Файл: Сравнительная характеристика валютной системы России и зарубежных стран (Теоретические аспекты формирования валютных отношений)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Валютная ответственность - это комплексный правовой институт, включающий гражданско-правовую, административную и уголовно-правовую ответственность за валютные правонарушения.

Следует сказать, что в ст.14 ранее действовавшего Закона о валютном регулировании были перечислены различные виды ответственности за валютные правонарушения, включая уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

В настоящее время создан сложный механизм администрирования валютных операций, который осуществляется Правительством РФ, Центральным банком РФ, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и другими государственными органами.

Наиболее уязвимым подходом в организации данной системы выступают трудности обеспечения надлежащего валютного контроля. Так, например, Центральный банк РФ и Правительство РФ являются органами валютного регулирования и одновременно органами валютного контроля. При таком подходе в известной мере бесконтрольной оказывается сама деятельность государственных органов в сфере валютно-правового регулирования, ведь регулирующий орган одновременно осуществляет контрольную функцию. Такое построение системы валютных органов нарушает конституционно закрепленный принцип разделения властей, не способствует эффективной реализации функции правотворчества, дифференцированному исполнению функции правоприменения, на что по смыслу направлены положения ч.5 ст.4 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".

Правовой статус Правительства РФ не свидетельствует о нем как об органе, осуществляющем контрольные мероприяти. На наш взгляд, хотя Правительство России не осуществляет непосредственно контрольных функций, оно имеет серьезный рычаг воздействия на Федеральную службу финансово-бюджетного надзора в части наделения ее полномочиями в сфере валютного контроля.

В связи с тем, что специфика правового статуса Правительства РФ в сфере валютных отношений состоит в совмещении в одном органе исполнительной власти регулирующей и контрольной функций, на наш взгляд, необходима правовая регламентация функций Правительства РФ в сфере валютных правоотношений с их последующей специализацией. В действующем же законодательстве мы не наблюдаем четко очерченных пределов валютной правосубъектности Правительства РФ.

Таким образом, в связи со сложившейся ситуацией необходимо перераспределение государственных полномочий по валютному регулированию и валютному контролю согласно направлениям административной реформы.


2.3 Интеграционные процессы России в мировую валютную систему

Евразийское экономическое сообщество - международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее стран (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.

Организация создана в полном соответствии с принципами ООН и нормами международного права. Это четко структурированная система с довольно жестким механизмом принятия и реализации решений. Она обладает международной правосубъектностью. Сообщество и его должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для выполнения функций и достижения целей, предусмотренных договором об учреждении ЕврАзЭС и договорами, действующими в рамках Сообщества. В 2003 году Евразийское экономическое сообщество получило статус наблюдателя в генеральной Ассамблее ООН.

6 декабря 2015 года в Нью-Йорке на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН единогласно принята резолюция "Сотрудничество между ООН и Евразийским Экономическим Сообществом".

ЕврАзЭС создано для эффективного продвижения процесса формирования государствами-участниками Таможенного союза Единого экономического пространства, координации их подходов при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.

Один из главных векторов деятельности организации - обеспечение динамичного развития стран Сообщества путем согласования социально-экономических преобразований при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов.

28 ноября 2017 года встреча Д.А. Медведева, А.Г. Лукашенко и Н.А. Назарбаева в Минске ознаменовала собой активацию работы по созданию на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2018 года единого таможенного пространства. В этот период был ратифицирован ряд важных международных соглашений по Таможенному союзу. Всего за 2017 год на уровне глав государств и правительств были приняты около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза.

Весной 2018 года между руководствами стран-участников начались разногласия, и 28 мая председатель правительства России В.В. Путин объявил о том, что союз начнёт действовать без участия Белоруссии.


После получения официального подтверждения со стороны Белоруссии в июне 2018 года, таможенный союз будет запущен в трехстороннем формате вступлением в силу Таможенного кодекса трёх стран.

С 1 июля 2018 года новый Таможенный кодекс стал применяться в отношениях между Россией и Казахстаном, а с 6 июля 2018 - в отношениях между Россией, Белоруссией и Казахстаном.

Доля государств в итогах по Сообществу по основным социально-экономическим показателям в 2018 году отражена в таблице 1.

Таблица 1

Доля государств в итогах по Сообществу по основным социально-экономическим показателям в 2018 году

Территория

Численность населения

ВВП

Продукция промышлен

ности

Продукция сельского хозяйства

Инвестиции в основной капитал

Беларусь

1,0

5,3

3,3

5,3

9,9

5,1

Казахстан

13,4

9,1

8,7

7,8

9,4

9,3

Кыргызстан

1,0

3,0

0,3

0,3

2,4

0,3

Россия

83,9

78,4

87,4

86,4

76,3

85,0

Таджикистан

0,7

4,2

0,3

0,2

2,0

0,3

Как видно из таблицы, основной удельный вес итогах по Сообществу по основным социально-экономическим показателям в 2018 году приходится на Россию.

Со временем к Таможенному союзу могут присоединиться другие члены ЕврАзЭС - Киргизия и Таджикистан.

В отчетный период большое внимание уделялось вопросам обеспечения свободного или как минимум недискриминационного доступа товаров и услуг на внешние рынки.

По состоянию на 1 января 2011 г. против российских товаров зафиксировано 90 ограничительных мер, применяемых иностранными государствами для защиты своего внутреннего товарного рынка, в том числе: 44 антидемпинговые меры, 5 специальных защитных мер, 41 иная мера нетарифного регулирования торговли, включая меры административного регулирования. Проводятся 4 антидемпинговых расследования, 5 специальных защитных расследований, а также 12 пересмотров введенных ранее антидемпинговых мер.

Ограничительные меры в отношении российских товаров применяют Австралия, Азербайджан, Аргентина, Армения, Белоруссия, Бразилия, Индия, Индонезия, Казахстан, Китай, Киргизия, Мексика, Молдова, Перу, Туркменистан, Узбекистан, США, Таиланд, Турция, Республика Корея, Украина, Филиппины, а также страны-члены ЕС как таможенный союз. Максимальное количество ограничительных мер действует в ЕС, США, Украине и Белоруссии.


В результате проделанной в 2018 году работы прекратили свое действие 25 мер, препятствующих доступу российских товаров на зарубежные рынки. По предварительным экспертным оценкам сумма предотвращенного ущерба составляет около 700 млн. долл. США.

В ходе переговоров по присоединению России к Всемирной торговой организации (ВТО) в течение первого полугодия 2018 г. делегациями России, США и ЕС был выработан план действий по завершению переговорного процесса, предусматривающий: завершение работы по внесению ранее согласованных изменений в российское законодательство; внесение изменений в документы о присоединении России к ВТО в связи с формированием таможенного союза; завершение переговоров по остающимся открытым системным вопросам.

В соответствии с поручением Президентов России и США к 30 сентября 2018 г. завершены переговоры по открытым двусторонним вопросам. Кроме того, Россия завершила работу по приведению своего законодательства в соответствие с обязательствами, вытекающими из ее членства в ВТО.

В настоящее время остается ряд нерешенных многосторонних проблем: согласование объема поддержки сельского хозяйства в рамках "желтой корзины" и порядка распределения тарифных квот на мясо после присоединения к ВТО.

Также сейчас продолжается работа над внесением изменений в проект Доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО (далее - РГ) с учетом изменений, возникших после начала функционирования таможенного союза, с учетом вопросов и комментариев, представленных заинтересованными членами ВТО.

Продолжается работа совместно с Секретариатом ВТО по консолидации результатов переговоров по доступу на рынок товаров и подготовка соответствующего консолидированного перечня российских обязательств. Окончательные сроки завершения этой работы зависят от решения вопроса по режиму импорта тарифных квот на мясо, а также - тарифов на сахар.

В отчетном периоде приоритетное внимание уделялось обеспечению рациональной, основанной на сравнительных преимуществах специализации России в глобальной экономике, созданию условий для диверсификации экспорта и инвестиционной деятельности, укреплению конкурентных позиций российских компаний на мировом рынке. Эта работа велась на основе ключевых стратегических, отраслевых и географических приоритетов внешнеэкономической политики России, зафиксированных в Основных направлениях внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 года.

В рамках реализации Плана действий по реализации Основных направлений внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 года в 2017-2012 гг. (ПД ОНВЭП), утвержденным Правительством Российской Федерации 19 марта 2017 г., Минэкономразвития России приступило к разработке планов действий с контрольными списками задач по основным странам - торговым партнерам России (страновые планы действий - СПД). СПД является базовым документом по выстраиванию взаимодействия с соответствующей страной, в котором на основе определения взаимных интересов формулируются цели и задачи России в отношении внешнеэкономического сотрудничества, мероприятия и наиболее крупные проекты, а также показатели эффективности (индикаторы). Всего разработано 38 проектов планов.17 марта 2018 г. подходы Минэкономразвития России к разработке СПД были одобрены на заседании Президиума Правительства Российской Федерации.


В 2018 г. заметно активизировалась деятельность Рабочей группы по развитию деловых связей и торгово-экономическим отношениям, которая является площадкой для продвижения конкретных российско-американских коммерческих проектов. В настоящее время прорабатываются 24 проекта с участием американских компаний на территории России, более половины которых относится к сфере высоких технологий, в том числе к проекту "Сколково".

Канада. В 2018 году выросла заинтересованность канадского бизнеса в расширении двусторонних отношений, что подтверждается открытием заводов канадского производителя автокомплектующих "Магна" в Санкт-Петербурге (промышленная зона Шушары) и Калужской области (технопарк "Грабцево").

В 2018 г. продолжилась работа по совершенствованию договорно-правовой базы сотрудничества с Евросоюзом в рамках переговоров по новому базовому соглашению Россия-ЕС (НБС).

Продолжалась работа по координации участия федеральных органов власти в экономической деятельности Форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничества" (АТЭС) с целью реального использования возможностей форума в интересах социально-экономического развития страны, реализации приоритетов внешнеэкономической политики России и укрепления ее позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Представители Минэкономразвития России приняли участие в ключевых мероприятиях АТЭС по экономической тематике (апрель 2018 г. Токио) по вопросам формулирования новой стратегии экономического роста. Велась интенсивная работа в целях подготовки российских предложений по основным элементам повестки дня АТЭС: углубление региональной экономической интеграции, включая развитие транспортно-логистических цепочек, упрощение торговых процедур; содействие сбалансированному, всеобъемлющему, устойчивому экономическому росту в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и обеспечение продовольственной безопасности.

В целом отчетный период характеризовался активизацией проектной деятельности России в АТЭС. Число представленных и утвержденных проектных предложений заметно превысило средние показатели за предыдущие годы.

2.4 Анализ внешнеэкономической деятельности России

В течение последнего года мировая экономика вступила на путь оживления после беспрецедентной рецессии, связанной с глобальным финансовым кризисом. 2017 г. в экономическом отношении был наихудшим со времени Великой депрессии 1930-х годов. Лишь немногие районы мира смогли избежать катастрофы; экономика продолжала расти только в странах Азии (исключая Японию), Африки и Среднего Востока. В том же 2017 г. падение приостановилось, однако темпы роста в первом полугодии 2018 г. были недостаточными для того, чтобы достичь уровня докризисного 2015 г. Бюджетные трудности в некоторых странах зоны евро развязали весной 2018 г. новый локальный финансовый кризис. Развитым странам, слишком рано приступившим к консолидации своих бюджетов, угрожает дефляция. Политика государственной поддержки экономического роста привела к сильной деградации государственных финансов, что заставило правительства разрабатывать планы оздоровления. После подъема мировой экономики в 2018 г. ожидается замедление роста в 2011 г. (с 4,5% до 3,7%), что связано с падением темпов в развитых странах (с 2,2% до 1,8%), а также в странах с формирующимися рынками (с 3,1% до 2,8%).