Файл: Основные функции в системе менеджмента (Анализ основных функций менеджмента).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы функций управления в системе менеджмента
1.1. Возникновение функций менеджмента
1.2. Содержание основных функций менеджмента
Глава 2. Анализ основных функций менеджмента на предприятии
2.1. Общая характеристика ООО «Глобус»
2.2. Анализ основных функций менеджмента
Глава 3.Рекомендации по совершенствованию функций менеджмента на предприятии
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время, говоря об оценке эффективности деятельности компании, анализируется деятельность руководителей подразделений, т. е. менеджмента. Успех любого бизнеса во многом зависит от его эффективности. Хорошие менеджеры должны принимать правильные управленческие решения, грамотно распоряжаться всеми доступными ресурсами, делать так, чтобы бизнес мог использовать любые открытые для него возможности. В то же время менеджмент должен предвидеть и действовать против любых угроз, стоящих на пути к благосостоянию компании.
Человек, занимающий руководящую должность внутри организации, должен мыслить стратегически и концептуально, чтобы достичь организационных целей. На современном предприятии, менеджмент представляет собой гораздо больше, чем просто указывать другим, что делать. В научной литературе менеджмент описывается как социальный процесс, включающий ответственность за экономичное и эффективное планирование и регулирование деятельности предприятия при выполнении данных целей. Это динамический процесс, состоящий из различных элементов и видов деятельности. Эти действия отличаются от оперативных функций, таких как маркетинг, финансы, и т. д.
Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что управление можно рассматривать с позиций процессного подхода, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций. Поэтому, эффективное построение данных функций особенно важно, когда в нестабильных Российских условиях грамотное управление позволяет компаниям успешно функционировать.
Основной целю данной курсовой работы, является раскрытие основных функций менеджмента и их анализ на конкретном предприятии.
Объект исследования – основные функции менеджмента.
Предмет исследования – компания ООО «Глобус».
Задачами курсовой работы являются:
- раскрыть содержание основных функций менеджмента;
- дать краткую характеристику предприятия;
- провести анализ функций менеджмента на предприятии;
- выявить сильные и слабые стороны процесса реализации функций менеджмента на предприятии;
- разработать рекомендации по совершенствованию функций менеджмента на анализируемом предприятии.
Глава 1. Теоретические основы функций управления в системе менеджмента
1.1. Возникновение функций менеджмента
Анри Файоль был первым человеком, который определил функции управления в своей классической книге «Общее и промышленное управление» 1916 года.[1] Файоль был управляющим директором крупной французской угледобывающей фирмы и писал свою книгу в основном на своем опыте практикующего менеджмента. Файоль определил пять функций или элементы управления: планирование, организацию, мотивирование, координацию и контроль. Файоль утверждал, что эти функции универсальны в том смысле, что все менеджеры выполняли их в ходе своей работы, независимо от того, работали ли менеджеры в деловых, военных или правительственных предприятиях.[2]
Файоль определил планирование с точки зрения прогнозирования будущих условий, постановки целей и разработки средств для их достижения. Файоль признал, что эффективное планирование должно также учитывать неожиданные непредвиденные обстоятельства, которые могут возникнуть. Файоль определил организацию, предусматривающую структурирование деятельности и отношений внутри фирмы, а также подбор, оценку и обучение персонала. По словам Файоля, координирование в качестве управленческой функции касалось личного надзора подчиненных и привлекло их к объединению усилий для достижения целей. Файоль подчеркнул важность того, чтобы руководители понимали людей, которые работали на них. Автор видел функцию координации как гармонизацию всех различных видов деятельности фирмы. Целью контроля было выявить отклонения от целей и планов и предпринять корректирующие действия.
Работа Файоля была не известна за пределами Европы, но после 1949 года, когда перевод его работы появился в Соединенных Штатах, он получил мировое признание. Его обсуждение практики управления как процесса, состоящего из конкретных функций, оказало огромное влияние на ранние управленческие тексты, появившиеся в 1950-х годах.[3]
К началу 1970-х годов некоторые эксперты предположили, что функции управления, описанные Файолем, не являются точным описанием реальности рабочих мест менеджеров. Главным среди критиков функционального подхода был Генри Минцберг.[4] Он утверждал, что функциональная или процессуальная школа управления была «фольклором», и что функции управления, такие как планирование, организация, управление и контроль, не точно отображали хаотичный характер управленческой работы. Он считал, что функциональный подход к управленческой работе ложно передал ощущение, что менеджеры тщательно и сознательно оценивали информацию до принятия управленческих решений. Основываясь на наблюдательном исследовании пяти руководителей, Минцберг пришел к выводу, что труд руководителей может быть представлен тремя наборами ролей: межличностные роли, информационные роли и роли принятия решений.
Теория Минцберга и полезность функций управления привлекла огромное внимание и привела к нескольким эмпирическим исследованиям, призванным определить, было ли наиболее точным описание его или Анри Файоля. Хотя это исследование показало, что менеджеры выполнили определенные роли, но функции управления являются полезным способом описания управленческой работы.
Важно отметить, что ученые продолжают обсуждать этот вопрос. Исследования Дэвида Ламонда свидетельствуют о том, что оба подхода имеют определенную ценность, а подход Файоля описывает идеальную управленческую работу.
Таким образом, мы хотим сделать общий вывод, что, хотя Минцберг и предложил подлинное понимание повседневной деятельности практикующих менеджеров, функции управления по-прежнему представляют собой очень полезный способ классификации деятельности управленцев.
Согласно процессному подходу, управление - это отдельная интеллектуальная деятельность, состоящая из нескольких функций. Теоретики процесса считают, что все менеджеры, независимо от их отрасли, организации или уровня управления, выполняют данные функции. Процессуальная школа управления стала доминирующей парадигмой для изучения менеджмента, а функции управления стали наиболее распространенным способом описания характера управленческой работы.
Таким образом, основные функции менеджмента состоят из планирования, организации, мотивации, координации и контроля. (см. рис.1.1).
Функции менеджмента
Рис. 1.1. Функции менеджмента
От того, насколько качественно и объективно будет построена данная система, будет зависеть успех всей деятельности компании. Мы считаем, что именно грамотное управление способно повлиять на результаты работы всего предприятия и, тем самым, повысить эффективность его функционирования. Ознакомимся с данными функциями более подробно в следующем параграфе курсовой работы.
1.2. Содержание основных функций менеджмента
Любая деятельность должна начинаться с планирования. Функция планирования включает в себя определение цели и наиболее эффективного курса действий, необходимого для достижения поставленных задач. Как правило, планирование предполагает гибкость, поскольку планировщик должен координировать свои действия со всеми уровнями управления и руководством в организации.[5] Планирование также предполагает знание ресурсов компании и будущих целей бизнеса.
Планирование - это процесс, состоящий из нескольких этапов. Процесс начинается с проверки окружающей среды. Это означает, что менеджеры должны знать о критических непредвиденных обстоятельствах, с которыми сталкивается их организация с точки зрения экономических условий, их конкурентов и их клиентов. Затем менеджеры должны попытаться прогнозировать будущие условия. Эти прогнозы составляют основу для планирования. Менеджеры должны устанавливать цели, которые определяют, чего необходимо достичь и в какие сроки. Затем, они должны определить альтернативные направления действий для достижения целей и выбрать лучший вариант. Таким образом, можно сделать вывод, что при анализе функции планирования выделяют такие составляющие анализа, как миссия, цели и стратегии.
Главной целью функции организации является создание организационной структуры и культуры. Организационная структура является основой компании. Без нее повседневная работа бизнеса становится сложной. Организация предполагает постановку задач и определение обязанностей и определенных навыков, необходимых для выполнения задач. Организационная структура в научной литературе определяется следующими показателями:
- Специализация.
- Департаментализация.
- Командная цепочка.
- Норма управляемости.
- Централизация/децентрализация.
- Формализация.
В зависимости от данных показателей формируется организационная структура конкретного предприятия.[6] Организационная функция ведет руководство к систематической и правильной организации его деятельности. Организация - это процесс определения и группировки выполняемых работ, определения и делегирования ответственности и полномочий, установления отношений с целью обеспечения максимально эффективной работы людей.
Можно сделать вывод, что данная функция предполагает принятие решений о том, как наилучшим образом организовать рабочие места.
В каждой организации различные виды работы выполняются отделами и рабочими группами, и ни один из них сам по себе не сможет достичь задач организации в целом. Следовательно, становится необходимым согласовать деятельность отелов и рабочих групп. Эта функция управления известна как функция координации. Она обеспечивает единство действий между отдельными лицами, рабочими группами и отделами и обеспечивает гармонию в осуществлении различных видов деятельности и задач, с тем, чтобы эффективно достичь организационных целей.[7] Хотим отметить, что концепция координации всегда применяется к групповым усилиям. Нет необходимости в координации, когда работает только один человек.
Согласно Ивановой Т.Ю.[8] функция координации включает в себя такие составляющие, как коммуникация и принятие решений.
Коммуникация – это процесс обмена информацией между двумя и более людьми при условии активной роли обоих субъектов.[9] Можно сказать, что коммуникацию можно охарактеризовать, как процесс передачи определенного смысла и его понимание.
Процесс принятия решений можно охарактеризовать как выбор из возможных вариантов действий.[10]
Также, необходимо не просто нанять сотрудника и позволить ему выполнять свои должностные обязанности, но и создать действенную систему мотивации внутри подразделения, которая способствует повышению производительности труда.
Казначевская Г.Б.[11] определяет мотивацию, как процесс побуждения себя и других к эффективному труду. В современной среде организация сильно зависит от уровня мотивации своих сотрудников. Согласно Зарецкому А.Д., [12] мотивированные сотрудники имеют решающее значение для успеха организации. Организация может достичь определенного уровня успеха без высокомотивированных сотрудников, но она редко достигает своего полного потенциала. Поэтому организации необходимо выяснить, что мотивирует своих сотрудников, чтобы она могла соответствующим образом спланировать систему вознаграждения и получить лучшие результаты. Правильное сочетание материальных и нематериальных вознаграждений может повысить мотивацию работы сотрудников и повысить их приверженность к компании.
Теории мотивации можно разделить на две категории: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основаны на потребностях людей. Эти теории пытаются объяснить, почему потребности людей со временем меняются и поэтому сосредоточены на конкретных факторах, которые мотивируют их. Эти теории в целом объясняют мотивацию как продукт внутренних побуждений, которые заставляют человека поступать определенным образом. Основными теориями содержания мотивации являются:
- иерархия потребностей Маслоу;
- теория знаний Макклелланда;
- теория Альдерфера;
- гигиенические факторы мотивации Ф. Герцберга.
Процессуальные теории пытаются объяснить, как происходит изменение поведения и почему люди действуют по-разному в одних и тех же ситуациях. Данные теории сосредотачиваются на том, как индивидуальные потребности сотрудника влияют на его собственное поведение. Эти теории исходят из ранних когнитивных теорий, в которых утверждается, что поведение является результатом сознательных процессов принятия решений. Основными процессами теории мотивации являются: