Файл: Данные налогового учета и порядок их подтверждения (Понятие и сущность налогового учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ст.251 Налогового кодекса РФ указаны доходы, которые не учитываются при определении налоговой базы [1].

 Расходами, в соответствии со ст. 252 Налогового кодекса РФ, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, которые были понесены налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами призвано понимать экономически оправданные затраты, оценка которых выражается преимущественно в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами принято понимать затраты, которые подтверждены документами, которые оформлены согласно российскому законодательству.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода [20].

Расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Состав расходов, связанных с производством и реализацией, подробно разбирается в статьях 253‑264 НК РФ.

В состав внереалиционных расходов включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. Перечень их приведен в статье 265 НК РФ. Расходы организации, не учитываемые в целях налогообложения, указаны в статье 270 НК РФ.

 Для целей бухучета п.4 ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» подразделяет все доходы и расходы на следующие группы [4]:

- по обычным видам деятельности;

- операционные;

- внереализационные;

- чрезвычайные [19].

Наличие первой группы расходов и доходов не вызывает никаких возражений, выделение в определенную группу чрезвычайных расходов также в определенной степени оправдано. Пользователи финансовой отчетности должны иметь данные о последствиях чрезвычайных обстоятельств, которые имеют место на предприятии (стихийное бедствие, пожар, авария и пр.).

Применительно доходов и расходов второй и третьей групп, то их наличие является надуманным. В ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 отсутствует определение как операционных, так и внереализационных доходов и расходов, представлен только их перечень [4].

Собственнику или пользователю финансовой отчетности важно знать вид и величины доходов и расходов безотносительно того, как их склассифицировать. В этом отношении их можно подразделить на следующие группы:

- связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг) – аналог доходов и расходов по обычным видам деятельности в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99;


- внереализационные – аналог операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов и расходов в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.

Таким образом, сущность налоговой политики организации состоит в разработке системы методов и приемов ведения и организации отношений с контрагентами, которая оптимизирует величину налогов при соблюдении налогового законодательства [20].

3. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА В РОССИИ

Достаточно выраженным инструментом налоговой политики для регулирования деловой активности предприятий со стороны государства выступает основной налог для организаций - налог на прибыль.

Финансовый результат предприятий напрямую зависит от величины, способа исчисления и уплаты налога на прибыль в настоящем и последующем периоде, а также оказывает воздействие на финансовую стратегию, инвестиционную привлекательность и иные стратегические решения, представляя тем самым деловую активность [20].

В системе налогового планирования предприятия налог на прибыль занимает особую позицию. При его исчислении достаточно четко формируются противоречия между налоговым и бухгалтерским учетом, требующие в своем роде их максимального сближения и устранения двойственности.

В современное время в налоговом учете имеется множество различных проблем, которые связаны с исчислением и порядком уплаты налога на прибыль предприятий.

Возникают и частные проблемы при исчислении данного налога, которые связаны с особенностями расчета сумм платежей по определенным хозяйственным операциям, которые имеют свои затраты и свой экономический эффект [19].

В результате чего, такие нюансы побуждают уклонение от уплаты налога, сокрытие определенной части прибыли, наличие двойных стандартов, что несомненно действует во вред государству и обществу в целом. Так, один из важнейших вопросов при начислении налога на прибыль предприятий вытекает из - за отличий в налоговом и бухгалтерском учетах [6,c.34].

Бухгалтерская прибыль, фиксируемая непосредственно в «Отчете о прибылях и убытках», в основном не идентична налогооблагаемой прибыли, которая зафиксирована в отчетных налоговых документах по налогу на прибыль организации.


Для минимизации этой разницы было введено Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02. Данное положение базируется на следующем принципе - основой для расчета прибыли являются непосредственно действия субъекта хозяйствования, осуществляемые предприятием в налоговом периоде [2].

Соответственно, при сравнении отражения аналогичных операций в различных учетах можно определить факторы расхождения данных по бухгалтерскому и налоговому учетах.

Установление различий и отражение в бухучете величины налога на прибыль, который определяется на их основе, базируется на положениях ПБУ 18/02. Такое изменение в бухучете также имело целью приближение отечественных правил ведения бухучета к международным стандартам, что и удалось практически, но только с позиции бухгалтерского учета, а не налогового.

В статье 270 НК РФ представлен список расходов, которые не выступают базой для взимания налога на прибыль. Необходимо заметить, что перечень этот довольно-таки обширный, поэтому выделим наиболее часто встречающиеся [1]:

- расходы в качестве сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и иных сумм прибыли после налогообложения;

- расходы в качестве пени, штрафов и иных санкций, которые перечисляются в бюджет, а также штрафов и иных санкций, которые взимаются госучреждениями, которым российским законодательством дано право наложения отмеченных санкций [6,c.89];

- расходы в качестве суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

- расходы по приобретению и формированию амортизируемого имущества, а также расходы, произведенные в результате достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и пр.;

- расходы в качестве взносов на добровольное страхование и иные [20].

Таким образом, на предприятиях вынужденно осуществляется ведение двух самостоятельных систем учета – налогового и бухгалтерского, что влечет за собой возникновение новых дополнительных затрат, которые могут оказаться достаточно значимыми для предприятия. Как показывает практика последних лет, изменение вышеуказанных стандартов бухучета в части расчета налога на прибыль, так и не дало всего комплекса положительных результатов. Возможно, это связано с тем, что нельзя корректировать стандарты только одного вида учета без соответствующей корректировки смежного, каким и является налоговый учет.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что налоговый учет проводится в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, которые производятся налогоплательщиком в течение отчетного периода, а также обеспечения сведениями внутренних и внешних пользователей для проведения контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Все налогоплательщики должны осуществлять налоговый учет по налогу на прибыль в специальных регистрах. Налоговый учет организуется своими силами, а порядок его ведения закрепляется в учетной налоговой политике предприятия. Регистры налогового учета, в которых ведется учет, тоже разрабатываются самостоятельно, так как налоговые органы определять обязательные учетные формы не вправе.

В целях осуществления налогового контроля предприятия подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту их нахождения, месту нахождения их обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств.

В современное время достаточно активно развивается тенденция, которая направлена на то, чтобы система регулирования бухучета стала обособленной, от каких бы то ни было, налоговых вопросов. Данный процесс положительно сказывается и на эффективности налогообложения и на качестве финансовой отчетности организации.

Налоговый учет непосредственно освобождается от лишних бухгалтерских компонентов, которые, не связаны напрямую с налогообложением. Бухучет, в свою очередь, освобождается от факторов, которые могут оказать некоторое влияние и исказить отчетные показатели.

Так, сущность налоговой политики организации состоит в разработке системы методов и приемов ведения и организации отношений с контрагентами, которая оптимизирует величину налогов при соблюдении налогового законодательства.

Достаточно выраженным инструментом налоговой политики для регулирования деловой активности предприятий со стороны государства выступает основной налог для организаций - налог на прибыль.

Финансовый результат предприятий напрямую зависит от величины, способа исчисления и уплаты налога на прибыль в настоящем и последующем периоде, а также оказывает воздействие на финансовую стратегию, инвестиционную привлекательность и иные стратегические решения, представляя тем самым деловую активность.


В системе налогового планирования предприятия налог на прибыль занимает особую позицию. При его исчислении достаточно четко формируются противоречия между налоговым и бухгалтерским учетом, требующие в своем роде их максимального сближения и устранения двойственности.

В современное время в налоговом учете имеется множество различных проблем, которые связаны с исчислением и порядком уплаты налога на прибыль предприятий.

Возникают и частные проблемы при исчислении данного налога, которые связаны с особенностями расчета сумм платежей по определенным хозяйственным операциям, которые имеют свои затраты и свой экономический эффект.

В результате чего, такие нюансы побуждают уклонение от уплаты налога, сокрытие определенной части прибыли, наличие двойных стандартов, что несомненно действует во вред государству и обществу в целом. Так, один из важнейших вопросов при начислении налога на прибыль предприятий вытекает из - за отличий в налоговом и бухгалтерском учетах.

Таким образом, на предприятиях вынужденно осуществляется ведение двух самостоятельных систем учета – налогового и бухгалтерского, что влечет за собой возникновение новых дополнительных затрат, которые могут оказаться достаточно значимыми для предприятия. Как показывает практика последних лет, изменение вышеуказанных стандартов бухучета в части расчета налога на прибыль, так и не дало всего комплекса положительных результатов. Возможно, это связано с тем, что нельзя корректировать стандарты только одного вида учета без соответствующей корректировки смежного, каким и является налоговый учет.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые источники

1.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 06.06.2019).

2.Приказ Минфина России от 19.11.2002 N 114н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02».

3.Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)».

4. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99».

Учебные пособия, монографии

5.Абрютина М.С. Анализ финансово – экономической деятельности предприятия: Учебник / М.С. Абрютина. – М.: Дело и сервис, 2014.– 472с.