Файл: Жизненный цикл организации, управление организацией.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая работа посвящена теме жизненного цикла организации, определения этапа жизненного цикла организации, на котором находится организация, а также выделены методы, соблюдая которые, компания сможет преодолевать проблемы, возникающие при смене этапов жизненного цикла с меньшим ущербом.

Наука в современном мире большое внимание уделяет развитию организаций. Под развитием организации подразумевают естественный процесс, или как его по-другому называют «жизненный цикл организации». Такой подход выделяет этапы, через которые проходит организация, и предсказывает проблемы, которые могут возникнуть при переходе от этапа к этапу.

В настоящее время все большую популярность в рамках организации управленческого процесса малым или большим предприятием приобретает теория жизненных циклов организации, которая находит отражение не только в теоретических статьях, но и на практике.

Организация управления жизненным циклом компании необходима для своевременной реакции на специфические особенности отрасли, ее перспективы и риски, возможности внедрения нововведений и инновационных процессов, обусловленных новой эпохой знаний и связанных с ней изменениями потребностей общества.

В целях совершенствования управления организацией важно определить, что является критерием эффективности деятельности организации на разных стадиях жизненного цикла, каковы факторы, ее определяющие. В этой связи необходим поиск факторов организационной эффективности бизнеса на каждой стадии развития организации с тем, чтобы точнее задать критерии оценки результативности деятельности в каждый момент принятия важных решений.

В последнее время наблюдается рост интереса к моделям жизненного цикла. Это связано с развитием бизнеса в мире, ужесточением конкуренции, нестабильностью внешней среды. В связи с этим перед менеджерами встает сложная задача: сформулировать стратегию компании. Именно для этого призвана модель жизненного цикла организации. Данная тема чрезвычайно актуальна для ученых и практиков российского бизнеса, так как её изучение открывает широкие возможности для повышения эффективности предпринимательской деятельности, повышения инвестиционной привлекательности организации.

Именно поэтому тема научного исследования является очень актуальной в настоящее время как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Объектом исследования является процесс управления эффективностью организации на разных стадиях жизненного цикла организации.


Предметом исследования явился механизм управления организацией по стадиям ее жизненного цикла и направления его совершенствования.

Цель исследования состоит в научном обосновании и разработке теоретических положений и методических рекомендаций по совершенствованию процесса управления эффективностью организации на разных стадиях жизненного цикла организации.

В ходе научной работы для достижения цели использовались следующие задачи:

проанализировать отдельные нормы отечественного законодательства, направленные на обеспечение жизненного цикла организаций,

рассмотреть основные понятия, стадии и модели жизненных циклов организации,

рассмотреть этапы жизненного цикла организации, в соответствии с двумя моделями И.К. Адизеса и Л. Грейнера,

разработать рекомендации по определению этапа жизненного цикла организации и определить паттерны поведения организации, которых необходимо придерживаться на различных этапах.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют фундаментальные положения теории управления экономическими системами, теория принятия управленческих решений.

В качестве статистического инструментария использовались табличные и графические приемы визуализации числовых данных.

Поставленные цели и задачи определили структуру и последовательность изложения материалов проведенного исследования.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены ее цель и основные задачи, объект и предмет исследования, методология и методы исследования, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Понятие и суть жизненного цикла организации» анализируется понятийно-категорийный аппарат, рассмотрены теоретические основы жизненного цикла организации, в том числе часто применяемые модели жизненного цикла организации. Представлены позиции отечественных и зарубежных авторов, создавших концепции жизненного цикла организации, а также выявлена необходимость применения этих концепций в деятельности руководителей организации при принятии управленческих решений.

Во второй главе «Жизненный цикл организации: особенности стадий и влияние на результаты деятельности организации» рассмотрены различные подходы к рассмотрению жизненного цикла организации на примере двух моделей И. Адизеса и Л. Грейнера, а также их практическое применение. Исследование данных моделей позволяет выявить основные проблемы, возникающие в организации, а также разработать успешную стратегию развития компании.


В заключении изложены основные научные результаты исследования, даны обобщающие выводы, отражающие научные результаты.

В приложении представлены вспомогательные материалы, иллюстрирующие результаты отдельных положений исследования.

1 Понятие и суть жизненного цикла организации

1.1 Анализ норм отечественного законодательства, направленные на обеспечение жизненного цикла организаций

Российская экономика находится в довольно сложном положении. Среди ее основных проблем отмечаются: сырьевая зависимость, высокая стоимость денег, административные барьеры, коррупция и др.[1] В условиях нарастающей нестабильности, замедления темпов экономического роста все чаще звучат как предложения об усилении государственного регулирования экономики, так и предложения дальнейшей либерализации экономики, дальнейшего снижения роли государства в экономике.

Однако подходы к государственному регулированию экономики в целом, ее отдельных направлений, отраслей и секторов не должны носить сиюминутного, конъюнктурного характера, они должны быть научно обоснованными и рассчитанными на длительное время, формируя при этом стабильную среду, понятные правила поведения для хозяйствующих субъектов на настоящее время и ближайшую перспективу.

Как правильно отмечает И.В. Фролов, конечным результатом деятельности экономико-правовой системы является механизм формирования и реализации экономических правил, навыков, хозяйственных традиций[2].

В рамках конкретной экономико-правовой системы существуют правовые алгоритмы поведения хозяйствующих субъектов, которые должны изначально учитываться при разработке тех или иных предложений для регулирования макроэкономических систем, их правового обеспечения[3].

Однако современная правовая доктрина практически не содержит положений, посвященных исследованию оптимальных моделей поведения хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках, а также анализу правовых механизмов, способствующих нивелированию последствий реализации негативных моделей, управлению их поведением.


В специальной литературе в основном приводятся отдельные примеры девиантного поведения предпринимателей, организаций (в лице их менеджмента, участников, учредителей), исследуются возможные причины такого поведения либо комментируется действующее законодательство[4].

Вопросам же управления экономической системой в целом и ее отдельными элементами, роли законодательства в государственном регулировании отдельных систем и механизмов до настоящего времени уделяется недостаточное внимание.

Ключевую роль в любой экономической системе играют экономические агенты - конкретные хозяйствующие субъекты), чьи действия, поведение либо способствуют росту экономики, ее отдельных отраслей, секторов (за счет производства нового продукта), либо ведут к стагнации.

Любые хозяйствующие субъекты, по аналогии с лицами физическими, зарождаются, развиваются, ослабевают, заболевают и в конце концов прекращают свое существование.

Период, в течение которого осуществляется деятельность хозяйствующего субъекта (от момента создания и до его ликвидации), может быть назван жизненным циклом хозяйствующего субъекта[5].

Несмотря на то, что каждый хозяйствующий субъект имеет свой индивидуальный, нередко уникальный жизненный цикл, можно ставить вопрос о наличии значимых закономерностей его развития. Особенно, если речь идет о жизненном цикле организаций.

Во-первых, коммерческие организации создаются исключительно ради получения прибыли. Деятельность, направленная на получение прибыли, носит длящийся характер, она, по общему правилу (исключениями могут выступать серьезные экономические и законодательные изменения, ограничения и запреты), не определяется четкими временными границами.

Во-вторых, при создании коммерческих организаций изначально не предполагается их ликвидация в установленный срок (сроки); они создаются без ограничения срока, т.е. презюмируется их неопределенно длительный жизненный цикл[6].

Следовательно, с высокой долей уверенности можно утверждать, что целью управления жизненным циклом таких организаций является увеличение, удлинение жизненного цикла хозяйствующих субъектов, что способствует стабильности гражданского оборота.

Продолжительный жизненный цикл организаций для экономики имеет свою значимость, ценность (позволяет насытить рынок товарами (работами, услугами), обеспечивать стабильность корпоративных отношений, эффективно реализовывать прогностическую (для государства и контрагентов), фискальную и другие функции).


Так, несмотря на наличие существенных географических, природных и иных различий между континентами, регионами, этническими и культурными особенностями граждан, населяющих те или иные страны, такой демографический показатель, как средняя продолжительность жизни населения, воспринят всеми, рассматривается как один из основных показателей уровня социально-экономического развития, индикатором качества жизни населения стран и регионов[7].

В жизненном цикле хозяйствующего субъекта можно выделить разное число этапов, групп отношений (от 3 до 10 этапов).

Рассмотрим основные способы (методы, механизмы) управленческого воздействия на данные группы отношений жизненного цикла хозяйствующего субъекта.

В настоящее время процесс создания большинства хозяйствующих субъектов не представляет значительных сложностей, хотя здесь и могут иметься отдельные трудности для лиц (физических и юридических), стремящихся реализовать соответствующие целевые установки.

В последние годы данному этапу жизненного цикла уделяется большое внимание, особенно в связи с нарастающими кризисными процессами (явлениями) в экономике.

Большинством авторов предлагается дальнейшая либерализация либо оптимизация процедур, связанных с созданием и государственной регистрацией коммерческих организаций. Некоторые из обсуждаемых предложений, направленные на сокращение так называемых административных барьеров в экономике, уже нашли отражение в действующем законодательстве[8].

Как показывает анализ действующего законодательства и специальной литературы, такими задачами являются: приобретение субъектом статуса, необходимого для законного осуществления предпринимательской деятельности; обеспечение стабильности гражданского оборота; защита прав и законных интересов участников гражданского оборота.

С позиций управления жизненным циклом решение данных задач не является одновекторным. Действительно, ускорение процедуры легитимации субъекта предпринимательской деятельности отвечает интересам конкретных физических и (или) юридических лиц, опосредованно способно стимулировать предпринимательскую активность в целом, экономический рост. Однако сразу же следует заметить, что экономический рост напрямую не обусловлен увеличением количества коммерческих организаций в национальной экономике, «скоростью» легитимации новых субъектов. Кроме количественных показателей нужны и качественные показатели.