Файл: Необходимость, содержание и принципы реализации системного подхода к управлению качеством.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целом произошло сокращение размеров оборотных ресурсов с 52750 тыс. руб. до 31166 тыс. руб. в основном за счет сокращения остатков готовой продукции, расходов будущих периодов и дебиторской задолженности. Снижение по данным активам не перекрыл прирост остатков производственных запасов, НДС к возмещению, финансовых вложений и прочих оборотных активов.

В структуре оборотных ресурсов основная часть приходится на производственные запасы и дебиторскую задолженность – соотношение следующее: 48,7% и 24,7%.

Отметим, что в 2015 г. пропорции были прямо противоположны: 15,4% и 43,3% соответственно. Для наглядности структура оборотных средств представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 Структура оборотных средств в 2017 г., %

Существенная доля в структуре оборотных ресурсов приходится на готовую продукцию и товары для перепродажи – 21,6% (в 2015 г. доля составляла 34,7%). Необходимость формирования остатков готовой продукции обусловлена спецификой деятельности предприятия – заказы для строительства, как правило, очень большие, и ООО «Строма» должно держать страховые запасы для удовлетворения возникающих потребностей.

Осуществим оценку использования оборотного капитала за период исследования (см. Таблица 7).

Таблица 7

Эффективность использования оборотного капитала

Наименование показателя

2015г

2016г

2017г

Изменение

2017г в % к 2015г

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

1,2

2,7

2,5

1,3

Коэффициент закрепления (загрузки) оборотных средств

0,85

0,37

0,40

-0,45

Среднесуточный оборот капитала, тыс. руб.

171,0

184,8

212,2

124,1

Продолжительность одного оборота, дней

308,5

133,8

146,9

в 2,1 раза

Материалоотдача, руб.

2,09

4,83

3,49

166,8

Материалоемкость, руб.

0,48

0,21

0,29

59,9

В целом можно говорить о повышении эффективности использования оборотного капитала в 2017 г. по сравнению с 2015 г. В частности, коэффициент оборачиваемости оборотных средств увеличилась с 1,2 в 2015 году до 2,5 в 2017 году.


Среднесуточный капитал также вырос – но на меньший процент (на 24,1%) и составил 212,2 тыс. руб. в сутки (в 2015 г. всего 171 тыс. руб.).

В расчете на 1 руб. производственных запасов приходится в 2017г. 3,49 руб. выручки от реализации продукции, что на 66,8% больше 2015 г. отметим, что наиболее высокой показатель был в 2016 г. – 4,83 руб. на 1 руб. производственных запасов.

Таким образом, оценка размеров и ресурсного обеспечения показывает стабильное развитие предприятия и эффективное использование имеющегося капитала.

2.2 Управление качеством продукции на основе анализа «узких мест»

В ООО «Комбинат «Строма» планирование качества, как одна из основных функций управления качеством, поставлена не достаточно хорошо. Нет четко прописанных политики и целей предприятия в области качества.

Управление качеством включает в себя методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству. В состав процедур управления качеством входят контроль качества и реализация мер по корректировке процессов. В ООО «Комбинат «Строма» деятельность, связанная с контролем качества и корректировкой процессов, находится на довольно высоком уровне. Это достигается за счет использования современных автоматизированных технологий с участием ЭВМ, которые ответственны за контроль и корректировку процессов, также на предприятии используются контрольные карты (см. Рисунок 3).

Процедура контроля упрощенно может быть представлена следующим образом: ЭВМ параллельно осуществлению технологических операций отслеживает отклонение исследуемых параметров от оптимального значения. В компьютер заложены оптимальные значения показателя, а также их верхний и нижний критические уровни. При отклонении показателя от оптимального уровня сверх критических значений ЭВМ даёт сигнал о сбое.

3S

Верхняя

контрольная

граница

Изменение показателей качества во времени

Средняя линия процесса

3S

Нижняя контрольная

граница

Рисунок 3 Карта качества

То же самое происходит в случае, когда существует большой разброс исследуемых характеристик или существует тенденция, которая свидетельствует о приближении характеристики к критическому значению.


Обеспечение качества включает в себя все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, необходимые для создания и подтверждения достаточной уверенности в том, что продукт, процесс или услуга удовлетворяют установленным требованиям к качеству.

В ООО «Комбинат «Строма» можно выделить внутреннее обеспечение качества (деятельность по созданию уверенности в выполнении требований к качеству продукции или услуг у руководства организации) и внешнее обеспечение качества (деятельность по созданию такой уверенности у потребителя или других лиц, например, экспертов и аудиторов систем качества, государственных инспекторов по качеству и т.д.).

В состав процедур по обеспечению качества входят внутренние проверки системы качества и другие предупреждающие действия, разработанные по инициативе самой организации, исходя из специфики продукции и производственных процессов. Улучшение качества включает в себя все мероприятия, осуществляемые ООО «Комбинат «Строма» с целью повышения эффективности результативности деятельности и процессов получения прибыли организации и выгоды потребителей.

Процедуры, выполняемые подразделениями, составляют второй уровень документов системы качества. Каждая процедура представляет собой документ, описывающий общие процедуры (т.е. без поименного перечисления исполнителей). Такой документ включает в себя структурную схему подразделения с распределением функциональных обязанностей. Введение таких процедур очень полезно, так как, дает возможность структурным подразделениям увидеть все функциональные взаимосвязи и обязанности друг друга.

Рабочие инструкции представляют собой третий (нижний) уровень документов системы качества. Данные инструкции описывают шаг за шагом, как может быть выполнена конкретная простая операция производства, сборка, установка оборудования, поддержание его в рабочем состоянии и т.д.

Система распределения функциональных обязанностей в ООО «Комбинат «Строма» не является совершенной. Функции рассредоточены по исполнителям, но при этом слабо реализуется функция, связанная с координацией работы в области качества.

Типичные этапы жизненного цикла в своей совокупности образуют «петлю качества» (см. Приложение Г).

Четыре выше приведённых функции распространяются на каждый этап «петли качества» и имеют свою специфику.

Так, планирование качества включает в себя: определение требований к качеству продукции, её оценку, выработку положений по улучшению качества, подготовку программы качества, планирование затрат на достижение необходимого уровня качества, проверок системы качества и др.


В состав процедур управления качеством входят: контроль качества, разработка и реализация мер корректирующего воздействия. Основная функция управления качеством - выявлять каждое отклонение от установленных требований к качеству, обусловленное проектированием продукции, соответствием продукции проекту и материально-техническим обеспечением.

Обеспечение качества включает в себя деятельность по созданию уверенности в выполнении требований к качеству продукции у руководства предприятия и деятельность, направленную на обеспечение уверенности потребителей, что все элементы системы качества функционируют в управляемых условиях.

Рассмотрим систему или спираль качества на данном предприятии.

Ситуационный анализ системы качества» в ООО «Комбинат «Строма».

1. Маркетинг, поиск и изучение рынка.

На предприятии нет отдела маркетинга, функции исследования рынка и продвижения товара возложены на отдел сбыта.

При производстве и реализации продукции ООО «Комбинат «Строма» ориентируется на определенные сегменты рынка.

Степень восприятия руководителями и сотрудниками предприятия маркетинговой концепции довольно низкая. И хотя эта деятельность предприятия не рассматривается в работе, её наличие накладывает негативный отпечаток на восприятие персоналом маркетинговых мер. К тому же, большая часть персонала предприятия - люди среднего и старшего возраста, привыкшие работать «по старинке» и еще не совсем адаптировавшиеся к рыночной системе.

2. Технические исследования и разработки.

Предприятие осваивает передовой опыт российских и зарубежный товаропроизводителей. ООО «Комбинат «Строма» закупает современное оборудование, правда пока еще достаточно медленными темпами.

3. Проектирование и планирование производства.

Предприятие осуществляет перспективное проектирование и оперативное планирование, при этом в основу ложатся данные маркетинговой политики предприятия. Планирование производится главными специалистами подразделений с учетом современного состояния и требований производства включая качество продукции.

Слабыми сторонами является не всегда свежая информация, необходимая для принятия решений.

4. Планирование и разработка технических процессов.

На предприятии налажен непрерывный контроль за использованием технологических линий, проводятся профилактические мероприятия по выявлению и устранению возникших неполадок. Из-за того, что большая часть продукции доставляется машинами предприятия ежедневно производится техобслуживание и ремонт транспорта.


5. Материально-техническое снабжение.

В ООО «Комбинат «Строма» эффективно функционирует снабженческая служба. Сырье и материалы, приобретаемые предприятием имеют все необходимые сертификаты и соответствуют принятым ГОСТам.

6. Производство.

При производстве уделяется большое внимание качеству выпускаемой продукции, так как, чем выше качество, тем выше цена реализации, а, следовательно, и рентабельность производства. Предприятие зарекомендовало себя, как предприятие, производящее продукцию хорошего качества и по умеренным ценам, прочно занимает свою нишу на региональном рынке сельскохозяйственной продукции.

7. Техническое обслуживание технологического процесса.

Значение данного элемента спирали качества: Сбои по техническим причинам в производстве в отдельных звеньях приводят к падению производительности труда и тормозят функционирование всего предприятия в целом.

Руководство предприятия предпринимает все возможное для предотвращения сбоев в работе предприятия. Ответственные лица производят более тщательный контроль производственного цикла во время наибольшей напряженности.

8. Измерение, управление и регулировка производственных процессов.

Значение данного элемента спирали качества: Улучшение уровня качества производимой продукции и выполняемых работ.

Контроль за качеством выполнения работ на предприятии осуществляется непосредственно работниками предприятия, так как они заинтересованы в первую очередь в получении дополнительной качественной продукции.

9. Контроль, диагностика и испытания.

Значение данного элемента спирали качества: Имеет огромное значение в формировании качества продукции, следовательно, в повышении конкурентоспособности предприятия.

Фактическое состояние системы качества в ООО «Комбинат «Строма»:

В ООО «Комбинат «Строма» проводятся выборочные проверки качества выполняемых работ. Руководство лично периодически проводит контроль качества выполняемых работ. Качество продукции оценивается с помощью стандартов. Под стандартом понимают перечень условий и требований предъявляемых к продукции. Для характеристики качества продукции используют международные и межгосударственные стандарты (ГОСТы), которым Россия присоединяется, государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТы), отраслевые стандарты (ОСТы), стандарты предприятий СТП), созданные для внутренних нужд самих предприятий и их объединений стандарты научно-технических и инженерных обществ (СТО), технические условия (ТУ).