Файл: Необходимость, содержание и принципы реализации системного подхода к управлению качеством.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 218

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

определения состава структурных подразделений, которые должны выполнять функции в системе управления качеством;

разработка структурной и, в случае необходимости, функциональной схемы системы управления качеством;

определение состава и состояния документации системы управления качеством;

разработка новых и корректировка действующих нормативных документов системы управления качеством;

внутренние проверки системы управления качеством в процессе её внедрения и доработки системы по результатам проверок.

Для определения функций и задач системы управления качеством необходимо провести тщательный анализ процесса создания продукции и представить его в виде подробного перечня этапов работ. Основу перечня составляют стадии жизненного цикла продукции, характерные для ООО «Комбинат «Строма». Полный цикл охватывает проектирование, снабжение (закупки), подготовку производства, изготовление и испытания продукции, упаковку, хранение, транспортировку, реализацию.

После определения функций системы управления качеством и структурных подразделений, которые будут их выполнять, следующий этап – определение состава нормативно – методических документов системы управления качеством. В самом деле, определив, кто и что должен делать в системе управления качеством, нужно сказать, как, какими методами это должно делаться, по какой документации.

Для выполнения большинства функций требуется, как правило, несколько документов. Например, для управления несоответствующей (бракованной) продукцией нужно, как минимум, иметь: стандарт по анализу, учету и изоляции брака; стандарт по удовлетворению претензий потребителей; стандарт по разрешениям на отступления от документации при изготовлении продукции.

Наибольшее количество документов требуется обычно для проведения операционного контроля в производственном процессе.

После определения состава и состояния документации системы управления качеством следующий этап – разработка и корректировка конкретных нормативных документов, в которых должны быть изложены методы выполнения функций и задач в системе менеджмента качества.

На этом этапе происходит наполнение системы управления качеством, требуемым внутренним содержанием. Для разработки и корректировки нормативных документов отдел управления качеством должен составить, утвердить у руководства и отследить соответствующий план-график с указанием исполнителей и сроков работ.

Для окончательного формирования документации системы управления качеством кроме указанных документов необходимо разработать еще один, обобщающий документ, в котором давалось бы общее описание системы управления качеством. Такое описание предусматривают стандарты ИСО 9001 в виде Руководства по качеству.


Указания по разработке Руководства по качеству приведены в стандарте ИСО 10013 «Руководящие указания по разработке руководств по качеству».

Важнейшей частью разработки мероприятий по созданию системы управления качеством, является характеристика расходов, связанных с управлением качеством. Применительно к ООО «Комбинат «Строма» предлагается разработать следующую характеристику расходов, по каждой группе затрат на качество. Это позволит упростить процесс планирования качества.

Системный подход при внедрении системы качества по ИСО 9001 обеспечивает внедрение спирали качества. Рассмотрим внедрение изменений по некоторым элементам спирали.

В рамках элемента «Технические исследования и разработки, планирование и прогнозирование» на исследуемом предприятии предлагается создать локальную компьютерную сеть, объединяющую все подразделения посредством телефонной сети.

Современный этап развития информационных технологий связан с CALS-технологиями, которые основаны на информационной интеграции и преемственности информации, порождаемой на всех этапах жизненного цикла продукции. Возможность совместного использования информации обеспечивается применением компьютерных сетей и стандартизацией формата данных. Особая роль при этом принадлежит автоматизации документооборота системы менеджмента качества (СМК).

В АСУД СМК входят три подсистемы:

информационно-поисковая система управления документами СМК, хранящимися в электронном виде (ИПС УД СМК);

подсистема определения эффективности функционирования СМК предприятия на основе анализа результатов проведения внутренних проверок системы качества (АСУ БД «Внутренние проверки СМК»);

подсистема управления данными по анализу бракованной продукции (АСУ БД АБП). Это ускорит поступление информации и её обработку в планово-аналитическом отделе. Данная система значительно снизит затраты труда на аналитическую работу, сократит до минимума ошибки при вычислениях.

Затраты на локальную сеть составят: Приобретение модемов AcorpLitePCI 56-PML 57600 int/WIN 5шт. - 1000*5 = 5 тыс. руб., прикладное программное обеспечение - 60 тыс. руб.

По элементу «Планирование и разработка технических процессов» предлагается организовать службу качества. Заработная плата руководителя службы и трех сотрудников будет составлять 600 тыс. руб. в год.

Также необходимо оборудовать рабочие места:

закупить 4 письменных стола и 4 стула - 20 тыс. руб.

приобрести 2 компьютера, принтер и сканер - 50 тыс. руб.


Организация на предприятии службы качества позволит на более высоком уровне производить разработку технических процессов производства керамического кирпича. Применение новой системы менеджмента качества позволит снизить брак выпуска готовой продукции, тем самым сократить затраты на производство керамического кирпича и в конечном итоге увеличить выручку от реализации и улучшить свое финансовое положение.

Элемент спирали «Контроль, диагностика и испытания» требует совершенствования работы лаборатории (методическая литература, приобретение ГОСТов, дополнительных реактивов) – затраты составят около 22 тыс. руб.

Итого затрат: 757 тыс. руб.

В конечном итоге с повышением качества керамического кирпича ООО «Комбинат «Строма» возрастет уровень конкурентоспособности предприятия, что в свою очередь будет способствовать улучшению финансового состояния предприятия и упрочнению своих позиций среди производителей кирпичной продукции России.

Проанализируем возможные финансовые результаты от нововведений в деятельности ООО «Комбинат «Строма». Для выполнения расчетов, воспользуемся методом экспертных оценок. В качестве экспертов, определяющих эффект от системы, выступали директор организации, главный экономист, главный бухгалтер и специалист привлеченный со стороны и имеющий опыт оценки по данному вопросу на предприятиях Брянской области. Результат представлен в таблице 8.

Таблица 8

Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий

Отчет о прибылях в убытках

Факт 2017г.

Прогноз

2014г.

Отклонение

Денежная выручка от реализации, тыс. руб.

77449

78998

+1549

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

60242

59640

-602

Валовая прибыль, тыс. руб.

17207

19358

+2151

Коммерческие и административные расходы, тыс. руб.

12469

12469

-

Прибыль от продаж, тыс. руб.

4738

6889

+2151

Прочие доходы, тыс. руб.

614

614

-

Прочие расходы, тыс. руб.

5149

5906

+757

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

203

1597

+1394

Налог на прибыль, тыс. руб.

1

126

+125

Чистая прибыль, тыс. руб.

202

1471

+1269

Рентабельность основной деятельности, %

0,26

2,02

+1,76 п.п.


Эксперты определили, что предложенные мероприятия по развитию системы управления качеством в рамках антикризисного управления позволят увеличить денежную выручку предприятия на 2%, а себестоимость снизить на 1%.

Следствием предложенных мероприятий станет рост уровня рентабельности основной деятельности с 0,26 п.п. в 2017 году до 2,02 п.п.

Предлагаемые мероприятия по повышению качества продукции ООО «Комбинат «Строма» являются эффективными и целесообразными, что подтверждают произведенные расчеты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Управление качеством продукции – это достижение определенного (необходимого) уровня продукции путем его установления, обеспечения, поддержания.

Общество с ограниченной ответственностью «Комбинат «Строма», создано в соответствии с ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Гражданским кодексом РФ с целью осуществления предпринимательской деятельности и получения прибыли.

По динамике показателей можно говорить о развитии и росте ООО «Строма» - в частности выручка от продажи товаров и услуг выросла на 24,1%, численность персонала на 7,7%, среднегодовая стоимость основных средств – в 2,2 раза.

Выручка в 2017 г. составила 77449 тыс. руб., что является наибольшим за весь период исследования. Численность выросла на 12 чел. и составила 167 чел. Исходя из численности и размеров выручки ООО «Комбинат «Строма» относится к средним объектам предпринимательства.

В структуре выручки преобладает реализации кирпича керамического пустотелого лицевого – его доля в 2017 г. составляет 44,6% от общей выручки предприятия. Отметим, что в 2015 - 2016 г.г. доля данной продукции примерно равна доли 2017 г.

Кроме данной продукции существенный вес в реализации занимает реализация кирпича керамического пустотелого рядового – в 2017 г. 39% выручки.

В ООО «Комбинат «Строма» планирование качества, как одна из основных функций управления качеством, поставлена не достаточно хорошо. Нет четко прописанных политики и целей предприятия в области качества.

Управление качеством включает в себя методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству. В состав процедур управления качеством входят контроль качества и реализация мер по корректировке процессов. В ООО «Комбинат «Строма» деятельность, связанная с контролем качества и корректировкой процессов, находится на довольно высоком уровне. Это достигается за счет использования современных автоматизированных технологий, которые ответственны за контроль и корректировку процессов, также на предприятии используются контрольные карты


В ООО «Комбинат «Строма» можно выделить внутреннее обеспечение качества (деятельность по созданию уверенности в выполнении требований к качеству продукции или услуг у руководства организации) и внешнее обеспечение качества (деятельность по созданию такой уверенности у потребителя или других лиц, например, экспертов и аудиторов систем качества, государственных инспекторов по качеству и т.д.).

В состав процедур по обеспечению качества входят внутренние проверки системы качества и другие предупреждающие действия, разработанные по инициативе самой организации, исходя из специфики продукции и производственных процессов. Улучшение качества включает в себя все мероприятия, осуществляемые ООО «Комбинат «Строма» с целью повышения эффективности результативности деятельности и процессов получения прибыли организации и выгоды потребителей.

Для оптимизации расходов и успешной реализации политики в области качества необходимо внести определенные коррективы в организационную структуру управления. Предлагается создание службы качества в ООО «Комбинат «Строма».

Предлагаемая структура контроля качества керамического кирпича позволит ООО «Комбинат «Строма» повысить качество выпускаемой продукции, за счет повышения уровня контроля за качеством закупаемого сырья и технологией производства готовой продукции, следствием чего станет рост конкурентоспособности продукции ООО «Комбинат «Строма» и увеличение объёмов продаж высококачественного керамического кирпича, удовлетворяющего спрос строительной отрасли Москвы, Смоленской, Калужской, Орловской и Брянской областей.

Внедрение системы управления качеством предполагает проведение внутренних проверок системы с целью контроля правильности распределения функций между подразделениями, возможностей их выполнения, а также достаточности и качества необходимой нормативной документации.

Процедуру создания системы управления качеством в условиях ООО «Комбинат «Строма» можно представить следующим образом.

Проведение информационного совещания необходимо для того, чтобы довести до руководства и управленческого персонала информацию, содержащую следующие сведения: роль и значение управления качеством для обеспечения успешной деятельности предприятия; назначение и смысл рекомендаций международных стандартов по созданию системы управления качеством; основные обязанности и ответственность руководства предприятия, управленческого и производственного персонала в создаваемой системе качества; структура системы управления качеством и принцип её функционирования; структура и функции службы качества и её статус; процедура создания и сертификации системы управления качеством.