Файл: Мировой финансовый рынок (Роль МВФ и МББР).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом длительный срок капиталовложений в рамках ПИИ ограничивает для инвесторов возможности быстрого ухода с рынка и тем самым усиливает к ним интерес стран-импортёров ПИИ. Во многих странах реализация инвестиционных проектов с участием иностранного капитала регулируется законодательно, а в структуре исполнительной власти, как правило, присутствует государственный орган, ответственный за выработку и реализацию государственной политики в области инвестиций.

Основным стимулом интенсивного развития международного инвестиционного процесса является необходимость крупного бизнеса повышать свою конкурентоспособность на международном уровне посредством расширения деятельности на новых рынках, рационализации производства, снижения издержек, диверсификации рисков и получения доступа к ресурсам и стратегическим активам в экономиках разных государств. В настоящее время основным субъектом ПИИ являются международные компании и финансовые группы.

Основу данных о ПИИ в экономиках разных государств составляют периодические выпуски статистических отчётов серий «Balance of Payments Statistics» Международного Валютного Фонда, «World Development Indicators» Всемирного банка, «World Investment Report» Конференции Организации Объединённых Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), а также ежегодные экономические отчёты национальных статистических институтов, данные из которых аккумулируются указанными международными организациями.

2.2 Роль МВФ и МББР в системе перераспределения международных финансовых ресурсов

27 декабря 1945 года официально начали свою работу Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР) – межправительственные специализированные учреждения ООН.

Международный валютный фонд (МВФ) – межправительственная валютно‑кредитная организация.

Решение о создании МВФ было принято 44 государствами на конференции по валютно-финансовым вопросам, прошедшей в Бреттон-Вудсе (США) в июле 1944 года.

Основная задача МВФ заключается в обеспечении стабильности международной валютно-финансовой системы, системы обменных курсов и международных расчетов, которая позволяет странам (и их гражданам) вести операции друг с другом.


Деятельность МВФ сосредоточена на трех основных функциях:

– предоставление государствам-членам рекомендаций относительно принятия мер политики для достижения макроэкономической стабильности, ускорения экономического роста и уменьшения бедности;

– предоставление финансирования государствам-членам, чтобы помочь им в решении проблем платежного баланса, включая ситуации нехватки иностранной валюты, возникающие, когда их внешние платежи превышают их поступления в иностранной валюте;

– предложение технической помощи и подготовки кадров по просьбе государств-членов, чтобы помочь им в накоплении опыта и знаний и развитии институтов, необходимых для проведения обоснованной экономической политики.

Финансовые ресурсы МВФ формируются главным образом за счет взносов квот стран-членов в капитал фонда. Квоты рассчитываются по формуле, исходя, в числе прочего, из относительных размеров экономики стран-членов. Размер квоты определяет объем средств, который страны-члены обязуются предоставить МВФ, а также ограничивает объем финансовых ресурсов, который может быть предоставлен данной стране в качестве кредита. 

Квоты выражаются в специальных правах заимствования (СДР), расчетной единице МВФ. В настоящее время корзина СДР состоит из евро, японской иены, фунта стерлингов, доллара США и китайского юаня.

Стоимость СДР в долларах США определяется ежедневно и публикуется на веб-сайте МВФ. Она рассчитывается как совокупная стоимость определенных сумм каждой из валют корзины в долларах США, устанавливаемая на основе обменных курсов, которые ежедневно котируются в полдень на Лондонской бирже.

Структура корзины пересматривается каждые пять лет или ранее, если МВФ приходит к выводу о том, что изменившиеся условия требуют более раннего пересмотра, с тем чтобы обеспечить отражение ею относительного значения валют в мировой торговой и финансовой системе.

Каждое государство-член МВФ вносит до одной четверти своей квоты в форме повсеместно принимаемых иностранных валют (таких как доллар США, евро, иена или фунт стерлингов) или специальных прав заимствования (СДР). Остальные три четверти вносятся в национальной валюте страны.

Квоты определяют не только платежи государства по взносам, но и его количество голосов, сумму финансирования, которую оно может получить от МВФ, а также его долю при распределении СДР. Квоты призваны отражать относительную долю государства-члена в мировой экономике и пересматриваются раз в пять лет.


Текущие общие ресурсы МВФ составляют около 978 миллиардов СДР, доступны для кредитования – около 715 миллиардов СДР (примерно 1 триллион долларов).

Крупнейшим членом МВФ являются США с текущей квотой 82,9 миллиарда СДР (около 120 миллиардов долларов по курсу 0,69 СДР за один доллар). Россия является членом МВФ с 1992 года. Квота России составляет 12,9 миллиарда СДР (около 18,6 миллиардов долларов).

Высшим руководящим органом МВФ является совет управляющих, в который входит по одному управляющему и одному заместителю управляющего от каждого государства-члена, назначаемые на пять лет.

Совет управляющих консультируют два комитета: Международный валютно-финансовый комитет (МВФК) и Комитет развития.

МВФК является совещательным органом совета управляющих, состоит из 24 управляющих МВФ, собирается два раза в год.

Комитет по развитию – объединенный комитет Советов управляющих Всемирного банка и МВФ.

В комитет входят 25 полноправных членов МВФ и Всемирного банка (обычно министры финансов или развития). Он служит форумом для достижения межправительственного консенсуса по важнейшим вопросам развития.

Повседневной работой руководит исполнительный совет в составе 24 членов.

Директор-распорядитель МВФ одновременно является председателем исполнительного совета МВФ и руководителем персонала МВФ. Директор МВФ назначается исполнительным советом на пятилетний срок, ему помогают четыре заместителя.

С 1 октября 2019 года должность директора-распорядителя МВФ занимает Кристалина Георгиева.

Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне (округ Колумбия, США).

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) – межгосударственная валютно-финансовая организация, созданная с целью стимулирования экономического развития стран, пострадавших во время Второй мировой войны.

МБРР был учрежден одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 году.

Соглашение о МБРР официально вступило в силу 27 декабря 1945 года, но банк начал функционировать с 1946 года.

Формально МБРР является специализированным учреждением ООН в составе Всемирного банка, однако в соответствии с Уставом банка и соглашением, подписанным между ООН и МБРР, Банк фактически независим в своих решениях.

Акционерами МБРР являются правительства 189 государств-членов. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ.

МБРР предоставляет займы, гарантии, продукты управления рисками и консультационные услуги странам со средним уровнем дохода, а также наиболее кредитоспособным странам с низким уровнем дохода. Помимо этого, МБРР осуществляет координацию мер реагирования на региональные и глобальные проблемы.


МБРР финансирует проекты во всех секторах и предоставляет техническую помощь и экспертную поддержку на различных стадиях проектов.

В отличие от коммерческого кредитования, финансирование МБРР удовлетворяет потребности стран-заемщиц не только в необходимых им средствах, но и служит каналом передачи накопленного международного опыта и знаний, а также технической помощи.

Консультационные услуги в области государственного долга и управления активами помогают правительствам, государственным учреждениям и организациям, занимающимся вопросами развития, укреплять институциональный потенциал, необходимый для сохранения и наращивания финансовых ресурсов.

МБРР привлекает основную часть своих финансовых ресурсов на мировых рынках капитала.

Высокий кредитный рейтинг (по версии Moody’s – Aaa; по версии Standard & Poor’s – AAA) позволяет организации привлекать средства по низкой стоимости и предлагать их развивающимся странам со средним уровнем дохода на более выгодных условиях. За более 70-летнюю историю МБРР привлек почти один триллион долларов.

МБРР получает ежегодный доход за счет прибыли на собственный капитал и небольшой маржи по предоставленным займам, что позволяет организации покрывать свои операционные расходы, пополнять резервы с целью укрепления финансового потенциала, а также обеспечивать ежегодные отчисления средств в бюджет Международной ассоциации развития – фонда помощи беднейшим странам.

Международный банк реконструкции и развития и Международная ассоциация развития образуют Всемирный банк. Вместе с Международной финансовой корпорацией, Многосторонним агентством по гарантированию инвестиций и Международным центром по урегулированию инвестиционных споров они составляют Группу Всемирного банка.

Совет управляющих – высший орган МБРР, в котором каждая страна представлена национальным управляющим.

Совет директоров – исполнительный орган, принимает решения о политике Банка, утверждает предоставление займов. Состоит из 25 членов.

Шесть исполнительных директоров представляют шесть государств-членов, обладающих крупнейшими пакетами акций, а другие страны-члены представлены выборными исполнительными директорами.

Исполнительные директора осуществляют руководство общей операционной деятельностью и определяют стратегические направления работы Банка, а также представляют позиции государств-членов относительно роли Банка. Исполнительные директора выбирают президента на пятилетний срок. С апреля 2019 года эту должность занимает Дэвид Малпасс.


2.3 Международные финансовые центры и проблемы перераспределения ресурсов

Инвестиции - это долгосрочные вложения финансовых, материальных, и иных ресурсов в различные сферы деятельности согласно инвестиционной программе или плану. Главным объектом инвестиций является получение достаточного (запланированного) уровня прибыли с учтём максимального спектра угроз потери инвестируемого капитала.

В настоящее время выделяют следующие виды инвестиции: прямые, портфельные, рисковые, аннуитет. Прямые характеризуются - вложениями в уставный капитал хозяйствующего субъекта. Портфельные характеризуются - приобретением ценных бумаг и других активов непроизводительного характера. Рисковые или венчурный капитал характеризуется - инвестированием в новые сферы деятельности - в инновации. Аннуитетные характеризуются - вкладами, приносящими определённый доход через регулярные промежутки времени.

Пока нельзя однозначно сказать, как текущие международные условия оказали влияние на активность инвестиционной политики, но одно можно точно отметить, что проблемы в оценки ее эффективности и неопределённость существенно выросли. Скорее всего 2020-й завершится сильным провалом международных инвестиций из-за ситуации с опасениями по второй волне COVID-19, к примеру в объёме венчурных сделок, инвестирования в туристические отрасли, нефтегазовые проекты, что повлияет на эффективность инвестиционных программ, которые хотели инвестировать в данные сектора, так как нормы прибыли от них уже были просчитаны и ожидаемы. Теперь же, придаться искать новые объекты инвестирования и вырабатывать новую адаптированную инвестиционную политику в условиях высокой неопределенности.

Скорее всего, некоторые инвестиции сейчас перестанут работать совсем или значительно снизят свою активность. Основной причиной будет общая психологическая атмосфера неопределённости. Инвестиционная деятельность характеризуется системным, прагматичным подходом, если инвестор не понимает, не видит будущего проекта, то инвестиционные ресурсы предоставлены не будут [1]. Учитывая текущую мировую ситуация и угрозу второй волны CОVID-19, говорить о том, что инвесторам ясна стратегия выхода из текущего кризиса, не приходится. В этих условиях инвестиционная политика будет сдержанной, так как «длинные» риски не поддаются точному расчету, что опять на прямую влияет на эффективность и безопасность инвестиций.