Файл: Соотношение государства и гражданского общества (Понятие и признаки государства. Правовое государство).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • господство или иначе - верховенство права и закона во всех сферах жизни общества. Данный признак правового государства означает, с одной стороны, правовой характер принимаемых законов, если говорить иными словами, то принимаемые в стране законы должны быть справедливыми. С другой стороны, этот признак означает, что правом устанавливаются рамки для деятельности государства и его органов, за которые они не вправе выходить, чтобы не нарушать права граждан[70];
  • разделение властей на три ветви, что позволяет избежать в государстве монополизации политической власти, существует система «сдержек и противовесов». Так, в России государственная власть делится на исполнительную, законодательную, судебную и иные (институт президентства, прокуратура);
  • равенство всех перед законом: все равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, происхождения, языка, места жительства, имущественного и должностного положения, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии, убеждений, а также других обстоятельств[71];
  • признание прав и свобод человека высшей ценностью, что означает, что политика государства направлена на то, чтобы обеспечить охрану прав и свобод человека и гражданина. Данный признак также означает, что все естественные права человека признаются высшей ценностью и являются незыблемыми, то есть не могут быть ограничены, например, право на жизнь, на охрану достоинства, на свободу и личную неприкосновенность и т.д.[72]
  • реальное существование и соблюдение прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность, т.е. не просто существование прав и свобод человека на бумаге, а их реальное воплощение в жизнь, их реальное соблюдение и создание условий для их соблюдения;
  • взаимная ответственность личности и государства, что означает, что они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Все действия личности и государства охватываются следующей формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено». Так, например, при назначении наказания суд не может выйти за пределы санкции конкретной нормы, предусматривающей ответственность за совершенное противоправное деяние, то есть не может назначить большее наказание, чем это предусмотрено в санкции статьи[73];
  • политический и идеологический плюрализм, что означает возможность нормального сосуществования в обществе различных, в том числе и прямо противоположных, политических, правовых, философских, экономических, религиозных взглядов, идей и теорий;
  • стабильность законности и правопорядка в обществе[74].

В настоящее время Конституция РФ выступает неким соглашением, в котором за государством закреплена сфера публичной власти, а за гражданским обществом - частные интересы и индивидуальные свободы[75].

Гражданского общество можно интерпретировать, как прямое волеизъявление людей и их объединений, защищенное правом от прямого вмешательства государства. Стоит отметить, что институт гражданского общества не представляет собой некое отделенное от государства объединение, наоборот, они соединены друг с другом множеством связей. Это связано с тем, что государство, которое осуществляет управление общественной жизнью, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами.

Гражданское общество увеличивает круг участия граждан в делах страны. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества выражается в том, что деятельность органов государственной власти ограничивается функционированием политических партий и общественных объединений[76].

Гражданское общество как своеобразная сложная общественная система с многообразными институтами регулируется особой системой права, входящей в общую правовую систему. Их прямые, обратные и опосредованные связи создают обоюдоплодотворное взаимодействие. Синтез правовой системы и гражданского общества является условием и одним из главных факторов гражданских прав и демократических свобод. Право выступает мерой свободы, правовая система есть общий правокультурный феномен, гражданское общество представляет социально-экономическую, политическую и правовую ценность[77].

Взаимоотношения государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития социального организма в целом. Особую важность такого рода задача приобретает именно для России, когда и формирование новой государственности, и становление полноценного гражданского общества во многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных субъектов социального и политического процессов[78].

На сегодняшний день неуместен спор о том, должно ли государство ориентировать развитие гражданского общество, а оно в свою очередь ограничивать его. В настоящее время они взаимодополняют друг друга, государство является стороной гражданского общества, проявляющей его демократический характер.

Правовое государство - соотношение права и государства, в котором государство, опираясь на право, регулирует правоотношения, в центре которых находятся права и свободы человека и гражданина. В правовом государстве центральное звено занимают люди, граждане, общество. Отсюда и прослеживается соотношение, взаимосвязь правового государства и гражданского общества[79].


Современное государство выступает в качестве механизма согласования интересов и потребностей граждан, их организации, для обеспечения общего блага. Основополагающей целью выступает поощрение и защита прав и свобод человека. Развитое правое государство и гражданское общество направлены на социальную справедливость[80]. Степень развитости и гарантированности прав и свобод граждан, а также характером взаимосвязи государства и общества, определяется господство права. Государство выступает в качестве основного гаранта свободы личности, также оно выражено в аппарате чиновников, именно для сглаживания данного аппарата и более эффективной защиты прав и свобод человека, и гражданина было создано гражданское общество, которое представляет интересы народа[81].

Правовое государство и гражданское общество дополняют друг друга, так как без существования одного немыслимо и функционирование второго. Однако гражданское общество является первичным по отношению к правовому государству, именно оно является решающей предпосылкой правового государства. Известно, что в правовом государстве должны функционировать и действовать институты гражданского общества такие, как профсоюзы, СМИ, политические партия, семья, неправительственные организации, с помощью которых граждане самостоятельно большинство вопросов, без прямого участия в этом процессе государства в лице органов представительной власти и должностных лиц.

Взаимоотношение гражданского общества с государством определяется следующем:

- гражданское общество функционирует наряду с государством как самостоятельная и противоречащая ему сила, однако оно находится с ним в некотором единстве.

гражданское общество представляет собой некую систему, построенную на связи между субъектами, которой свойственна самоуправляемость и самоорганизация[82].

  • развитие и функционирование гражданского общества определяется формированием общественных буржуазных отношений, и в связи с этим утверждением принципа формального равенства.

-гражданское общество базируется на политическом плюрализме.

  • взаимосвязь правового государства и гражданского общества направлено на создание демократического государства.
  • наряду с развитием гражданского общества происходит сближение государства и общества, таким образом, правовое государство выступает способом организации гражданского общества[83].

Соотношение правого государства и гражданского общества обуславливается тем, что политические партия и общественные организации ограничивают деятельность представительных органов государственной власти[84].

Необходимо отметить, что «формирование гражданского общества, а не его основы - правового государства, так же, как и изначальное формирование традиционного общества и государства - это весьма противоречивый, сложный и к тому же весьма длительный процесс, требующий взаимных усилий как со стороны самого общества, так и государства.» [85].

Правовое государство и гражданское общество представляют по отдельности автономную систему, они служат подсистемами единой правовой системы. Именно правовая система выступает в качестве основного звена взаимосвязи и взаимодействия данных понятий[86].

Таким образом, гражданское общество представляет собой совокупность социальных, социально-политических институтов, объединений, которые функционируют на началах самоуправления, а правовое государство, в свою очередь обеспечивает деятельность данного общества. Правое государство самостоятельно именно в той мере, в которой это государство служит интересам гражданского общества, которое побуждает функционирование и развитие демократического государства, и в некоторой мере осуществляет контроль за его деятельностью[87].

Вывод: Таким образом, гражданское общество в широком смысле состоит из разного рода институтов - политических, экономических, социальных, правовых, но обычно под институтом гражданского общества понимается форма организации совместной деятельности людей, основанной на определенной институциональной матрице и направленной на удовлетворение общественных потребностей, а также совокупность лиц, занятых в этой деятельности.

Заключение

Из всего выше сказанного мы можем сделать вывод о том, что гражданское общество не противостоит государству, а находится с ним во взаимодействии, но только правовое государство может обеспечить невмешательство государственных должностных лиц в частную жизнь граждан, гарантировать им свободу выбора, соблюдение других гражданских прав, так как в правовом государстве по отношению к гражданам применяется принцип «Разрешено все, что не запрещено законом».


Для создания развитого гражданского общества и правового государства в России должна появиться сильная, ответственная и компетентная власть. Она должна уметь реализовывать оптимальную социально-экономическую политику, опираясь на опыт прошлых лет и учитывая наиболее надежные прогнозы. Но не только государство должно прилагать усилия, они так же необходимы и со стороны общества. Оно должно научиться грамотно и своевременно оценивать действия власти, уметь повлиять на неё, а в случае необходимости — отозвать и заменить.

Из-за того, что наша страна только недавно встала на путь демократии, нашему обществу нужно повышать уровень политической культуры, политического участия, индивидуального и массового правосознания. Тогда, возможно, нам удастся достичь уровня ведущих мировых держав. Только сформировав гражданское общество в правовом государстве, мы можем занять должное место в мировой цивилизации и поставить новые горизонты. Правда, горизонт имеет свойство отдаляться по мере приближения к нему. Но это еще не значит, что перед собой мы поставили некий недостижимый идеал, так как человеку свойственно по достижению одних целей формировать новые, более высокие.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2015 N 2-ФКЗ, от 21.07.2015 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2015, N 31, ст. 4398.
  2. Абдулаев, М.И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. - М.: Право, 2018. – 518 с.
  3. Ахметов А.С. К вопросу о соотношении государства и гражданского общества // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2015. № 1 (42). С. 24-28.
  4. Базаркулова Т.А. Государство и гражданское общество // Инновационная наука. 2016. № 12-2. С. 148-152.
  5. Бондаренко Е.О. Значение гражданского общества в современном государстве // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2017. № 1-2 (123). С. 175-177.
  6. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. - М.: Книжный мир, 2018. – 433 с.
  7. Васильев Д.А. Теория государства и права 3-е изд., испр. и перераб. Москва : Аспект Пресс, 2016. 210 с.
  8. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. Изд. 8-е, стереотип. М.: Омега-Л, 2016. 608 с.
  9. Власенко Н.А. Теория государства и права: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2016. - 416 с.
  10. Городничев С.В., Назырова Е.А., Смагина В.Б. Государство - высшая форма в эволюции системной организации общества // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2017. № 1. С. 122-124.
  11. Григонис Э.П. Основные юридические понятия о государстве: традиционные и новые представления // Мир юридической науки. 2017. № 7. С. 5-24.
  12. Демидов А.В. Гражданское общество как признак правового государства // Инновационная наука. 2016. № 2-3. С. 177-179.
  13. Демидов А.В. Гражданское общество и государство // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 8. С. 227-230.
  14. Дмитриев Ю. А., Пиголкин А. С., Головастикова А. Н. Теория государства и права. М.:Юрайт, 2017. 768с.
  15. Дмитриев Ю.А. О понятии государства и его основных признаках // Актуальные вопросы образования и науки. 2016. № 1-2 (53-54). С. 7-13.
  16. Жигаева К.В. Содержание и механизмы взаимодействия государства и гражданского общества // Теория и практика общественного развития. 2015. № 23. С. 14-17.
  17. Зарецкая Л.Н. Взаимоотношения государства и гражданского общества: теоретико-методологический аспект // Актуальные научные исследования в современном мире. 2017. № 3-4 (23). С. 103-108.
  18. Иванов И.Р.Л. О классификации научных подходов к понятию государства // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2015. № 1 (42). С. 6-10.
  19. Иванов А.А. Право. / А.А. Иванов - Новочеркасск: ЮРГПУ; 2014. — 238 с.
  20. Исаев Б.А Политическая теория: Учебник М.: Юрайт. 2017. 434с.
  21. Кольсариева Н.Ш. Некоторые проблемы взаимодействия гражданского общества и правового государства // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-2. С. 348-351.
  22. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 5-е изд., переработанное и дополненное. М.: Юрайт, 2015. 456 с.
  23. Лайтер А.В. К вопросу о понятии и сущности правового государства // Наука и образование сегодня. 2016. № 7 (8). С. 31-33.
  24. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория Государства и права: Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт. -2015. 521с.
  25. Макеев В.В., Шепелев В.И. Теория правового государства и ее реализация в современных российских условиях // Философия права. 2016. № 2 (75). С. 27-32.
  26. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях. Учебное пособие. М.: Проспект, 2015. 144 с.
  27. Марченко М.Н. Теория государства и права. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2015. 640 с.
  28. Муртазалиев А.М., Мирзаев М.А. Правовое государство и гражданское общество: взаимосвязь и взаимозависимость // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Общественные науки. 2015.№ 2. С. 30-36.
  29. Новиков А.Б., Дмитриев В.К. О конституционно-правовой модели правового государства // Вестник научных конференций. 2016. № 3-2 (7). С. 84-86.
  30. Палиенко, Н.И. Учение о существе права и правовой связанности государства [Электронный ресурс] Электрон. дан. Санкт-Петербург : Лань, 2015. 350 с.
  31. Погребняк П.П. Общество и государство: становление отношений // Достижения вузовской науки. 2016. № 25-1. С. 17-22.
  32. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях. Учебное пособие. М.: Проспект, 2016. 176 с.
  33. Рассказов Л. П. Теория государства и права. М.:РИОР, Инфра-М, 2017. 304 с.
  34. Раянов Ф.М. Гражданское общество: проблемы понимания и соотношения с правовым государством // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2016. № 2 (130). С. 25-29.
  35. Рогожевский Е.И. Соотношение государства и гражданского общества // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2015. № 3 (53). С. 325-326.
  36. Самигуллин В.К. Понятие государства: плюрализм мнений // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. 2016. № 3. С. 9-18.
  37. Сахно А.В. Понятие государства и его формы: к постановке проблемы // Наука и современность. 2015. № 40. С. 84-90.
  38. Ситников Е.С. Понятие государства, его признаки и сущность // NovaUm.Ru. 2016. № 1 (1). С. 30-33.
  39. Сковиков А.К. Гражданское общество и государство: механизм взаимодействия // PolitBook. 2016. № 4. С. 84-95.
  40. Соловьев А.Ю., Колесникова Н.А. Государство и гражданское общество: конфронтация или сотрудничество? // Современные проблемы права, экономики и управления. 2016. № 2 (3). С. 377-386.
  41. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Юстицинформ, 2017. 704 с.
  42. Текеева, А.М. Понятие и сущность государства как теоретико-правовая проблема // Приднепровский научный вестник. 2017. Т. 5. № -1. С. 60-64.
  43. Тиховодова А.В. Взаимоотношения государства и гражданского общества: обзор концептуальных моделей // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2015. № 44. С. 222-231.
  44. Фетюков Ф.В. Модели взаимоотношений гражданского общества и государства // Наука, новые технологии и инновации. 2015. № 12. С. 19-21.
  45. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов, 3-е издание доп. и исправл. М.: Интерстиль, Омега-Л, 2017. 390 с.
  46. Целиковская Ю.К., Гайлаев Х.Р. Правовое государство - признаки. Право и закон в правовом государстве // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2017. № 2-2. С. 149-154.
  47. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения - М.: Артикул, 2017. 395 c.
  48. Шалютин Б.С. О характере связи правового государства с гражданским обществом // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015.№ 5 (39). С. 100-105.
  49. Шафиков Ю.С. Понятие и понимание государства // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2016. № 4 (62). С. 31-34.
  50. Юрочкин М.А. Государство: теоретические аспекты формирования понятия // Отечественная юриспруденция. 2015. № 1 (1). С. 6-10.
  51. Яровая В.В. Правовое государство и гражданское общество // Вестник научных конференций. 2016. № 10-6 (14). С. 204-206.