Файл: Жизненный цикл организации, управление организацией.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В то же время решение таких задач первого этапа жизненного цикла, как обеспечение стабильности гражданского оборота и защита прав и законных интересов уже действующих, функционирующих субъектов, могут стать трудно реализуемыми, если мы стремимся лишь формально, механистически облегчить процедуру государственной регистрации коммерческих организаций, стимулируя число рождений таких организаций.

Наличие значительного числа прекративших свою деятельность вновь созданных организаций в течение первого года с момента их государственной регистрации также со всей очевидностью свидетельствует о неблагополучии в экономике (ее отдельных отраслях, секторах), недостаточному вниманию со стороны государства к вновь создаваемым организациям.

Первый этап жизненного цикла организации должен быть органично увязан с последующими его этапами.

Для экономики и правопорядка представляются оптимальными эволюционный прирост числа организаций. Для этого большинство вновь создаваемых организаций должны сохранять свою жизнеспособность, жизнедеятельность как минимум в течение нескольких лет с момента их создания.

Следовательно, уже на первом этапе жизненного цикла, в зависимости от организационно-правовой формы, сферы будущей деятельности, специфики рынка и др., необходимо совершенствовать и дифференцировать порядок легитимации коммерческих организаций (явочно-нормативный, заявительный, разрешительный). Кроме того, необходимо более строго анализировать круг потенциальных участников (учредителей) вновь создаваемых организаций, что требует проведения правовых экспертиз и др., т.е. влечет за собой определенные издержки (временные, финансовые и др.).

Для вновь созданных субъектов могут и должны, с одной стороны, создаваться механизмы, обеспечивающие их поддержку, с другой - предусматриваться дополнительные меры контроля (за наличием фактической деятельности, целевым использованием предоставленных средств поддержки и т.п.).

Иными словами, первый этап жизненного цикла организации должен быть увязан с его вторым этапом.

Второму этапу жизненного цикла организации с позиций управленческого воздействия на него в настоящее время не уделяется достаточного внимания.

Экономисты здесь выделяют разные периоды в зависимости от решаемых организацией задач, основных угроз и т.п.

Для вновь созданных организаций наиболее остро стоят задачи по адаптации к конкретным условиям, формированию и оптимизации организационной структуры, подбору и расстановки кадров, налаживанию партнерских отношений с контрагентами и др. Именно здесь как нигде высока регулирующая (в первую очередь стимулирующая) роль законодательства.


Нельзя сказать, что в этом направлении ничего не предпринимается[9], просто осуществляемые попытки не всегда имеют правильное целеполагание.

Организациям на этапе их зрелости в настоящее время вообще не уделяется внимания, их существование оказывается «безразличным» для законодателя.

Здесь имеется значительный нереализованный потенциал. Стабильно работающие на том или ином рынке в течение длительного времени организации могут, в отдельных случаях - должны иметь преференции (например, при заключении государственных контрактов, предоставлении доступа к ограниченным ресурсам и др.).

У бизнеса (в лице собственников, учредителей, топ-менеджмента) должен быть интерес, стимул поддерживать уже существующие организации.

Прекращением деятельности организации завершается ее жизненный цикл. Причины, которые приводят к этому, различны: субъективные, объективные и их сочетание. Отсюда может следовать и разная правовая оценка результата (будущего результата), и разные управленческие решения. Возможные решения детерминированы нормами ст. 61 - 64 ГК РФ[10], а также Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Так, в последние годы уделяется большое внимание совершенствованию процедур банкротства с целью нивелирования возможных злоупотреблений со стороны участников (учредителей), менеджмента ликвидируемых в соответствии с ФЗ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» организаций[11].

В то же время с позиций органической связи этапов жизненного цикла организации законодателем сделано недостаточно.

Например, в силу ч. 4 ст. 22.1 ФЗ от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[12] не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Аналогичные по своей сути требования должны быть и для некоторых других категорий физических лиц при создании ими коммерческих организаций (например для тех же контролирующих должника лиц). Иными словами, должна быть предпринята попытка увязать между собой первый и последний этапы жизненного цикла организаций с целью обеспечения стабильности гражданского оборота.


Завершая изложенное, представляется возможным сделать следующие выводы.

Управление жизненным циклом означает правовое воздействие (присущими праву методами) на основные его этапы (легитимацию, функционирование в различные сроки, ликвидацию). Этапы жизненного цикла организации находятся друг с другом в сложных взаимосвязях и зависимостях.

В настоящее время отсутствует четкая и непротиворечивая нормативно-правовая база, позволяющая осуществлять управленческое воздействие на жизненный цикл организаций в целом (система поощрений, ограничений и запретов).

1.2 Понятие этапов жизненного цикла организации в управлении ее деятельностью

Одними из основных участников экономических отношений являются организации (фирмы, предприятия). Эти субъекты являются основными производителями товаров, продуктов, услуг, работ. Они создают большинство общественных благ, без которых невозможна жизнедеятельность человека.

Каждая организация выбирает свои способы достижения цели и задач, отличные от других предприятий. Она делает выбор исходя из анализа потребностей потребителей, собственного бюджета, своих возможностей и сильных сторон, анализа деятельности конкурентов. Кроме того, на выбор этих способов и другие аспекты деятельности компании (цель, стратегия, численность персонала, тип оргструктуры) влияет и то, на каком этапе своего развития на данный момент времени находится организация. Изучение влияния этого фактора на деятельность фирм нашло отражение в появлении такого понятия, как жизненный цикл организации.

В первую очередь необходимо выяснить, что представляет собой жизненный цикл организации. Это понятие возникло в результате адаптации биологической концепции жизненного цикла: существует понятие «жизненный цикл клетки» - период существования клетки от момента возникновения путем деления материнской клетки до собственного деления или гибели[13]. Так появилось понятие «жизненный цикл организации», которое можно определить как совокупность стадий развития, через которые проходит фирма на момент своего существования[14].

Существует множество теорий (моделей) жизненного цикла организации, которые отличаются по таким параметрам, как понятие организации и жизненного цикла, стадии жизненного цикла, их последовательность. Различные теории предложены Дж. Гарднером, А. Дауном, Б. Скоттом, Л. Грейнером. Самая известная модель жизненного цикла организации представлена И. Адизесом.


В последнее время отмечают рост интереса к теории жизненного цикла организации в связи с ужесточением конкуренции и развитием бизнеса в мире. Кроме того, сейчас многие компании вынуждены пересмотреть свою стратегию в связи с постоянно изменяющимися внешними условиями (экономический кризис, быстро развивающиеся технологии и др.) и предпринимателям, менеджерам необходимо учитывать, на какой стадии жизненного цикла находится организация, чтобы знать, в какую сторону она должна двигаться.

Модель жизненного цикла - один из известных инструментов, который используется для описания процесса развития организаций. На ее основе можно проводить анализ отдельных факторов, влияющих на организационную эффективность. Сама концепция жизненных циклов организации сложилась в управленческой теории в 60-е годы XX в.[15] В теории менеджмента она активно используется уже довольно длительное время. Актуальность применения концепции жизненного цикла не вызывает сомнений. На современных рынках число конкурентов постоянно увеличивается. В связи с этим появляется необходимость в глубочайшем понимании двигателей организационного развития и причин выживания или упадка организации, ведь характеристики у организаций меняются на разных стадиях жизненного цикла.

В сохранении, развитии, успешности организации должны быть заинтересованы все ее члены, от высшего руководства до рядового сотрудника. Несомненно, руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и в соответствии с этим оценивать, насколько принятый стиль руководства и система принятия управленческих решений ему соответствует.

Жизненный цикл организации - это период, в течение которого организация проходит определенные стадии своего развития. Можно дать и другое определение: жизненный цикл организации - предсказуемые изменения характеристик организации с определенной последовательностью в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла организации, можно видеть, что существуют такие отчетливые этапы, через которые проходит организация, и что переходы от одного этапа к другому являются объективными и предсказуемыми, а не просто случайными[16].

Классическая и в то же самое время самая простая модель жизненного цикла может иметь всего лишь 5 стадий (становление, рост, зрелость, спад и, возможно, обновление). Отметим коротко, в чем их суть.

Становление - определение цели через уточнение представлений о клиенте, его специфических потребностях; соотнесение с представлениями о задачах деятельности организации.


Рост - закрепление на рынке и ориентация на поиск и производство других товаров или услуг, расширение круга потребителей, поставщиков и партнеров; закрепление собственного имиджа; готовность к противодействию со стороны конкурентов и борьбе с ними.

Зрелость - закрепление на достигнутом.

Спад - сопротивление кризису и поиск путей выхода из критического состояния.

Практика показывает, что если организация в состоянии закрепиться на рынке и преодолевать кризисные явления, то она может пройти несколько циклов своего развития и просуществовать достаточно длительное время.

Каждая стадия имеет свои определенные особенности, возможности, риски и т.д. Это означает, что и оптимальный вариант развития обладает теми же особенностями. Компании в любом случае двигаются по кривой жизненного цикла, и это движение последовательно и должно быть предсказуемым. Ведь в процессе роста любая компания сталкивается с определенными трудностями и проблемами. Они условно подразделяются на две категории. К первой относятся так называемые болезни роста - проблемы, которые обусловлены незрелостью компании и которых очень трудно избежать. Они могут быть преодолены силами самой организации. Вторая категория проблем - организационные патологии. Организационная патология - устойчивое нарушение оптимального функционирования и развития организации, неспособность её элементов выполнять заданные им функции. Суть различия между двумя категориями состоит в том, что непреодоленные болезни роста превращаются в патологии, излечиться от которых самостоятельно организация уже не в состоянии[17]. Организации не следует достигать ситуации, когда проблем не существует вообще, и не допускать возникновения существенных патологий.

Для эффективного развития организации, руководитель должен понимать, в силу каких причин происходит переход от одной стадии к другой, запланирован ли этот переход заранее или является реакцией на происходящие изменения[18].

Мы рассмотрим жизненный цикл известной российской компании - Публичное акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» (далее - ПАО «МТС»).

Для того чтобы рассмотреть жизненный цикл предприятия, необходимо изучить основную информацию о его деятельности. Отметим некоторые положения, касающиеся вопроса создания и развития ПАО «МТС»:

1. Дата создания организации - 28 октября 1993 г.

2. С 1997 г. ПАО «МТС» начало осуществлять активную экспансию в регионы России. К 2010 г. лицензионная территория покрыла всю страну. Компания на протяжении 2000-х гг. также проводила международную экспансию, концентрируясь на рынках стран, входящих в СНГ.