Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Финансы как экономическая категория)..pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
Введение
В условиях рыночной экономики резко возрастает роль и значение денежных и финансово-кредитных рычагов.
Эффективно функционирующая финансовая и, прежде всего бюджетная система, оказывает существенное воздействие на рост национального дохода и валового внутреннего продукта, на развитие организаций и отраслей народного хозяйства, на положение широких слоев населения. Несмотря на то, что главным критерием функционирования организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности в современных экономических условиях является прибыль, не менее важным для обеспечения расширенного воспроизводства в народном хозяйстве становится укрепление денежного обращения и деятельность кредитной системы страны. [1]
Независимо от специализации экономиста его квалификация во многом определяется полученными знаниями в области финансов государства, денежного обращения и кредита, налогов, учета, отчетности и анализа хозяйственной деятельности.
В условиях конкуренции, когда каждая организация стоит перед выбором: работать прибыльно или стать банкротом, деятельность экономистов и руководителей требует нетрадиционных решений, направленных на сохранение платежеспособности, финансовой устойчивости, рентабельности и управляемости организации.
Соответственно применение адекватных современным условиям форм, методов финансирования и управления денежным оборотом требует тщательного их изучения.
Цель данной работы — определить особенности осуществления процесса финансового регулирования деятельности современных организаций на примере ООО «Vender».
Глава 1 Финансы. Особенности финансов в современных экономических отношениях
1.1 Финансы как экономическая категория
Важнейшим элементом хозяйственного механизма современного общества являются финансы.
Финансы представляют собой экономическую категорию, существующую в различных общественно-экономических формациях.
Сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.[2]
Финансы -историческая категория. Они возникли в условиях товарно-денежных отношений под влиянием развития функций и потребностей государства.
Первые финансовые отношения возникли с разделением общества на классы и появлением государства. В условиях рабовладельчества и феодализма финансы играли незначительную роль в формировании денежных доходов государства, поскольку в указанных формациях преобладали натуральные отношения и главными видами доходов государства были дань, натуральные подати, сборы, трудовые повинности и т.п.
Отличительная особенность финансов в тот период состояла в том, что казна государства одновременно являлась и казной главы государства.
Понятие «финансы» очень часто отождествляют с понятие «деньги». На сам деле отождествлять эти два понятия –грубейшая ошибка, хотя при этом без денег не может быть и финансов. Термин «финансы» впервые возник в торговых городах Италии. К этому времени уже естественно существовали деньги и товарно-денежные отношения. В дальнейшем термин «финансы» связывали с существованием системы денежных отношений между государством и населением. Таким образом, термин «финансы» отражал:
-во-первых, денежные отношения между двумя субъектами;
-во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе осуществления отношений;
-в-третьих, в процессе данных отношений формировались фонды денежных средств различного уровня;
-в-четвертых, формирование фондов денежных средств на общегосударственном уровне происходило за счет налогов и сборов, носящих обязательный распределительный характер.
Однако, не смотря на это денежные отношения могли и не быть финансовыми отношениями, но всякие финансовые отношения всегда носят денежный характер. [3]
Характерными чертами современных финансов являются следующие:
1) денежная форма в отличие от натуральных отношений;
2) распределительный характер отношений, т.е. здесь нет эквивалентного
обмена;
3) распределение совокупного общественного продукта и национального дохода через реальные денежные фонды, например, в отличие от ценового распределения.
Таким образом, финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
При этом различают централизованные и децентрализованные финансы.
Под централизованными финансами понимаются экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и государственных внебюджетных фондах, под децентрализованными финансами понимают денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов организаций.
Так как финансы представляют собой экономические денежные отношения, то выделяют следующие группы отношений:
1)между организациями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей и при реализации продукции, товаров, работ и услуг;
2)между организацией и выше стоящей организацией при создании фондов денежных средств и их использовании;
3)между государством и организациями при уплате последними налогов в различные уровни бюджетной системы;
4)между государством и гражданами при уплате последними налогов в различные уровни бюджетной системы;
5)между организациями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении взносов на социальное страхование и обеспечение и получении ресурсов;
6)между отдельными звеньями бюджетной системы;
7)между страховыми организациями и юридическими и физическими лицами при уплате страховых взносов и получении возмещений при наступлении страховых случаев.[4]
1.2 Функции финансов
Все функции финансов делят основные и дополнительные.
К основным функциям относят:
1) распределительную;
2) контрольную;
3) регулирующую.
Распределительная функция проявляет свое действие во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере, в сфере обращения. С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости на микроуровне и перераспределение этой стоимости на макроуровне.
Эта функция финансов позволяет: образовывать денежные фонды на уровне коммерческих и некоммерческих организаций и домашнего хозяйства, а также государства; создавать не только денежные фонды государства, но также и фонды целевого назначения, имеющие важнейшее значение в экономической и социальной жизни населения;
осуществлять межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, в том числе между отраслями, сферами и социальными группами;
формировать необходимые резервы на уровне как организаций, так и государства.
Контрольная функция обладает свойством количественно отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы, благодаря чему способна постоянно «сигнализировать» о том, как складываются распределительные пропорции, обеспечивается ли непрерывность воспроизводственного процесса. [5]
Инструментом реализации контрольной функции является финансовая информация, позволяющая увидеть различные стороны работы организации и оценить результаты её финансово-хозяйственной деятельности.
Данная функция представляет воспроизводственный процесс, сигнализирует о возникающих отклонениях в пропорциях распределения ВВП и НД, своевременном и полном образовании целевых денежных фондов, об обеспеченности производственного процесса необходимыми ресурсами.
Контрольная функция действует не изолированно, а в тесной связи с распределительной. В одновременном их действии полностью проявляется экономическая сущность финансов.
Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью различных инструментов финансов в процесс воспроизводства.
На уровне организаций эта функция стимулирует его деятельность, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличению его объема, улучшению материального положения работающих. На макроуровне, т.е. на уровне государства, эта функция, используя следующие инструменты - государственные расходы, налоги, госкредит, ставку рефинансирования, доходность по государственным ценным бумагам,- достигает таких же результатов.
К дополнительным относят:
1) стабилизационная;
2) стимулирующую;
3) аккумулирующую.[6]
Стабилизационная функция проявляет свое действие в обеспечении стабильных условий труда и дальнейшего повышения качеств уровня жизни населения. Выполнение данной функции обеспечивается через механизм государственного регулирования финансовых отношений как на макро- так и на микроуровнях.
Стимулирующая функция обеспечивает наполнение финансовых отношений качественным содержанием, позволяющих им выступать комплексным рычагом, который может активно использоваться государством для развития предпринимательской инициативы и насыщения рынка товарами.
Аккумулирующая функция проявляет свое действие в своевременном и полном формировании различных фондах денежных средств как на макро-так и на микроуровнях в целях обеспечения сбалансированного роста производства.
Глава 2 Финансы, как инструмент регулирования экономических процессов и деятельности конкретных предприятий
Финансовое регулирование - это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.
Если рассматривать более подробно, то можно выделить следующее определение: «государственное финансовое регулирование экономики -это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъекты хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и развитие экономики».
То есть финансовое регулирование представляет собой организованную государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. [7]
Следует отметить, что государственное финансовое регулирование основано в первую очередь на функциях финансов, в частности на регулирующей. Она связана с вмешательством государства с помощью финансов (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства для улучшения качества производственного процесса,увеличения его объема и улучшения материального положения работающих.
Значит, основными инструментами финансового регулирования являются государственные расходы, налоги, государственный кредит и т.п.
Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами-доходы и расходы участников общественной системы.
Целью финансового регулирования является установление пропорций распределения и накопления, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро и макро уровне.
Финансовое регулирование экономики происходит в трех формах:
самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.
Самофинансирование базируется на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, а при их недостатке используются кредитные ресурсы или заемные в форме выпуска ценных бумаг.
Кредитование –способ финансового обеспечения воспроизводственного процесса за счет денежных средств банка, предоставляемых на условиях соблюдения принципов кредитования: обеспеченности, срочности, платности, целевого характера и возвратности. [8]
Государственное финансирование производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов.
Виды финансового регулирования охватывают: налоговое, бюджетное, денежно-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное.
Дадим краткую характеристику некоторых из них. Налоговое регулирование-меры косвенного воздействия на экономику,экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет.