Файл: Жизненный цикл организации, управление организацией.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А вот на этапе зрелости, возможно даже на переходе между «ростом» и «зрелостью», вопросу орг. дизайна будет уделяться все больше и больше внимания. Уже достигнута некоторая стабильность, накоплены финансовые ресурсы, расширяется кадровый состав, одним словом, есть возможность и время заняться этим вопросом всерьез. На этом этапе начинается четкое разграничение подразделений, прописываются обязанности и полномочия, большое значение придается бюрократизации.

Последнее является одной из причин следующей фазы - старения. На этом этапе бюрократизация становится все мощнее и мощнее, в то время как развитие как таковое полностью прекращается. Орг. структура усложнена до предела, все начинает запутываться, цели рассогласовываются. Это критический момент для организации. Чтобы избежать периода старения, необходимо начать заботиться об этом уже на стадии зрелости.

Изменения - это то, что может вернуть организацию вновь на фазу роста. Поэтому очень важно управленцу уже с периода «Зарождения» бизнеса делать акцент на развитии бизнеса и быть готовым к изменениям.

Таким образом, модель жизненного цикла организации Адизеса более точна, чем модель Грейнера. В отличие от своего предшественника, Адизес описал не только управленческие практики, но и элементы корпоративной культуры и организационного климата. Во многом, стадии двух моделей похожи: креативная стадия со стадией младенчества, рост через сотрудничество – с расцветом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В связи с тем, что на любую организацию оказывается влияние многих внешних и внутренних факторов, можно предполагать, что каждая компания имеет свой особой путь развития, отличный от других.

Актуальность рассматриваемого вопроса определяется значительным количеством моделей, рассматривающих жизненный цикл организации. Определение наиболее подходящей модели будет способствовать своевременной идентификации проблем, нахождению эффективных способов их решения.

Проанализировав развитие многих организаций, был сделан вывод о том, что все организации развиваются по определённому шаблону, согласно внутренним законам данной компании, проходя в своём развитии различные стадии. Данная закономерность была определена в теории жизненного цикла организации. Период времени, по истечении которого компания сменяет свои принципы и ориентированность называют стадиями или циклами развития организации.


Жизненным циклом организации называется совокупность этапов развития фирмы, проходящая за период своего существования. Жизненный цикл организации, называемый «онтогенезом», определяет эволюцию компании или «филогенез», начиная от замысла и заканчивая смертью фирмы.

В большинстве своём, все организации напоминают живой организм. Они рождаются, растут, стареют и умирают. Так, в 65 году ХХ века Дж. Гарднер, американский писатель, отмечал: «Как люди и растения, организации также имеют свой жизненны цикл. Они проходят время зелёной и гибкой юности, расцвета и сучковатой старости... Организации могут преодолеть время от юности до старости за два или три десятилетия, а могут жить веками». Были проведены исследования, посредством которых было выявлено, что из десяти новых компаний половина исчезает, не просуществовав и пяти лет, четыре компании доживают до юбилея в десять лет и только три компании живут дольше пятнадцати лет. По данным нидерландско-британской нефтегазовой компании «Royal Dutch Shell», половина из крупнейших промышленных корпораций не доживают до сорока лет.

Срок жизни компании зависит от различных факторов. К ним относятся масштаб деятельности компании, вид деятельности, уровень конкуренции и особенности деятельности уже существующих игроков на рынке, конъюнктура рынка в данном виде деятельности на мировом рынке, степень комбинирования, уровень квалификации специалистов, имидж организации, её корпоративная идеология и многие другие.

На протяжении всего процесса жизнедеятельности компании встречают на своём пути различные проблемы и трудности, которые подразделяются на внешние, включающие в себя макроэкономические и отраслевые проблемы, кризис экономики, несовершенство законов, конкуренция и т. д.), и внутренние (недостаток финансов, низкий уровень подготовки специалистов, внедрение новых технологий и т.д.).

Элементом жизненного цикла является стадия. Стадия жизненного цикла - это определенный этап развития фирмы, характеризующийся одинаковыми ценностными установками, определяющие особенности сферы управления организацией, которые находятся в поле внимания руководителей. Стадия жизненного цикла организации соответствует интервалу времени между моментами, когда происходит смена качественного и количественного состояния исследуемого объекта. Время, затрачиваемое на прохождение различных стадий жизненного цикла, у разных организаций серьёзно отличается.

Несмотря на то, что каждая компания уникальна, в виду разнообразия форм деятельности, особенностей функционирования, можно отметить сходство в общих процессах развития организации на каждом из этапов жизненного цикла. Благодаря этому, можно выделить основные особенности этого сходства для возможности анализа характерных для них проблем.


Наиболее эффективно рассматривать сложные объекты, к которым относится организация, и процессы в них происходящие, используя модели. Понятие «модель» включают в себя различные оттенки смысла. Во-первых, модель - это некий образ или объект. Во-вторых, модель создана искусственно. В-третьих, модель представляет (заменяет, упрощает) реальный объект действительности.

Модели, которые опираются на концепцию жизненного цикла, можно различить по ряду критериев. Ярчайшим признаком является относительная простота или сложность цикла. Существуют разветвленные, многоступенчатые модели, авторы которых в свое время стремились как можно глубже исследовать различные стадии и этапы, характеризующихся огромным количеством параметров.

Простейшая модель жизненного цикла организации представлена в виде трех основных этапов - «рождение», «зрелость» и «старение» организации. Более сложные модели выделяют большое количество стадий.

Одной из моделей, которая наиболее полно отражает жизненный цикл организации является модель, предложенная И.К. Адизесом. Изучение опыта своих предшественников позволило Ицхаку Адизесу предположить то, что динамичное организационное развитие, обладающее похожими сходствами с биологическими и социальными системами, вполне может носить циклический характер.

В модели, представленной Адизесом, этапы жизненного цикла организации делятся на две основные группы: рост и старение. Рост начинается с рождения и завершается расцветом, в то время как старение следует от стабилизации до смерти организации. По мнению Адизеса, каждая организация в течение своей жизнедеятельности проходит десять этапов.

Согласно модели И. Адизеса, на начальном этапе, когда во главе организации находятся творческие личности, предприниматели, организация стремительно набирает высоту, но с достижением более стабильного положения гибкость реакции теряется. Несмотря на то, что значение такой функции как контроль увеличивается, пользы, как правило, значительной это не приносит.

При изучении жизненного цикла организации важным является обращение внимания на следующие моменты:

1) используя эффективный менеджмент, важно достижение способности справляться со всеми видами проблем разного масштаба на любых этапах жизненного цикла организации, осознанно переходя к следующему этапу, понимая, что он будет выводить новые требования. Расставлять приоритеты, концентрируясь на проблемах, наиболее актуальных на данном этапе;


2) гибкость и управляемость - два важнейших принципа проявляющихся в виду природы становления организации и её жизнедеятельности. В процессе старения компании управляемость растёт, гибкость же, наоборот, обратнопропорциональна, она снижается.

Таким образом, жизненный цикл организации - важная тема, до конца еще не исследованная. Постоянно возникают новые модели, по-разному отражающие сущность жизненного цикла организации, ввиду многообразия факторов, влияющих на развитие организации. Тем не менее, нужно учитывать опыт уже проведённых исследований, результаты которых можно выразить тем, что для предотвращения кризисов, действовать нужно превентивно проводя эффективную антикризисную политику, нанимая квалифицированных специалистов, способных отследить курс, по которому движется организация, способных его изменить, вводя различные организационные изменения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.06.2018) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - ст. 3301.

2. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.04.2018) // Собрание законодательства РФ. - 13.08.2001. - № 33 (часть I). - ст. 3431.

3. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 01.07.2018) «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. - 28.10.2002. - № 43. - ст. 4190.

4. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 03.07.2018) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 30.07.2007. - № 31. - ст. 4006.

5. Федеральный закон от 02.04.2014 № 59-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части сокращения сроков регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в государственных внебюджетных фондах и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» // Собрание законодательства РФ, 07.04.2014, № 14, ст. 1551.

6. Абдулина В.Э. Жизненный цикл организации и его практическое применение на основе анализа коммерческой организации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4148 (дата обращения: 07.06.2018).


7. Адизес И.К. Лучшее. Пища для размышлений. Об изменениях и лидерстве, о менеджменте и о том, что важно в жизни. - М.: Эксмо, 2015. - 144 с.

8. Адизес И.К. Стремление к расцвету. Как добиться успеха в бизнесе с помощью методологии Адизеса. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 256 с.

9. Ансофф И. Стратегическое управление [Электронный ресурс] и КЬ: http://strategy.bos.ru/books.phtml?id=1&page=166 (дата обращения: 27.03.2017).

10. Блинов А.О., Угрюмова Теория менеджмента : учебник для бакалавров. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. – 304 с. ISBN 978-5-394-02404-7

11. Гусева В.А. Жизненный цикл организации // Материалы Ивановских чтений. - 2017. - № 3 (14). - С. 47 - 54.

12. Иванова Т. Ю. Управление изменениями: учебное пособие. - Санкт-Петербург: «Издательство "Проспект"», 2016 - 350 с. ISBN 978-5392-224-814

13. Иващенко Н.П. Экономика фирмы: учебник. - Санкт-Петербург: «Издательство "Проспект"», 2017 - 408 с. ISBN 978-5392-209-620

14. Кожевникова В.А. Социальная ответственность бизнеса - опыт российских компаний // Символ науки. - 2016. - № 11-1 (23). - С. 81-83.

15. Куприянова А.С. Концепции управления человеческими ресурсами и их применение в российских компаниях на примере ПАО «МТС» // Евразийский союз учёных. - 2016. - № 2-3 (23). - С. 50 - 54.

16. Лебедева Е.А. Управление организацией с помощью жизненных циклов И.К. Адизеса // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. – 2015. - № 7. – С. 41 – 44.

17. Малкова Н.А. Учет этапов жизненного цикла организации в управлении ее деятельностью // Юность и знания – гарантия успеха – 2015. – 2015. – С. 123 – 126.

18. Мильнер Б.З. Теория организации : учебник. – М.: Издательство: ИНФРА-М, 2015. – 810 с. ISBN 978-5-16-004700-3

19. Мохов А.А. Жизненный цикл хозяйствующих субъектов - важный экономико-правовой индикатор // Юрист. - 2013. - № 22. - С. 3—6.

20. Мохов А.А. Управление жизненным циклом коммерческих организаций // Вестник университета имени О.Е. Кутафина. – 2015. - № 1 (5). – С. 36 – 41.

21. Парманова Н.Е. Управление жизненным циклом организации // Социально-гуманитарные проблемы современности. – 2017. – С. 100 – 102.

22. Поветьев К.В., Береговая И.Б. Жизненный цикл организации // Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований. – 2018. – С. 288 – 295.

23. Сидоркина С.В., Суворова А.П. Управление функциями менеджмента организации по стадиям жизненного цикла // Рыночная трансформация экономики России: проблемы, перспективы, пути развития. – 2015. – С. 137 – 142.

24. У нового поворота // Эксперт. – 2013. - № 30 – 31. – С. 3 – 23.

25. Филонович С.Р. Использование моделей жизненного цикла в организационной диагностике // Социологические исследования. – 2005. - № 4. – С. 53 – 64.