Файл: Сравнительная характеристика валютной системы России и зарубежных стран (Теоретические аспекты формирования валютных отношений)).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования валютных отношений
1.1 Понятие и виды валютных систем
1.2 Историческое развитие мировых валютных систем
1.3 Правовой механизм регулирования валютной системы
Глава 2. Анализ валютной системы и валютной политики России в международной валютной системе
2.1 Взаимодействие России с международными финансовыми организациями
2.2 Особенности регулирования валютных отношений в России
2.3 Интеграционные процессы России в мировую валютную систему
По данному критерию можно выделить следующие виды валютных операций:
1) операции с иностранной валютой и внешними ценными бумагами;
2) операции с валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами.
Операции с внешними ценными бумагами осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений; в иностранной валюте такие сделки осуществляются без ограничений только при условии, если хотя бы одним из участников сделки является нерезидент.
Глава 2. Анализ валютной системы и валютной политики России в международной валютной системе
2.1 Взаимодействие России с международными финансовыми организациями
В настоящее время управление задолженностью Российской Федерации перед международными финансовыми организациями (далее МФО) нацелено на минимизацию привлечения новых займов и ускоренное использование средств займов по действующим проектам.
Следует исходить из необходимости сохранения сформировавшейся в предыдущие годы тенденции к привлечению займов МФО только на цели реализации задач общегосударственного значения, увеличивая при этом российское софинансирование осуществляемых проектов.
Минимизация внешних заимствований не означает свертывание сотрудничества с международными финансовыми организациями. Акцент в отношениях с МФО в перспективе будет смещаться в сторону оказания России консультационно-аналитического содействия по структурному реформированию отдельных отраслей экономики, мониторингу макроэкономических и бюджетных параметров, использования Россией опыта международных организаций в организации проектного финансирования. При этом имеется в виду, что такое содействие будет оказываться за счет средств операционных бюджетов МФО, а также грантовых средств. Решение задачи сокращения заимствований у МФО, однако, может потребовать некоторого увеличения объема привлекаемых от МФО средств, с тем, чтобы ускорить реализацию уже действующих проектов.
Несмотря на имеющиеся положительные результаты осуществления проектов с привлечением средств МБРР (или Всемирного банка) и ЕБРР, надо отметить, что тематические проверки, проведенные, например, Счетной палатой РФ по вопросам исполнения отдельных займов, и рассмотрение всего портфеля проектов показывают, как правило, на недостаточно эффективное и рациональное использование заемных средств. Во многом это является следствием отсутствия опыта участия России в МФО и, тем более, в качестве страны-получателя их кредитов и услуг.
С другой стороны, отсутствует опыт работы в местных условиях Российской Федерации самого Всемирного банка или ЕБРР, созданного специально для оказания финансовой помощи развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки (по терминологии ООН того периода - слаборазвитых стран). Это является одной из основных причин того, что начиная со времени вступления Российской Федерации в члены Всемирного банка и ЕБРР ни один инвестиционный проект не был реализован без каких-либо проблем или выполнен в сроки, установленные ее соглашениями с этими организациями. Сроки завершения реализации проектов в ряде случаев достигали 8 лет. Нельзя исключить наличия субъективных причин, связанных с заинтересованностью персонала групп реализации проектов сохранять status quo (особенно когда их функции возлагаются на специально созданные для этих целей общественные фонды с высоким уровнем оплаты труда сотрудников и привлекаемых отечественных и иностранных консультантов).
Для определения финансовой эффективности инновационного (инвестиционного) проекта, расходования средств и погашения кредитов МБРР/ЕБРР предлагается:
1. При подготовке реализации инновационных (инвестиционных) проектов, финансируемых за счет средств займов МБРР и ЕБРР, определить потребность в инвестициях и/или гарантиях по привлекаемым финансовым ресурсам:
общий объем инвестиций, необходимых для реализации инновационного проекта;
объем финансирования, запрашиваемый у кредитора и других МФО;
объем собственных привлекаемых средств и их доля в общей потребности финансирования;
бюджетное финансирование (из федерального и регионального бюджетов) и/или средства внебюджетных фондов;
заимствования на фондовом рынке (дополнительная эмиссия акций, выпуск облигаций и т.д.);
объем необходимых гарантий и виды покрываемых ими рисков (технические, коммерческие, экологические и т.д.);
дополнительное обеспечение возврата кредита (залог имущества заемщика, переуступка прав по контрактам на поставки производимой продукции и т.д.);
предварительный краткий план денежных расходов, поступлений и выплат средств кредита МБРР (или ЕБРР) на период реализации инновационного проекта (источники возврата привлекаемых заемных средств и предварительный график возврата заемных средств, с учетом процента за кредит поставке процента ЛИБОР + 2,5%).
2. Процедура обработки данных базируется на анализе сравнительных характеристик (сравнение показателей), полученных в ходе оценки объекта, и предусматривает получение расчетных данных по эффективности проекта в следующих разрезах:
а) экономическая эффективность проекта:
показатели эффективности проекта (сокращение государственных субсидий, экономия издержек производства, выпуск дополнительной продукции, рост экспортного потенциала и др.);
увеличение поступлений в федеральный и региональный бюджеты;
б) экологическая эффективность проекта:
категория проекта с точки зрения возможности неблагоприятного воздействия и масштаб воздействия на окружающую среду (национальный, региональный, местный);
соблюдение требований природоохранного законодательства;
прогнозируемое снижение/повышение выбросов, сбросов и отходов;
проведение специального экологического аудита;
в) социальная эффективность проекта.
3. Процедура ведения учета, составления отчетности и проведения контроля (аудита) инновационного (инвестиционного) проекта базируется на требованиях, изложенных в нормативно-правовых актах и внутрифирменных стандартах, изложенных в соглашении (контракте, договоре) между партнерами.
На основе учетных данных происходит стоимостная оценка объекта интеллектуальной собственности, который приходуется в виде нематериальных активов на балансе органа, ответственного за реализацию проекта (с обязательным условием его публичного размещения для ознакомления российской общественности с результатами научных изысканий и консультаций, проведенных в процессе реализации инновационного проекта).
В связи с этим целесообразно определить цикл направления отчетности ее потребителям, включая контролирующие органы.
Цикл направления отчетности ее потребителям при реализации инновационного (инвестиционного) проекта, финансируемого за счет средств займов МББР и ЕБРР (под государственную гарантию субфедеральных органов исполнительной власти или муниципальную гарантию муниципального образования), представлен на рисунке 3.
В процессе соблюдения условий данной процедуры в условиях реализации инновационного (инвестиционного) проекта (реализация осуществляется предпринимательскими структурами при участии государства как гаранта), финансируемого за счет займов МБРР или ЕБРР, естественной потребностью станет необходимость оценки и оприходования созданных объектов интеллектуальной собственности в виде нематериальных активов (случаи необеспечения по исполнению требований в рамках данных условий будут выявлять в процессе государственного контроля (финансового аудита или аудита эффективности использования государственных средств), в том числе посредством проведения аудита государственных долговых обязательств).
Собственно это может стать тем основным результатом, который будет достигнут в процессе взаимодействия государства и предпринимательских структур, участвующих в реализации инновационных (инвестиционных) проектов, финансируемых за счет средств МФО (МБРР, ЕБРР).
Главной задачей аудита эффективности по использованию государственных средств на инновационное или инвестиционное развитие конечных заемщиков-участников рассматриваемых проектов должна стать оценка эффективности результатов реализации инновационного (инвестиционного) проекта:
оценка финансовой эффективности, учитывающая финансовые результаты (последствия) реализации проекта для его непосредственных участников;
оценка бюджетной эффективности, отражающая последствия для бюджетов всех уровней (федерального, регионального и местного);
оценка экономической эффективности, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, в том числе социальные и экологические последствия.
Вполне логично разработать и определить другие варианты подобных оценок эффективности (с учетом требований, например, аудита эффективности использования государственных заемных средств).
В результате проведенной работы можно получить финансовую, бюджетную и экономическую оценку инновационных (инвестиционных) проектов. Базовым показателем является достигнутый бюджетный эффект от реализации указанных проектов.
2.2 Особенности регулирования валютных отношений в России
Интенсивное развитие трансграничного предпринимательства не только способствует развитию мировых финансовых рынков, международных валютных отношений, но и обостряет проблему выработки современных экономико-правовых инструментов регулирования валютных отношений.
Отчасти интерес к данным проблемам обусловлен необходимостью формирования современной валютной политики России. Безусловно, ее параметры задаются сложными экономическими процессами. Вместе с тем в институциональном плане нельзя сбрасывать со счетов воздействие глобализации и влияние принципов международного права.
Влияние финансового кризиса США влияние ощутили на себе многие государства, а траектория его движения традиционна для всех ключевых игроков: сфера ипотечного кредитования, банковский сектор, фондовые и валютные рынки.
Президент России Д.А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию отметил, что именно сейчас нужно создавать основы национальной конкурентоспособности: следует осваивать высвобождаемые в мировой экономике ниши, создавать новые эффективные предприятия, внедрять передовые технологии. Более того, поставлена задача превращения России в один из ведущих финансовых центров мира. А поскольку современное направление развития России обращено к превращению ее в один из ключевых финансовых центров, усиливается необходимость выработки эффективной концепции валютного регулирования и валютного контроля.
Исторически институт валютного регулирования и валютного контроля развивался в системе финансового права, поскольку валютные отношения складывались в сфере финансовой деятельности государства в процессе аккумулирования, перераспределения и использования валюты и валютных ценностей. С переходом валютной политики в более либеральное русло и открытием границ, а также с отменой государственной валютной монополии феномен валютного регулирования и валютного контроля претерпел модернизацию под влиянием нового соотношения публичных и частных начал в регулировании валютных отношений.
Как следствие, серьезные изменения произошли в понятийном аппарате валютного права.
Юридическая грамматика валютного права стала приобретать межотраслевой характер. Качественные изменения, затронувшие эти процессы, актуализировали необходимость совершенствования валютного законодательства. В первую очередь проявилась необходимость уточнения и законодательного закрепления системообразующих понятий для целей государственного регулирования валютных отношений. Это относится к целому спектру ключевых понятий. К ним относятся такие дефиниции, как "валюта", "деньги", "валютный курс", "валютная операция", "валютная сделка".
Публично-правовые мероприятия обусловливают необходимость определения таких понятий, как "валютное регулирование", "валютный контроль", "валютное правонарушение", "валютная ответственность".
Так, валютное регулирование формируется под воздействием целостной системы экономико-правовых мер государственного воздействия на участников валютных отношений для целей надлежащего осуществления валютных операций.
Валютное правонарушение - универсальная категория, используемая для целей финансово-правового и гражданско-правового регулирования. В первом случае данный деликт выражает нарушение лицом законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, а также законодательства об осуществлении валютных сделок. Во втором случае валютное правонарушение характеризует нарушение установленного порядка совершения гражданско-правовых сделок с валютными ценностями.