Файл: Данные налогового учета и порядок их подтверждения (Понятие и сущность налогового учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимость заполнения иных регистров налогового учета может появиться в случае, если организация осуществляет несколько видов деятельности, или совершает операции, облагаемые налогом в особом порядке [4,c.23].

Таким образом, все налогоплательщики должны осуществлять налоговый учет по налогу на прибыль в специальных регистрах. Налоговый учет организуется своими силами, а порядок его ведения закрепляется в учетной налоговой политике предприятия. Регистры налогового учета, в которых ведется учет, тоже разрабатываются самостоятельно, так как налоговые органы определять обязательные учетные формы не вправе.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ В РОССИИ

2.1 Постановка создаваемой организации на налоговый учет

Все организации подлежат постановке на налоговый учет. Встать на учет в налоговой инспекции юридическое лицо должно (пункт 1 статьи 83 Налогового кодекса РФ) [1]:

- при первоначальной регистрации в виде юридического лица по месту своего нахождения;

- по месту нахождения своих обособленных подразделений;

- по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств и др.

Исходя из положений гражданского законодательства, юридическое лицо признается созданным с того дня, когда запись о нем была внесена в Единый государственный реестр юридических лиц  пункт 8 статьи 51 Гражданского кодекса РФ). Согласно данным записям производится и постановка на налоговый учет (пункт 3 статьи 83 Налогового кодекса РФ).

Регистрацией предприятий занимается непосредственно налоговая служба РФ. Она также производит постановку на налоговый учет организаций при их регистрации [4,c.88].

Регистрация предприятия начинается с подготовки следующих документов:

- заявление о госрегистрации организации по форме № Р11001, код по КНД 1111501;

- решение об образовании юридического лица (протокол, договор или иной документ) [17,c.115];

- учредительные документы. Обычно это устав, который утвержден его учредителями или учредительный договор;

- квитанция об уплате государственной пошлины в размере 4 000 руб;


- выписка из реестра иностранных юридических лиц, если учредителем выступает такое лицо.

Представить данные документы можно следующими способами:

- заявитель вправе подать их в Инспекцию федеральной налоговой службы лично (либо через своего представителя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности);

- переслать в налоговую ценным письмом с описью вложения;

- направить в Инспекцию федеральной налоговой службы документы в электронном виде [6,c.112].

Таким образом, в целях осуществления налогового контроля предприятия подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту их нахождения, месту нахождения их обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств.

2.2  Альтернативные варианты организации налогового учета

В современное время достаточно активно развивается тенденция, которая направлена на то, чтобы система регулирования бухучета стала обособленной, от каких бы то ни было, налоговых вопросов. Данный процесс положительно сказывается и на эффективности налогообложения и на качестве финансовой отчетности организации [18,c.83].

Налоговый учет непосредственно освобождается от лишних бухгалтерских компонентов, которые, не связаны напрямую с налогообложением. Бухучет, в свою очередь, освобождается от факторов, которые могут оказать некоторое влияние и исказить отчетные показатели.

В отечественных компаниях налоговый учет выступает самостоятельным направлением учета фактов хозяйственной жизни. Сегодня для российских предприятий есть несколько способов ведения налогового учета. Каждый из них используется непосредственно в зависимости от масштабов и сложности ведения учета предприятия.

Средние и малые организации предпочитают использовать счета бухучета для формирования данных для налогового учета. Данный подход к ведению учета является менее трудоемким и достаточно гибким по отношению к налоговому законодательству, которое довольно-таки часто меняется. Суть подхода основана на том, что на основе первичных документов и бухучета, получают данные для налогового учета (рисунок 3).


Рисунок 3 - Налоговый учет на счетах бухгалтерского [18,c.84]

При применении данной модели учета можно выделить два варианта:

1. При условии, что регистры бухучета имеют достаточно сведений для определения налоговой базы, которая соответствует положениям налогового законодательства, то формировать отдельные регистры налогового учета не имеет смысла [8,c.56]. Главной задачей является максимальное сближение бухгалтерской и налоговой учетной политики, поэтому списание материально-производственных запасов производства, амортизация основных средств и нематериальны активов, определение производственной продукции, незавершенного производства и готовой продукции на складе должны быть одинаковыми в обоих учетах [6,c.45].

2. При условии, если бухгалтерские регистры предоставляют данные, которых недостаточно для определения налогооблагаемой базы, то предприятие имеет право самостоятельно дополнять к используемым регистрам бухучета реквизиты, тем самым формируя регистры налогового учета.

В условиях данного варианта требуется определить объекты учета, по которым правила бухгалтерского и налогового учета не совпадают. Для таких объектов требуется определить порядок использования данных бухучета в целях налогового и разработать налоговые регистры. Все это отражается непременно в учетной политике для целей налогообложения, которая утверждается соответствующим приказом руководствующего звена организации [16,c.114].

 В основном большие предприятия и крупные холдинги налоговый учет осуществляют обособленно от бухгалтерского, который стараются приблизить к Международным стандартам финансовой отчетности, для наибольшего привлечения инвестиций и прозрачности финансовой отчетности.

Для проведения налоговой политики формируется непосредственно учетная политика для целей налогообложения и концепция налогового учета, формируются самостоятельные подразделения внутри предприятия, которые функционируют на установленных компьютерных системах обработки сведений, либо финансовая отчетность может вестись профильными сторонними организациями [8,c.89].

Исходя из особенностей учета, предприятие может разрабатывать свои формы налоговых регистров (сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный период, которые сгруппированы согласно требованиям налогового законодательства).

Налоговые регистры исполняют следующие функции [15,c.67]:

- выступают отчетами по налоговому учету, которые детализируют показатели, непосредственно отраженные в декларации по налогу на прибыль;


- выступают средством автоматического расчета сумм доходов и расходов, порядок признания которых в бухгалтерском и налоговом учете различен;

- выступают средством автоматического расчета разниц по ПБУ 18/02 [2].

Некоторые организации могут взять за базу регистры бухучета. Обычно в компании разрабатываются свои методические указания, в которых прописываются специальные инструкции к каждому регистру. Также отмечается порядок ведения, заполнения, форма хранения и пр.

В условиях данной модели каждая хозяйственная операция может быть отражена дважды: в аналитических налоговых регистрах и в регистрах бухгалтерского учета. Причем в аналитических представляется лишь та информация, которая учитывается для целей налогообложения. Необходимо заметить, что это выступает безусловным достоинством автономной модели ведения налогового учета.

Представим обособленное ведение налогового учета на рисунке 4.

Рисунок 4 - Налоговый учет при параллельном ведении бухгалтерского и налогового учета [18,c.83]

Имеется подход, при котором учет осуществляется по правилам налогового учета. При применении такого подхода, можно оказать влияние на оценку аудиторов о достоверности бухгалтерской отчетности, поскольку в соответствии с пунктом 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», достоверной и полной признается такая отчетность, которая сформирована из правил, определенных нормативными актами по бухгалтерскому учету [3].

Поэтому необходимо осуществлять корректировку учетных данных, чтобы было соответствие по правилам бухгалтерского учета, а в последующем формирования бухгалтерской отчетности.

Такой способ применим организациями, для которых сдача налоговой отчетности является первоочередной.

Стало быть, налоговый учет возможно организовать следующим образом:

1.Бухгалтерский учет фактов производственно-хозяйственной деятельности предприятия производят в обычном порядке – сотрудники бухгалтерии, а налоговый учет – сотрудники службы, специально сформированной для данной цели [8,c.33].

Однако здесь имеет место несколько отрицательных моментов:

- формирование специальной налоговой службы чаще всего приводит к увеличению общего количества сотрудников, которые занимаются учетом. Также не все предприятия могут позволить себе формирование такой службы;

- по ряду операций будет дублирование учетных записей в обеих службах, так как показатели многих видов доходов и расходов, которые применяются при расчете налоговой базы, будут формироваться одинаково, как для целей бухучета, так и для целей налогообложения [15,c.66];


- для руководителей предприятий цель бухучета существенно уменьшится, ибо информацию по налогообложению прибыли они будут получать не от бухгалтерии.

2. Налоговый учет осуществляется без разработки определенных форм аналитических регистров, которые будут отличаться в различных компаниях в зависимости от условий их производственно-хозяйственной деятельности.

В ст.315 Налогового кодекса РФ определено, какие показатели должны быть отражены в налоговом учете для формирования расчета налоговой базы. К ним можно отнести следующие показатели [1]:

1. Прибыль (убыток) от реализации:

- товаров (работ, услуг) собственного производства, а также от реализации имущества и имущественных прав;

- ценных бумаг, которые не обращаются на организованном рынке;

- покупных товаров;

- финансовых инструментов срочных сделок, которые не обращаются на организованном рынке;

- основных средств;

- товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств [6,c.55].

Для обеспечения возможности расчета прибыли от реализации требуется в разрезе представленных видов деятельности осуществлять учет как в качестве выручки от реализации, так и понесенных при этом расходов.

2. Прибыль (убыток) от внереализационных операций - для определения этого показателя необходимо учесть отдельно внереализационные доходы и внереализационные расходы.

3. Убыток, который подлежит переносу на будущее в порядке, определенном ст.283 Налогового кодекса РФ. Именно такие показатели должны в первую очередь приниматься во внимание при разработке видов и форм аналитических регистров налогового учета [1].

В основу этой концепции налогового учета положен принцип его максимального совмещения с бухгалтерским учетом.

Известно, что сумма прибыли как для целей формирования финансовой отчетности, так и для расчета налоговой базы в принципе рассчитывается одинаково, в качестве разности между доходами и расходами.

 К доходам, которые учитываются при расчете налоговой базы, в соответствии со ст.248 Налогового кодекса РФ, можно отнести:

1. Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (доходы от реализации).

2. Внереализационные доходы.

При определении доходов из них исключаются непосредственно суммы налогов, которые предъявлены в соответствии с законодательством предприятием покупателю товаров [8,c.64].

Доходом от реализации призвано считать выручку от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Она находится исходя из всех поступлений, которые связаны с расчетом за реализованные товары (работы, услуги, имущественные права) и выражается в денежной или натуральной формах. Все остальные доходы признаются внереализационными.