Файл: Сравнительная характеристика валютной системы России и зарубежных стран (Теоретические аспекты формирования валютных отношений)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Историческое развитие мировых валютных систем

Первая мировая валютная система была основана на золотомонетном стандарте и юридически оформлена межгосударственным соглашением на Парижской конференции ведущих стран в 1867 г.

Валютный кризис, разразившийся в период первой мировой войны и после неё, завершился созданием второй мировой валютной системы, оформленной соглашением стран на Генуэзской международной экономической конференции (1922 г.). Генуэзская валютная система, как и денежная система 30 стран, был основана на золотодевизном стандарте. Девизы - иностранная валюта в любой форме. С 20-х годов национальные кредитные деньги стали использоваться в качестве международных платежно-резервных средств. В период между войнами до Бреттонвудской системы статус резервной валюты - особой категории конвертируемой валюты - не был официально закреплён ни за одной валютой, а английский фунт стерлингов и американский доллар оспаривали лидерство в ходе острой конкурентной борьбы.

Третья мировая валютная система - Бреттонвудская, оформленная соглашение (в Бреттон-Вудсе, США, 22 июня 1944 г.), также базировалась на золотодевизном стандарте. Причём впервые статус резервной валюты был юридически закреплён за долларом и фунтов стерлингов. Экономической превосходство США, сосредоточившихся в 1949 г.54,6% капиталистического промышленного производства, 33% экспорта товаров, почти 75% официальных золотых резервов, и ослабление их конкурентов в итоге второй мировой войны обусловили господствующее положение доллара.

Структурные принципы Бреттон-вудской системы:

  • статус доллара и фунта стерлингов как резервных валют;
  • фиксированные золотые паритеты и курсы валют (могли колебаться в пределах + - 1% паритета, а в Западной Европе - +-0,75%);
  • конвертируемость долларовых резервов иностранных центральных банков в золото через американское казначейство по официальной цене;
  • заниженная официальная цена золота (35 долл. за тройскую унцию, содержащую 31,1 гр. чистого золота).

США использовали эти принципы, закрепившие "долларовый стандарт", для усиления своих позиций в мире за счёт других стран. Противоречия Бреттонвудской валютной системы, прежде всего между национальным характером доллара и фунта стерлингов и их использовании как международного платёжного средства, постепенно расшатали её по мере укрепления позиций Западной Европы, Японии. С конца 60-х гг. разразился кризис этой системы, который привёл к её постепенному развалу в 1971 - 1976гг.


Её сменила четвёртая (ныне функционирующая) мировая валютная система, оформленная соглашением стран-членов МВФ в Кингстоне (Ямайка, январь 1976г.), ратифицированном в апреле 1978г. Изменённый устав МВФ определил структурные позиции Ямайской валютной системы.

  1. Золотодевизный стандарт был заменён стандартом СДР, которые формально объявлены основной валютных паритетов и курсов валют. Сфера применения СДР ограничена в основном операциями МВФ. Практически сохранился долларовый стандарт, хотя официально доллар ныне не имеет статуса резервной валюты в отличие от его статуса в Бреттонвудской системе. Стандарт СДР фактически трансформировался в многовалютный стандарт, основанный на американском долларе, немецкой марке, японской иене - валютах трех мировых центров.
  2. В рамках ямайской валютной системы узаконена демонетизация золота - утрата им денежных функций. В соответствии с изменённым Уставом МВФ золото не должно использоваться как мера стоимости и точка отсчёта валютных курсов. Тем самым узаконена отмена золотых паритетов, официальной цены золота, конвертируемости долларовых авуаров в золото американским казначейством для иностранных центральных банков и правительственных органов. Однако, несмотря на законодательное вытеснение из ямайской валюты системы золота как валютного металла, фактически его денежные функции не исчерпаны, хотя и существенно изменились. Золото по-прежнему является чрезвычайными мировыми деньгами и более надёжными резервными активами, поскольку обладает реальной ценностью. Центральные банки и частные тезавраторы хранят более 60 тыс. т золота (примерно 35 тыс. и 25 тыс. т соответственно).
  3. Ямайская валютная система даёт странам право выбрать любой режим валютного курса. Тем самым был узаконен режим плавающих валютных курсов, к которому страны фактически перешли в марте 1973 г. Этот режим более гибкий, чем фиксированные валютные курсы, но вопреки надеждам не обеспечил стабильность курсовых соотношений. Напротив, увеличились затраты центральных банков на проведение валютной интервенции (в том числе коллективной) в форме вмешательства центрального банка в операции на валютном рынке.
  4. МВФ, сохранившийся от Бреттонвудской системы, призван усилить межгосударственное валютное регулирование, обеспечить более тесное сотрудничество стран - членов, либерализацию валютных отношений путём отмены валютных ограничений в целях достижения валютной стабилизации в мире.


1.3 Правовой механизм регулирования валютной системы

Существующая система нормативно-правовых актов образует юридический механизм регулирования валютных отношений, имеющий двойное функциональное назначение. Во-первых, он выполняет статическую функцию, закрепляя уже сложившийся комплекс отношений; во-вторых, ему присуща динамическая функция, которая выражается в том, что создаются предпосылки для дальнейшего развития и трансформации названного комплекса, т.е. возможность его эволюционирования.

Подчеркнем, что вне рамок существующей системы нормативно-правовых актов вообще невозможно говорить о механизме регулирования валютных отношений в любом государстве. В научной литературе эта система получила название валютное законодательство. Термин употребляется в широком смысле и охватывает не только законы, но и любые подзаконные акты нормативного характера (постановления Правительства, указы Президента, инструкции Центрального банка Российской Федерации и т.п.).

Механизм регулирования включает в себя три структурных элемента:

валютное законодательство, принимаемое различными государственными органами;

валютные отношения - те, что складываются между различными субъектами по поводу совершения ими операций с валютными ценностями;

регулятивное воздействие валютного законодательства на валютные отношения, осуществляемое с помощью предписаний, запретов и иных методов, а также путем установления мер ответственности в случае их нарушения субъектами.

Рассмотрим каждый структурный элемент в отдельности. Отметим, что на практике их разделение невозможно, лишь постоянно взаимодействуя, эти элементы представляют собой более или менее слаженно работающий механизм.

Именно валютное законодательство выполняет регулятивную функцию в исследуемом нами механизме. В РФ оно представляет собой крайне неоднородный нормативный комплекс, включающий в себя акты различной юридической природы, принятые государственными органами, которые находятся на различных иерархических ступеньках. Согласно п. "ж" ст.71 Конституции РФ 1993 г. валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации. Это означает, что принятие валютного законодательства входит в исключительную компетенцию федеральных государственных органов и находится вне ведения субъектов Федерации.

С 10 мая 2004 года вступил в силу Федеральный закон № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 года "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее Закон № 173-ФЗ) (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.02.2011) .


Являясь публично-правовой категорией, валютные операции закономерно отражают, прежде всего, особенности публично-правового регулирования, характеризуемого императивностью норм и неравенством субъектов соответствующих отношений. Наиболее ярко публично-правовое регулирование валютных операций можно отразить в их классификации на основные группы, в каждой из которых отражается специфика правового режима соответствующих валютных операций (объем прав и обязанностей их участников). Принимая за основу классификации разграничение различных режимов проведения валютных операций, можно выделить четыре наиболее важные классификации: по степени свободы проведения, по предмету, по субъектам и по форме проведения.

По степени свободы осуществления валютные операции можно подразделить на следующие виды.

1) Осуществляемые без ограничений, т.е. свободно, независимо от суммы и срока. В таком режиме по общему правилу (ст.6 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" осуществляются все валютные сделки между резидентами и нерезидентами.

Закон допускает возможность введения органами валютного регулирования ограничений (ст.6 Закона). Перечня видов валютных операций, могущих подпадать под такие ограничения, а также собственно видов подобных ограничений нынешняя редакция Закона не содержит. Тем не менее, основываясь на мировой практике и истории развития валютного законодательства России, можно предположить, что в первую очередь ограничениям могут подвергаться валютные операции по вывозу капитала (приобретение недвижимости, ценных бумаг, инвестиции, длительные займы и т.п.). Инструментами подобных ограничений могут быть:

а) обязательная продажа части поступающей резидентам валютной выручки от нерезидентов - на определенных условиях;

б) предварительное резервирование (депонирование) предполагаемой суммы валютной операции (ее части) на определенный срок;

в) введение специальных счетов с особым режимом для участников отдельных групп валютных сделок.

Подобные ограничения могут вводиться только в законодательном порядке, и только в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса нашей страны. К сожалению, Закон не разъяснил критерии наступления таких обстоятельств, как "существенное сокращение золотовалютных резервов", "резкое колебание курса валюты Российской Федерации", а также критерии наступления необходимости "поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации", позволяющих однозначно определить возникновение указанных случаев, являющихся основанием для введения органами валютного регулирования валютных ограничений. По всей видимости, данные экономические категории не могут быть однозначно и на длительный срок сформулированы в тексте Закона. В связи с этим, очевидно, текущая задача по их определению и квалификации возлагается на денежные власти государства (Центральный банк и Правительство РФ как органы валютного регулирования), исходя из возложенных на них законом функций. В этом проявляется их функция по конкретизации публичных интересов, разделению общих публичных целей на частные.


Кроме указанных выше, Закон в ст.9 перечисляет и другие операции, допустимые к свободному осуществлению, а именно операции, связанные:

а) с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;

б) с внесением денежных средств резидентов на банковские счета (в банковские вклады) (до востребования и на определенный срок) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (банковских вкладов) (до востребования и на определенный срок);

в) с банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;

г) с приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, в том числе в порядке регресса, взысканием по ним штрафных санкций, а также с отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам в порядке, установленном Федеральным законом от 11 марта 1997 г. N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе";

д) с куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;

е) с уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения.

Как видим, используя метод прямого перечисления разрешенных вариантов поведения, Закон опирается на частноправовые термины и институты, соглашаясь (п.2 ст.1 Закона) на такое их понимание, которое предусмотрено гражданским законодательством.

2) Валютные операции, запрещенные к осуществлению в силу прямого указания Закона. Перечень таких операций исчерпывающе определен Законом. Прямо запрещены все валютные операции между резидентами, кроме перечисленных в п.1 ст.9 Закона.

Классификация валютных операций по их предмету подчеркивает различие валютно-правовых режимов, в зависимости от того, какую именно ценность субъекты валютных отношений используют для обмена или отчуждения.