Файл: Процессы принятия решений в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важным требованием управленческого решения является полномочность (властность) решения - строгое соблюдение субъектом управления тех прав и полномочий, которые ему предоставлены высшим уровнем управления. Сбалансированность прав и ответственности каждого органа, каждого звена и каждого уровня управления - постоянная проблема, связанная с неизбежным возникновением новых задач развития и отставанием от них системы регламентации и регулирования.

Эффективность управленческого решения означает, что оно является наилучшим из возможных решений в отношении ожидаемого итога к затратам.

Управленческие решения отличает наличие следующих особенностей:

Цели. Субъект управления принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации;

Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения ее руководителей могут серьезно отразиться на социально-экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы;

) Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определенное разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) - реализацией уже принятых решений;

) Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений - гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определенными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определенные решения.

Таким образом, управленческое решение - это выбор оптимальной альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции с учетом факторов внешней и внутренней среды организации и направленный на достижение целей организации.
    Стандартное решение представляет собой наиболее распространенный тип решений и  аналитические шаги, необходимые  для его принятия, применимы также  и для остальных типов решений. При принятии решений используется свой опыт с первого шага и в  ходе всего этого процесса. При  принятии решений можно пасть  жертвой «излюбленных» альтернатив. В этом процессе предпочтение «излюбленному  варианту» может исказить весь анализ и привести к заранее известному выбору. Цель упорядоченного подхода  к принятию решений – повысить объективность и обеспечить учёт всех важных данных. Процесс принятия решений выдвигает требование по созданию базы данных, которая затем используется для отсеивания и исключения менее желательных альтернатив. Конечный результат здесь – однозначный выбор, но он не имеет характера безоговорочной правильности истинной причины проблемы. Всё, что можно сделать, так это уменьшить число альтернатив настолько, чтобы можно было легче сделать наилучший выбор.
    Вот основные шаги в процессе принятия решений: 1) Постановка- цели решения; 2) установление критериев решения; 3) разделение критериев (ограничения, желательные характеристики); 4) выработка альтернатив; 5)сравнение альтернатив; 6) оценка риска (вероятность, серьёзность); 7)принятие решения.


1.3 Принятие управленческих решений в условиях неопределенности и риска

В самом широком смысле риск-это опасность возникновения ущерба. Предметом риска при принятии решений являются потери ресурсов: материальные, трудовые, финансовые, информационные, интеллектуальные или недополученные доходы (ниже ожидаемых) т.е, если риск не оправдался, лицо, принимающее решение может в худшем случае понести потери затраченных средств (сверх запланированных), либо недополучить сумму ожидаемых доходов. Для принятия решений в условиях неопределенности и риска важно знать математические основы этого процесса.

В отечественной экономике на данном этапе ее развития риск в процессе принятия решений особенно вероятен вследствие не уменьшающейся неопределенности политической ситуации, неустойчивости экономической среды, отсутствия гарантии получения ожидаемого результата, предотвращения потерь. В рыночной экономике неизмеримо расширилось рисковое поле, с одной стороны, за счет проявления случайных факторов во взаимоотношениях потребителей с производителями и иными элементами внешней среды[1].

Неопределенность — свойство объекта принятия решения, выражающееся в его неотчетливости, неясности, необоснованности, при водящее к недостаточной возможности для лиц, принимающих решение, осознания, понимания, определения его настоящего и будущего состояния.

Риск — возможная опасность, действие наудачу, требующее, с од ной стороны, смелости в надежде на счастливый исход, с другой — учета математического обоснования степени риска.

Практика принятия решений характеризуется совокупностью условий и обстоятельств (ситуацией), создающих определенные от ношения, обстановку, положение в системе принятия решений. Учитывая количественные и качественные характеристики информации, находящейся в распоряжении лиц, принимающих решения, выделяют решения, принимаемые в условиях:

•определенности (достоверности);

•неопределенности (ненадежности);

•риска (вероятностной определенности).

В условиях определенности лица, принимающие решения, достаточно точно определяют возможные альтернативы решения. Однако на практике трудно оценить факторы, создающие условия для принятия решения, поэтому ситуации полной определенности чаще все го отсутствуют.


Источниками неопределенности ожидаемых условий в развитии предприятия могут служить поведение конкурентов, персонала организации, технические и технологические процессы и изменения конъюнктурного характера. При этом условия могут подразделяться на социально политические, административно законодательные,

производственные, коммерческие, финансовые. Таким образом, условиями, создающими неопределенность, являются воздействия факторов внешней и внутренней среды организации[9].

Снижение неопределенности, необходимой для принятия решения, на практике обеспечивается:

•сбором информации, уменьшающей неопределенность ожиданий;

•обработкой информации методами анализа, прогноза, сценария и определения причин, форм и последствий неопределенности;

•разработкой моделей, адекватных складывающимся ситуациям, и получением в результате моделирования значений целевых вели чин, функциональных зависимостей состояний объекта управления и окружающей его среды.

В рыночных условиях наряду с ситуациями неопределенности

ириска как следствие конкурентной борьбы возникает конфликт. В такой ситуации одна из сторон выигрывает за счет проигрыша другой

Управление риском - процесс изучения параметров объекта и субъекта риска, внешних и внутренних факторов, влияющих на объект и поведение субъекта риска, его оптимизации, учета и контроля, мотивации и регулирования выполнения работ по управлению риском.

Виды рисков:

1.Промышленные риски - опасность нанесения ущерба предприятию и третьим лицам, связанного с негативными последствиями для объекта риска в результате нарушения нормального хода производственного процесса.

2.Экологические риски - вероятность наступления гражданской ответственности за нанесение ущерба окружающей среде, а также жизни и здоровью третьих лиц.

3.Инвестиционные риски - связаны с возможностью недополучения или потери прибыли в ходе реализации инвестиционных проектов.

4.Кредитные риски - связаны с возможным невозвратом суммы кредита и процентов по нему.

5.Технические риски - сопутствуют строительству новых объектов и их дальнейшей эксплуатации.

6.Предпринимательские риски - подразделяются на внешние (связаны с нанесением убытков и неполучением предпринимателем ожидаемой прибыли вследствие нарушения обязательств его контрагентами или по другим, не зависящим от него обстоятельствам) и внутренние (зависят от способности предпринимателя организовать производство и сбыт продукции).


7.Финансовые риски - возникают в процессе управления финансами организации.

8.Коммерческие риски - связаны с возможностью недополучения прибыли или возникновения убытков в процессе проведения торговых операций.

9.Страховые риски - возникают при осуществлении предпринимателями и инвесторами деятельности на территории других стран. Доход от бизнеса может уменьшиться в случае неблагоприятного изменения политической или экономической ситуации в стране.

10.Политические риски - являются важнейшей составной частью страховых рисков. Суть их заключается в возможности недополучения дохода или потери собственности иностранного предпринимателя или инвестора вследствие изменения социально-политической ситуации в стране.

Управление рисками целесообразно проводить по двум направлениям: снижение уровня риска и создание резервов для компенсации возможных потерь. Оба направления должны быть учтены при разработке управленческого решения. При РУР также необходимо проводить экспертизу альтернатив, оценку рисков и организацию страховых мероприятий, которые заключается в следующих процедурах: 1. Лимитирование рисков, т. е. установление предела риска, при котором альтернативы с рисками выше заданного не оцениваются по остальным критериям, несмотря на их привлекательность; 2. «закладка» в УР необходимых процедур контроля за выполнением УР; 3. создание специальных резервных фондов, обеспечивающих компенсацию возможных потерь в ходе реализации УР; 4. страхование рисков, связанных с выполнением УР в страховых организациях.

Глава 2. Анализ практики и подготовки управленческих решений.

Цели, типология и классификация управленческих решений. Анализ организации процесса разработки и принятия управленческого решения на предприятии, роль руководителя в этом процессе. Совершенствование внутреннего аутсорсинга функций управления персоналом.

    Существует большое число различных методов принятие управленческих решений. Применительно к управлению все решения можно классифицировать как: общие; организационные; запрограммированные; незапрограммированные; рациональные; нерациональные; вероятностные; решения в условиях неопределенности; интуитивные; на основе компромисса; альтернативные.


Решение проблем управленческого характера на ЗАО «ЭСТ», как и управление, - процесс, ибо речь идет о нескончаемой последовательности взаимосвязанных шагов. Руководитель ЗАО «ЭСТ» заботится не столько о решении как таковом, сколько обо всем, связанном и проистекающим из него. Для решения проблемы требуется не единичное решение, а совокупность выборов. Поэтому, хотя процесс решения проблемы мы представляем как пятиэтапный (плюс внедрение и обратная связь), фактическое число этапов определяется самой проблемой

Диагностика проблемы. Первый шаг на пути решения проблемы - определение или диагноз, полный и правильный. Существуют два способа рассмотрения проблемы. Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Другими словами вы узнаете о проблеме потому, что не случается то, что должно было случиться. Поступая так, вы сглаживаете отклонения от нормы.

Методы организационного нормирования. Эти методы служат основой производственных процессов и процессов управления. Методы организационного нормирования также делятся на более мелкие группы.

К примеру, мастер рыбопосолочного цеха ЗАО «ЭСТ» может установить, что производительность его участка ниже нормы. Это будет реактивное управление, его необходимость очевидна. Однако слишком часто руководители подразделений ЗАО «ЭСТ» рассматривают в качестве проблем только ситуации, в которых что-то должно произойти, но не произошло.

Для выявления причин возникновения проблемы необходимо собрать и проанализировать требующуюся внутреннюю и внешнюю (относительно органики) информацию. Информацию можно собирать и неформально, ведя беседы с работниками ЗАО «ЭСТ» о сложившейся ситуации и делая личные наблюдения. Например, мастер может обсудить проблему производительности с рабочими и передать полученную информацию наверх.

Формулировка ограничений и критериев принятия решения. Когда руководитель какого либо подразделения ЗАО «ЭСТ» диагностирует проблему с целью принятия решения, он должен отдавать себе отчет в том, что именно можно с нею сделать. Многие возможные решения проблем организации ЗАО «ЭСТ» не будут реалистичными, поскольку либо у руководителя, либо у организации недостаточно ресурсов для реализации принятых решений. Кроме того, причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации силы - такие, как законы, которые руководитель не властен изменить.

Существенным ограничителем всех управленческих решений на ЗАО «ЭСТ» является определяемое высшим руководящим звеном сужение полномочий всех членов организации, то есть менеджер может принимать или осуществлять решение только в том случае, если высшее руководство наделило его этим правом.