Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Финансовые ресурсы мирового хозяйства
1.2 Роль финансовых рынков в перераспределении мировых финансов
II. Механизм распределения финансовых ресурсов
2.1 Международные инвестиции и формы их движения.
2.2 Роль МВФ и МББР в системе перераспределения международных финансовых ресурсов
2.3 Международные финансовые центры и проблемы перераспределения ресурсов
Одновременно с этим сложившаяся ситуация - это огромные возможности для инвестиций: за те же деньги в ближайшем будущем можно будет приобрести гораздо больше активов и предприятий, практически по цене ниже рыночной, привлечь целые команды талантливых предпринимателей и новаторов.
Некоторые крупные инвесторы в нынешней экономической ситуации пытаются выйти из подписанных сделок или изменить ее условия. Собственник инвестиционного бизнеса просто обязан минимизировать потери и риски. Никто из инвесторов в середине 2019 года не мог просчитать глобальный риск, который принесла пандемия и ограничительные меры связанные с ней, которые нанесли большинству инвестиционных проектов тот или иной урон. Это значит, что если есть проекты, в которые по тем или иным причинам в текущих изменившихся условиях нет смысла инвестировать, то инвертор выйдет из них, чтобы не сгенерировать убыток.
Для инвесторов текущая ситуация своего рода тест на адекватность - ведь кризисные ситуации возникают в бизнесе с завидной регулярностью, и важно ещё на входе понимать, как измениться инвестиционная политика в таких обстоятельствах и теперь с угрозой второй волны пандемии просчитать все риски и выбрать наиболее статичные и устойчивые отрасли для инвестирования. Это поможет снизить риски и повысить эффективность инвестиционных проектов в рамках общей инвестиционной политики.
Конечно текущие условия - наилучшая возможность для инвестиций. Объемы инвестирования снижаются, чеки сделок идут вниз. Плюс в переговорной позиции для инвестора появляется элемент давления с учетом происходящих событий: »Точно ли просчитаны все риски, учитывая текущую ситуацию? Нужно рассмотреть более пессимистичный сценарий». Следовательно, раз сценарий более пессимистичный, значит меньше доходы по финансовой модели, соответственно ниже оценка компании и ниже чек инвестиционной сделки. В условиях высокой неопределённости инвестиционная политика обычно снижает свои темпы [3].
Иными словами, наблюдается тенденция инвесторов к оценке проектов используя минимум инвестиционных ресурсов. К примеру, если раньше инвестор планировал инвестировать в тот или иной проект, приобретя условную долю за условные 10 миллионов, то сейчас эту же долю (если не больше) можно купить, например, за 2 миллиона. Поэтому инвесторы могут с тем же объёмом денег в фонде значительно увеличить собственный портфель проектов. Но надо понимать риски.
Также данную тенденцию можно тиражировать, как инструмент увеличивающий эффективность инвестиционной политики при наступлении второй волны пандемии. Изучить и использовать опыт агрессивного инвестирования на падающем рынке, которое провело к примеру руководство Китая скупив за бесценок системообразующие предприятия. Капитализация которых теперь растет, по мере выхода стран из ограничений, в связи с пандемией короновируса.
Существенной проблемой разработки эффективной инвестиционной политики в последнее время является неустойчивая геополитическая обстановка и риски с ней связанные.
Конечно, если крупный инвестиционный фонд или корпорация из США видит перспективный проект в России и понимает, как на этом заработать, - он будет с ним работать, невзирая на геополитику.
Чем крупнее инвестиционный проект, тем сильнее он связан с государством, а это в свою очередь накладывает геополитические риски [4]. Примером служит недавний демарш Польши по газовым контрактам и инвестиционным проектам с ПАО «Газпром» или риторика президента США Трампа о необходимости наказать Россию из за выходы из сделки ОПЕК, ситуация вокруг газопровода «Северный Поток -2», которые явно добавляют сильную неопределённость в процесс разработки инвестиционной политики. Особенно в среднесрочном и долгосрочных периодах.
Также большую неопределённость создающую прямые проблемы для расчета эффективности инвестиционных политик и развития новых инвестиционных тенденций несет мировая повестка, которая сосредоточена вокруг COVID-19. Разведки пяти англоязычных стран обвиняют Китай в недостаточных мерах для предотвращения пандемии, если не вообще прямо указывают на его вину в появлении этого вируса.
Таким образом, наблюдается явный конфликт между Китаем с одной стороны и США и Англией, как основных англоязычных держав, с другой. В этой ситуации можно ждать новых санкций и торговых войн. Позиция России, скорее всего, останется нейтральной и будет направлена в первую очередь на Европу (Франция, Германия) и Ближний Восток.
Пока мировые державы будут испытывать экономики друг друга на прочность, рассчитывать на большой интерес инвесторов не стоит, так как риски для них велики и мало прогнозируемые.
В отношении инвестиций сейчас важно проявлять здравый смысл, не делать вид, что ничего не происходит, а суметь грамотно просчитать, как текущая ситуация сказалась на инвестиционных проектах и какие меры были приняты и учитывать их в тенденциях. Далее корректировать свои инвестиционные модели и ожидания.
Нужно четко понимать, что в первую очередь, от ограничительных методов страдает экономика, которая находится в стрессовом состоянии из-за невозможности полноценно функционировать, что порождает дополнительные риски при формировании инвестиционной политики.
Об этом свидетельствует простой в работе предприятий и организаций, особенно в общепите, гостиничном бизнесе, авио-жд перевозках, что жизнен важно учитывать в инвестиционных моделях. Также в рамках инвестиционной политики необходимо учитывать перераспределение федеральных и региональных денег на первоочередные нужды - антикризисные меры, что неизбежно снижают роль государства в инвестиционных программах и намечается тенденция замещения государственных ресурсов - частными.
Сегодня среди инвесторов, остаётся главный и, пожалуй, до конца не решённый в рамках оценки инвестиционного риска вопрос : что будет дальше и какие перспективы ждут инвестиционные проекты те, что только начали инвестировать в запуск производства или другого предприятия, производящего товары или услуги и уже функционирующие, но которые попали под ограничения.
В заключении можно обозначить основные факторы влияющие на проблематику эффективности формирования инвестиционной политики в настоящее время и на инвестиционные тенденции в частности, а именно:
- неблагоприятный геополитический фон;
- пандемия COVID-19;
-снижение активности государства в инвестиционных проектах из-за необходимости направления средств на поддержку социально-экономической обстановке внутри стран из -за пандемии;
- ценовые «качели» на энергоресурсы;
- противостояние Китая с США и угроза новой торговой войны.
- нарастающая угроза второй волны пандемии COVID-19;
- неблагоприятные финансово-экономические условия и закрытие границ между стран
- обрыв отработанных коммерческих и логистических связей на международном и региональных рынках и т.д.
- обострение вялотекущих военных конфликтов - Нагорный Карабах, Сирия и т.д.
Как сегодня и завтра будут обстоять дела в формировании инвестиционной политики, насколько уверенно себя чувствуют инвесторы и какие отрасли наиболее перспективны ответить однозначно очень трудно. Одно можно сказать с уверенностью, что методология инвестиционной политики будет адаптироваться под новые реалии и ее инструментарий уже не будет такой как раньше.
Основная проблема с поддержанием финансовых рынков через постоянное накачивание ликвидностью и нулевые процентные ставки в том, что это усугубляет долгосрочные перекосы в экономиках.
Рынок и раньше порой давал странные реакции - например, неадекватно реагировал на внешние факторы на протяжении долгого времени, что невозможно было объяснить действием одних лишь естественных законов. Иногда в колебаниях рынка проглядывает чья-то отнюдь не невидимая рука. Когда-то, лет двадцать назад, это было принято списывать на происки «кукловодов». Неизвестных, влиятельных и практически всесильных. Местных кукольников и глобальных мастеров жанра. Сейчас наблюдателям и участникам стало проще: в роли кукловодов выступают вполне легитимные регуляторы, главы центральных банков и министры финансов.
Для отрасли мировых финансов нынешний год, скорее всего, окажется одним из лучших за последние годы. Ставки на большинстве крупных рынков уже в начале года были нулевые или отрицательные и даже в США не были повышены до уровней, минимально близких к бывшим до Великой рецессии. Дополнительный бонус был в том, что низкие ставки и готовность центральных банков скупать облигации позволяют быстро наращивать госдолг, не думая о последствиях. Близость выборов в США и политическое решение в ЕС до поры до времени не обращать внимания на требования финансовой стабильности также способствовали выбору варианта, когда «за бедных и голодных заплатит король».
Основная проблема с поддержанием рынков через постоянное накачивание ликвидностью и сохранение нулевых процентных ставок в том, что эти меры усугубляют долгосрочные перекосы в мировой и национальных экономиках. Выдача пособий и поддержание рабочих мест позволили локально избежать обнищания, но привели к резкому росту госдолга. При этом уже через полгода после окончания первых программ помощи потребовались новые пакеты - и они уже менее щедрые, потому что монетарное стимулирование и так работает «на полном газу».
Перспектива многолетних структурных дефицитов и увеличения госдолга не страшна только при очевидных перспективах роста экономики, занятости и доходов граждан - как это было после мировых войн, когда уровни госдолга в США и Британии были сопоставимы или выше текущих уровней. Но в моменте бурный рост не просматривается.
В результате, как ни печально, наиболее вероятной перспективой оказываются разные малоприятные сюжеты, которые уже не раз встречались в истории человечества. Вполне возможно поддерживать низкие процентные ставки и инфлировать государственный и корпоративный долг - а с ним и сбережения, и инвестиции старшего поколения, а также фиксированные доходы. Делать это можно в том числе за счет манипуляций со статистикой, причем вполне легитимных, - например, не видеть пузыри в активах и сравнивать все с потребительской инфляцией, рассчитанной по корзине, весьма далекой от потребления среднего гражданина.
III. Россия в системе интеграции мировых финансов
Интеграция финансовых рынков является неотъемлемой частью формирования единого экономического пространства стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз). Она направлена на укрепление стабильности и надежности финансовых систем стран Союза, повышение их прозрачности и эффективности.
Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) совместно с правительствами государств-членов формируется нормативная правовая база по созданию общего финансового рынка ЕАЭС.
В 2016 году вступило в силу Соглашение об обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в финансовой сфере в целях создания условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала, в котором определен порядок обмена и использования информации между финансовыми регуляторами.
Реализация этого соглашения позволит повысить уровень защиты прав участников финансового рынка, инвесторов и эмитентов, обеспечит прозрачность и финансовую устойчивость организаций, работающих на финансовом рынке.
В октябре 2019 года главы государств - членов ЕАЭС утвердили Концепцию формирования общего финансового рынка ЕАЭС. В Концепции определены основные цели, принципы, этапы и основные направления формирования общего финансового рынка Союза.
Ключевыми элементами формирования общего финансового рынка являются:
- согласованное развитие регулирования и надзора за деятельностью участников финансового рынка;
- гармонизация законодательства государств - членов Союза в финансовой сфере;
- обеспечение взаимного допуска участников финансовых рынков государств-членов на рынки друг друга;
- формирование рыночной инфраструктуры, общего биржевого и платежного пространства;
- развитие и внедрение перспективных финансовых технологий;
- обеспечение защиты прав и интересов инвесторов и потребителей финансовых услуг.
В октябре 2019 года главы государств - членов ЕАЭС утвердили Концепцию формирования общего финансового рынка ЕАЭС. Реализация Концепции позволит устранить существующие барьеры для свободного движения капитала и финансовых услуг внутри Союза, обеспечить повышение доступности и разнообразие инвестиционных, банковских и страховых продуктов для частных лиц и субъектов предпринимательства.
Национальными (центральными) банками государств - членов ЕАЭС разработан график работы, направленный на реализацию Концепции формирования общего финансового рынка ЕАЭС.
Построение общего финансового рынка ЕАЭС будет осуществляться в два этапа. На первом этапе, до 2025 года, странам Союза необходимо провести работу по гармонизации финансового законодательства, выработать подходы к организации административного сотрудничества регуляторов финансовых рынков и в результате обеспечить взаимный допуск поставщиков финансовых услуг стран Союза на рынки друг друга.
Также государствами-членами будут определены согласованные подходы к взаимному признанию лицензий для учреждения юридического лица в банковском и страховом секторах и к трансграничной поставке финансовых услуг на рынке ценных бумаг. На втором этапе, после 2025 года, будет продолжена работа по гармонизации финансового законодательства и определению согласованных подходов к осуществлению деятельности по предоставлению финансовых услуг без дополнительного учреждения (лицензирования) в качестве юридического лица.