Файл: Понятие и сущности кадрового потенциала.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 265

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………….……………………………….3

1. Теоретические основы повышения конкурентоспособности предприятия за счет улучшения использования кадрового потенциала……………….……….5

1.1 Кадровый потенциал организации

1.2 Методы повышения эффективности использования кадрового потенциала предприятия

2. Потенциал предприятия как основа его конкурентоспособности (на примере ООО «ТД «Бристоль») ………………………………….…………….17

2.1 Общая характеристика предприятия

2.2 Оценка использования трудовых ресурсов

2.3 Анализ кадрового потенциала и конкурентоспособности

2.4 Рекомендации, мероприятия по совершенствованию использования кадрового потенциала предприятия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………43

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях конкуренция считается одним из главных механизмов рынка. Она является основой повышения качества производимой продукции, понижения издержек производства и цен, хорошим стимулом экономического роста. Конкуренцию можно определить как борьбу между независимыми субъектами экономики за Бристольмально действенное использование факторов производства, также как процесс взаимодействия и борьбы между предприятиями на рынке в целях обеспечения лучших продаж и реализации своей продукции, удовлетворяя потребности покупателя. Предприятие может существовать и выживать в конкуренции только если оно конкурентоспособно, то есть оно способно извлекать пользу из своих сильных сторон и направлять усилия в ту область производства товаров и услуг, где сможет стать лидером на рынке. Конкурентоспособность невозможна без конкурентных преимуществ, которые в свою очередь дают предприятию превосходство над конкурентами во всех сферах деятельности.

Существуют разнообразные источники конкурентных преимуществ, одним из них могут быть кадры и кадровый потенциал, так как успешность деятельности находится в прямой зависимости от персонала, его количественных и качественных характеристик, состава и профессионализма. Руководство предприятия должно иметь ясное представление о том, какими ресурсами обладает, каким запасом кадровым потенциалом располагает.

В настоящее время в России степень использования кадрового потенциала предприятия (весь набор профессиональных знаний и навыков, персональных и демографических характеристик) слишком мала. Поэтому существует необходимость осуществления кадрового аудита, который сможет выявить: каким потенциалом обладают специалисты, что именно из потенциала возможно использовать в интересах предприятия, что подвержено коррекции и развитию, чтобы кадры могли быть не только простым ресурсом, но также конкурентным преимуществом предприятия.


Актуальность данной проблемы выражается в том, что в последнее время прослеживается четкая линия приумножения значимости кадровых ресурсов в организации. Собственно кадровые ресурсы являются главнейшим источником производительности труда и преуспевания организации. От них зависит эффективность использования средств производства и успешность деятельности в целом. При условии активно изменяющихся потребностей производства направленное совершенствование потенциала рабочих является ведущим аспектом координации качества на предприятии, также важнейшим фактором его конкурентоспособности.

Итак, в настоящее время проблема развития конкурентных преимуществ фирмы, путем повышения использования кадрового потенциала считается одним из актуальных вопросов.

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия и сущности кадрового потенциала, оценка его значимости как важного аспекта развития конкурентных преимуществ, поиск мероприятий, которые улучшат конкурентоспособность за счет результативного применения кадрового потенциала предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и сущность кадрового потенциала;
  • раскрыть методы повышения эффективности применения кадрового потенциала;
  • выявить значение трудового потенциала как фактора повышения конкурентоспособности;
  • дать общую характеристику выбранного предприятия;
  • проанализировать кадровый потенциал и конкурентоспособность предприятия;
  • на основе анализа, разработать мероприятия и рекомендации по совершенствованию использования кадрового потенциала.

1. Теоретические основы повышения улучшения использования кадрового потенциала на предприятии

1.1 Кадровый потенциал организации

Одной из важнейших предпосылок успешного перехода России к устойчивому развитию является становление и целесообразное использование потенциала человека. У любого специалиста как личности имеются только ему присущие свойства, которые помогают ему раскрыть способности для того, чтобы заниматься выбранной профессиональной деятельностью.


Этимологическое значение термина «потенциал» происходит от латинского слова «potential», которое обозначает невыраженные возможности, силу и мощность. В разных источниках этот термин трактуется по-разному. «Словарь иностранных слов» приводит толкование термина как мощь, сила.[24] «Большая советская энциклопедия» определяет термин «потенциал» следующим образом: «…средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления плана; решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области». [4] «Толковый словарь русских слов» Д.Н.Ушакова так трактует потенциал – «физическое понятие, характеризующее величину потенциальной энергии в определенной точке пространства», а также «совокупность средств, условий, необходимых для ведения, поддерживания, сохранения чего-нибудь». [34]

Если смотреть с научной точки зрения, то данный термин пришел к нам из философии Аристотеля, который определял акт и потенцию основой онтологического развития. Бытие разделялось на «потенциальное» и «актуальное», а развитие являлось переходом от первого ко второму. Аристотель рассматривал потенциал как способность соотнести актуализацию и движение. И в тоже время действительность всегда предшествует возможности, лежа в основе ее реализации.

Из зарубежных исследователей вопрос отношения возможного и действительного изучали П. Лаплас, И. Кант, Г.В. Лейнил, Ф.Энгельс, Г.В.Ф. Гегель.

Итак, в нынешнее время научная литература владеет разнообразными определениями термина «потенциал» относительно различных сфер деятельности, типов явлений и процессов. В таблице 1.1 приведены некоторые из них.

Таблица 1.1 – Значение термина «потенциал» в различных гуманитарных науках

Наука

Характеристика термина «потенциал»

Источник (энциклопедия)

Философия

Способность вещи быть не тем, что она есть, в категории: 1) субстанции, 2) качества, 3) количества, 4) места, т.е. способность осуществлять соответственно «движение» или «процесс» [14]

Философский словарь

Социология

Совокупность имеющихся средств, запасов, сил в какой-либо области [42]

Экономико-социологический словарь

Биология

Доля используемой человеком энергии потребленных им продуктов питания [27]

И. М. Сеченов

Психология

Употребляется в отношении изменений, связанных с нервными импульсами [22]

Психологический словарь

Обществознание

Источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели, возможности отдельного лица, общества государства в какой-либо сфере [9]

Современный словарь по общественным наукам

Экономика

Совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области [3]

Большая экономическая энциклопедия


Таким образом, анализ научной и энциклопедической литературы доказал, что потенциал является понятием с множественными значениями.

Можно сказать, что любой человек имеет определенный потенциал, который может зависеть от наследственности и жизненного опыта.

Проведенное исследование показало, что потенциал часто используется как синоним ресурсов, который применяется в сочетаниях: «научный потенциал», «кадровый потенциал», «промышленный потенциал» и тому подобное. Подтверждением этого являются слова Л.И. Абалкина, обозначившего в своих работах, что потенциал – это «обобщенная, собирательная характеристика ресурсов, привязанная к месту и времени».

В научной литературе достаточно актуален вопрос сходства понятий «потенциал», «резервы», «ресурсы», «возможности». Эта проблема отражается в научных работах С.А. Дрокина и В.П. Горшенина.

Понятия «резервы», «ресурсы» и «возможности» отражают потенциал с разных сторон. Поэтому есть возможность выделить следующие уровни проявления потенциала:

  • с точки зрения отражения всех свойств потенциал определяет прошлое (значение «ресурс»);
  • потенциал определяет настоящее с точки зрения использования своих способностей человеком (значение «резерв»);
  • потенциал направлен на развитие (значение «возможности»).

Вышеперечисленные выводы в схематическом виде отражает рис. 1.

Получается, широкое интерпретирование термина «потенциал» определяет возможность его рассмотрения как средств, запасов, источников, способностей, ресурсов, которые можно использовать при решении какой-либо задачи. Однако следует учитывать потенциал прошлый, настоящий и будущий.

Рис. 1 – Значение понятия «потенциал»

Потенциал означает все возможности, даже скрытые, которые используются людьми для решения задач, достижения определенных целей. А кадровый потенциал предприятия, в обширном смысле этого слова означает умения и навыки работников, используемые для повышения эффективности в разных сферах производства, с целью овладения прибылью или получения социального эффекта. [12]

В более узком смысле кадровый потенциал рассматривается – в качестве свободных или резервных трудовых мест, они вероятно могут быть заняты специалистами в ходе их развития и обучения. Совершенствованию, упорядочению и развитию персонала должно способствовать управление кадровым потенциалом. При разработке программы управления нужно учитывать потребность выделения понятия «долгосрочный кадровый потенциал». В него входят работники, решающие задачи развития производства. Здесь можно выделить 2 составляющие: текущий и целевой накопитель. Текущий кадровый потенциал представляет персонал, который первоначально изучается администрацией только для выполнения главных операций в производстве. Целевой же предназначен для решения проблем стратегического развития, укрупнения производства, улучшения его конкурентоспособности. Это запас, которому требуется своя система управления. Он не используется для решения простых текущих задач. [7]


«кадровый » показывает аспект экономического . Кадровый определяется как способностей , входящих в организации и определенные .

Экономический означает деятельности и ее , так же соответствующий ко всем работников. , этот можно к выбору жизненных развития и их с большей .

Кадровый представляет работника не как участника , а как главную всех процесса .

Социальный трудовых воплощается в потенциале, проявлением считается потенциал.

кадрового необходимо , связывая с потенциал . Значит, потенциал – конкретной рабочих, и других , которые приводиться в в ходе деятельности в с должностными и поставленными на определенный развития.

отдельного зависит от его возможностей в делать , следовать интересам, поставленных . Сложный и характер человека возможным потенциала как всех способностей, проявляются в его деятельности. В случаев полезность выражается , функциями и предприятия, и другими , характеризующими профессиональную . [41,55]

, в организации считаются те способности , которые эффективному обязанностей, на него.

эффективности кадрового считается процессом, в себе еще ряд , которые при и последовательном приводят к устойчивого, и конкурентоспособного .

Чтобы кадровый нужно количественные и показатели.

Для кадрового используют количественные :

  • численность персонала и непромышленных ;
  • количество времени, возможно при уровне труда.

характеристика потенциала направленность на :

  • физического и потенциала предприятия (, физическое , выносливость);
  • общих и знаний, навыков, и квалификационного ;
  • ответственности, зрелости, , сопричастности к деятельности .

Обобщающим для количественной через время количество , которое могут до прихода выхода на . Динамика показателя, отражает как работников , так и половозрастную , дает наблюдать за старения . Вообще потенциал является не величиной. Его и качественные находятся в постоянного под натиском как факторов, так и решений. кадрового способствует образование, и переподготовка , карьера, организационных и стиль . Чем выше кадрового предприятия, тем реальные имеющейся силы и тем задачи могут . [11, 108]

, не всегда этих означает, что задача персоналом в Бристоль увеличении потенциала.

ограничения, в это рабочая , кадровый которой высок для условий на . Эта ситуация не , потому что на эту рабочую слишком . Еще их трудовой не будет использован и у это вызовет неудовлетворенности , затем последуют по собственному .

Это все обуславливает в постоянном над ситуацией.