47]. Именно в этих документах существенное внимание уделяется определению и функциям гражданского общества. Соответствующе определение гражданского общество было дано в уже утратившей силу Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 гг. Гражданское общество – общество, где главным действующим лицом и субъектом происходящих в нем процессов и отношений выступает человек со всей системой его потребностей, интересов и ценностей. Это понятие также обозначает всю совокупность существующих независимо от государства и его органов общественных отношений: политических, экономических, культурных, национальных, религиозных, семейных и других, отображает многообразие частных интересов[48]. К числу функций гражданского общества были отнесены: поддержка, развитие и поощрение гражданских инициатив; участие в работе по созданию условий для добровольной интеграции людей в союзы, объединения на основе сближения интересов и достижения определенных целей; обеспечение участия граждан в решении общегосударственных и местных проблем; содействие защите прав граждан и реализации интересов различных групп населения; утверждение общечеловеческих норм, ценностей и нравственных основ в обществе; участие в создании условий для продуктивного труда, обеспечивающего независимое существование человека; оказание социальных услуг; содействие гармонизации отношений власти, бизнеса и общественных институтов, создание условий для общественного согласия и уменьшения социальных конфликтов, разрешение социальных и иных конфликтов путем конструктивного диалога; содействие открытости и прозрачности в процессе принятия государственных решений; поддержка деятельности профсоюзных организаций, выполняющих важнейшие общественные функции по регулированию социально-трудовых отношений; поддержка свободы слова, укрепление независимости СМИ и обеспечение открытости информационного пространства[49].

2.2. Характеристики и структура гражданского общества


Сложность формализации гражданского общества связана с его характеристиками, которые задают его параметры как сложной динамической системы. Динамичность гражданского общества предопределяется его характеристиками как автономной, самоорганизующейся, саморегулируемой и плюралистичной среды. Но эти характеристики могут быть предметом правового исследования (прежде всего конституционным правом), поскольку связаны с целым рядом конституционных прав, свобод и принципов, которые конституируют пространство свободы (автономии) гражданского общества и значительную часть правомочий его институтов[50]. Пересечение характеристик гражданского общества и с важнейшими конституционными ценностями – правами, свободами, принципами позволяет конституционализировать это сложное в плане юридизации понятие. Категории «характеристики» и «черты» гражданского общества довольно редко, но все же используется в правовой доктрине. В числе авторов, исследующих эти критерии выделения института гражданского общества, следует назвать М. Н. Марченко и Е. Е. Никитину[51].

Традиционно в качестве фундаментального для гражданского общества права рассматривается конституционное право на объединение (свобода объединения (ассоциации)). Причем, в последнее время получило распространение его широкая интерпретация, в рамках которой в качестве его субъекта рассматриваются не только общественные объединения, но и другие некоммерческие и даже коммерческие организации. С точки зрения взаимосвязи автономии гражданского общества и права на объединение, представляет интерес содержание последнего. Чаще всего в содержании права на объединение выделяются несколько правомочий, среди которых: право создавать, право вступать, право воздерживаться от вступления, право участвовать и право выходить из объединения[52]. Однако относительно наполнения права на объединение существуют и другие подходы, которые признают его более широкое содержание. Непосредственно с правом на объединение связана свобода деятельности общественных объединений. В международных рекомендациях и литературе встречается аналог этой свободы – право на свободную деятельность или право действовать свободно (right to operate freely). Указанная свобода (право) представлена в некоторых конституционных текстах, к примеру, в ч. 1 ст. 30 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 42 Конституции Португальской Республики, абз. XVII ст. 5 Конституции Федеративной Республики Бразилия. Конституция Республики Польша обеспечивает свободу создания и деятельности профессиональных союзов, социально-профессиональных организаций земледельцев, обществ, гражданских движений, иных добровольных объединений и фондов (ч. 1 ст. 12). Чаще всего рамки свободы деятельности объединений граждан в конституционных текстах и международных актах задают конституционные ограничения свободы объединения[53].