Файл: Жизненный цикл организации, управление организацией.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Сейчас Публичное акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» является крупнейшим российским оператором сотовой связи. Компания также оказывает услуги проводной телефонной связи, широкополосного доступа в интернет, телевидения, услуги по продаже контента и т.д. Сегодня ПАО «МТС» во всех странах своего присутствия обслуживает более 100 000 000 абонентов. Помимо этого, организации принадлежит собственная розничная торговая сеть по продаже контрактов связи и мобильной техники.

4. Так как компания «МТС» уже давно заняла лидирующие позиции на рынке Российской Федерации, в настоящее время она активно развивает социальную, благотворительную деятельность и осуществляет политику в области корпоративной социальной ответственности. Так, в компании принят «Кодекс этических норм и делового поведения сотрудников», реализуются благотворительные проекты - программы «Подари добро!» и «Дети - наше будущее», проводятся природоохранные мероприятия[19].

5. В ПАО «МТС» активно используются различные виды стимулирования сотрудников. Так, материальное стимулирование предполагает: премии, путёвки в санаторий, льготные условия тарифов мобильной связи, страхование[20]. Нематериальное стимулирование в ПАО «МТС» осуществляется следующими способами: система обучения и повышения квалификации, стимулирование рабочим временем, вовлечение персонала в деятельность организации, проведение конкурсов и соревнований[21].

Таким образом, является успешной как основная деятельность ПАО «МТС», так и деятельность в области корпоративной социальной ответственности и стимулирования работников.

Теперь рассмотрим жизненный цикл ПАО «МТС». На наш взгляд, необходимо руководствоваться моделью жизненного цикла И. Адизеса, так как она является универсальной (отсутствует отраслевая специфика). Кроме того, начиная с середины 1990-х гг. модель жизненного цикла организации И. Адизеса успешно применяется в консультационной практике в России.

Согласно модели И. Адизеса, жизненный цикл ПАО «МТС» выглядит следующим образом.

Первая стадия - «выхаживание» («рождение идеи»). На данном этапе ПАО «МТС» находилось в период с 1991 г. (сначала обсуждалась идея создания предприятия, проводился конкурс на получение лицензии на оказание услуг сотовой связи) до октября 1993 г. (тогда организация была создана). Проводится SWOT-анализ, изучаются особенности российского рынка связи.


Второй этап жизненного цикла организации - «младенчество». Начинается реализация бизнес-идеи. Данный этап, по нашему мнению, длился с октября 1993 г. до 1994 г. (начало коммерческой деятельности). Компания еще обладала размытой внутренней структурой, отсутствовала иерархия власти, системы контроля и мотивации.

Третья стадия - «давай-давай» (или «стадия быстрого роста»). Росло число действующих станций в Москве и число клиентов. Данный этап длился с 1994 г. до 1997 г.

Четвёртая стадия - «юность» (1997 г. - 2005 г.). В этот период были открыты филиалы компании в различных регионах. Рос уровень продаж, увеличивалась прибыль. Число клиентов резко росло - с 5000 (в 1996 г.) до 1 000 000 (к 2001 г.). Происходило делегирование полномочий. Росло число сотрудников в связи с открытием филиалов, в организацию привлекались профессиональные менеджеры, в том числе на должность директора филиала. Характерны конфликты между руководителями, обладающими разными стилями управления, а также сотрудниками. В 2004 г. завершается открытие филиалов.

Пятая стадия - «расцвет». По нашему мнению, ПАО «МТС» находится на этом этапе с 2005 г. и до сегодняшнего дня. Завершается активное открытие филиалов, окончательно формируется оргструктура обновлённой компании. Характерно долгосрочное планирование, потребности потребителей успешно удовлетворяются, продолжается рост прибыли. Организация делает акцент на мотивацию и стимулирование персонала, повышение производительности труда, осуществление благотворительной деятельности, проведение культурных, спортивных мероприятий для работников. ПАО «МТС» активно развивается: постоянно изменяющиеся технологии позволяют расширять сферу предоставляемых услуг, что способствует росту числа клиентов. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность.

Таким образом, ПАО «МТС» на сегодняшний день находится на стадии «расцвета» (по И. Адизесу). По мнению И. Адизеса, данная стадия является самой благоприятной: «расцвет» организации - это согласованность её организационной структуры с её функционалом[22].

Кроме названных стадий жизненного цикла И. Адизес выделяет и другие стадии: стабильность, аристократия, ранняя бюрократия, бюрократия, смерть. Но они являются неблагоприятными для организации, так как свидетельствуют о её старении, а также об отсутствии её развития.

Организация может оставаться на стадии «расцвета» бесконечно долго при условии количественного и качественного роста предприятия. Кроме того, И. Адизес утверждает, что все организации могут достичь расцвета из любой точки жизненного цикла и закрепиться на этой стадии[23]. Поэтому И. Адизес и другие экономисты предлагают множество методов, с помощью которых компании могут долго оставаться в состоянии «расцвета».


Для того чтобы «Мобильные ТелеСистемы» оставались на данном этапе своего развития и продолжали развиваться, можно дать следующие рекомендации:

1. Продолжать расширение сферы своей деятельности, а также постепенно выходить на мировой рынок;

2. Постоянно осуществлять маркетинговую деятельность: следить за положением организации на рынке, оценивать деятельность конкурентов и проводить маркетинговые исследования;

3. Следить за качеством оказываемых услуг; постоянно улучшать качество работы салонов связи, колл-центров, филиалов и представительств; предлагать клиентам уникальный продукт, отличный от продукта конкурентов;

4. Продолжать реализовывать политику в области корпоративной социальной ответственности и управления человеческими ресурсами;

5. Реализовывать различные проекты, в том числе инвестиционные.

По нашему мнению, у компании «МТС» есть все шансы для того, чтобы оставаться лидером на рынке услуг связи. Если будут проводиться указанные выше мероприятия, предприятие долго будет оставаться на стадии «расцвета». Пока нет предпосылок для перехода на стадию «стабильности» и последующему старению организации.

2 Жизненный цикл организации: особенности стадий и влияние на результаты деятельности организации

2.1 Управление функциями менеджмента организации по стадиям жизненного цикла

В своей практической деятельности абсолютно каждая организация проходит определенные циклы, при исследовании которых возникает возможность понять ее существующее положение и составить прогноз на будущее развитие. Жизненный цикл организации можно представить графически в виде ломаной линии с точками перегиба, каждая из которых относится к определённой фазе развития организации, а именно: возникновение, рост, зрелость, спад. Однако последняя стадия не всегда является спадом, а при наличии достаточных интеллектуальных и финансовых ресурсов может являться и новым ростом в развитии организации.


Для эффективного анализа и прогноза жизни организации была разработана матрица БКГ (BCG Matrix) экспертами Бостонской консалтинговой группы (1960 г.), которая относит организацию к определенному виду и названию исходя из ее существующей ситуации[24]. Будучи в кризисном состоянии будущее организации либо неосуществимо, что приведет к ее абсолютной ликвидации, либо вновь возродится благодаря выходу на новые рынки или, оттолкнувшись от «дна», совершит прорыв с помощью новейших научно-технических разработок (см. Рисунок 1).

Дальнейшая «судьба» организаций зависит от многих факторов, основные из которых: проводимая государственная экономическая политика, государственная поддержка создания научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, а также актуальные направления образования кадров, а именно управление инновациями, принятие решений относительно технологической структуры производства (субституциональная продукция) - специфика данной области довольно существенная, так, важно понимать, чем управлять - кадровым составом или технологией.

Ликвидация

Рисунок 1 Жизненный цикл организации (составлено автором)

Для развития инновационной среды необходима активная государственная поддержка в виде обеспечения венчурного финансирования и условий для создания новых проектов (на стадии разработки продукции), предоставления инфраструктуры и средств для реализации инвестиционных проектов (на стадии создания производства), финансирования проектов, продвижения на зарубежные рынки (на стадии расширения и модернизации).

Научные разработки являются одним из факторов, повышающих конкурентоспособность организации и обуславливающих экономический прогресс в стране. Проблемы развития данной сферы сталкиваются с рядом сложностей в системе государственного регулирования и поддержки.

Рассмотрев лишь некоторые барьеры успешного развития организации, стоит обратиться к ее внутренней среде, а именно к ее целевым ориентирам. Ведь история зарубежной практики отчетливо показала, что правильно и грамотно сформулированные цели организации - это как минимум 50% успеха ее деятельности. Если высшее руководство будет нацелено лишь на получение наибольшей прибыли, не формулируя свою миссию, то организация не сможет функционировать. Целевое начало в процессе деятельности организации определяется в первую очередь тем, что под ее влияние попадают интересы различных групп людей.


Таким образом, ранее указанная матрица БКГ, а также многие другие виды анализа позволяют структурировать стратегическую направленность организации. Например, для разработки стратегии существует двухмерная матрица МакКинси (McKinsey), которая оценивает деятельность организации по привлекательности отрасли производства и по ее конкурентному положению, что в результате определяет стратегию и, следовательно, конкретные действия.

Основные факторы, которые воздействуют на деятельность организации, можно определить на экономические, политические, культурные, а также технологические. В совокупности они создают процесс комплексного анализа, который дает возможность выявить ключевые угрозы и возможности внешней среды. Однако внутренняя среда полностью пронизывается всеми факторами, которые подвергаются серьезному изучению.

Таким образом, для дальнейшего успешного развития необходимо наличие грамотно установленной цели, четко выстроенной структуры финансирования, высококвалифицированного состава персонала, а также сформированного процесса коммуникаций, в таком случае - организация в силах существовать и развиваться.

Эффективность менеджмента организации зависит от управления процессами операционной, финансовой и инвестиционной деятельностей и рационального использования всех имеющихся ресурсов, которые могут приносить доходы. С целью получения дополнительных источников прибыли, а также быстрого возмещения вложенных инвестиций следует ставить цели на каждом этапе жизненного цикла организации.

Жизненный цикл организации - предсказуемые изменения в деятельности организации с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть: существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными[25].

С помощью изучения жизненных циклов можно достаточно точно прогнозировать будущие характеристики компании в целях оптимизации управленческого процесса. Таким образом, при создании компании мы можем ускорить рост ее становления и остаться на фазе расцвета как можно дольше. Рассмотрение организации с позиции жизненных циклов также позволяет сосредоточить внимание на одной или нескольких основных функциях менеджмента на каждой стадии развития.

Классик менеджмента Анри Файоль выделяет пять функций менеджмента[26]: