Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (АО "Мотор-Супер").pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления человеческими ресурсами предприятия
1.1. Менеджмент человеческих ресурсов в современных российских организациях
1.2. Концепции управления человеческими ресурсами
Глава 2. Анализ управления человеческими ресурсами в АО «Мотор-Супер»
2.1. Характеристика деятельности организации
2.2. Анализ человеческих ресурсов в АО "Мотор-Супер"
Глава 3. Пути совершенствования системы управления человеческими ресурсами в АО «Мотор-Супер»
Показатель |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
Изменения |
|||
2017/2016 |
2018/2017 |
||||||
Абс.изм ен. (+/-) |
Темп прироста, % |
Абс.изм ен. (+/-) |
Темп прироста, % |
||||
1.Среднесписочная численность перс., чел |
488 |
497 |
516 |
9 |
101,84 |
19 |
103,82 |
2.Принято на работу, чел. |
8 |
5 |
11 |
-3 |
-37,5 |
6 |
120 |
3.Число уволенных за год |
2 |
4 |
5 |
2 |
100 |
1 |
25 |
4.Коэф. оборота по приёму, % (2стр /1стр)*100 |
1,64 |
1 |
2,12 |
-0,64 |
-30,02 |
1,12 |
112 |
5.Коэф. по увольнению, % (3стр/ 1стр)*100 0 |
0,4 |
0,8 |
0,9 |
0,4 |
100 |
0,1 |
12,5 |
6. Общий коэф. оборота, (2стр+3стр)/1стр*100 |
2,05 |
0,2 |
3,1 |
-1,85 |
-90,3 |
2,9 |
1450 |
0,67. Коэф. текучести рабочей силы, (3стр(а)+3стр(б))/1стр*100 |
0,4 |
0,6 |
0,8 |
0,2 |
50 |
0,2 |
33,3 |
8.Коэф. постоянства персонала, % (1стр-2стр-3стр)/1стр*100 |
98 |
100 |
96,9 |
2 |
2,04 |
-3,1 |
-3,1 |
Исходя из данных таблицы 4 видно, что за 2017 г. численность персонала увеличилась на 9 чел. по сравнению с 2016 г. (темп прироста 101 ,84%) и в 2018 г. на 19 чел. по сравнению с 2017 г. (темп прироста 103,82%), и составила 516 чел. Всего за 3 года численность персонала увеличилась на 28 чел.
Из расчётов, приведённых в таблице 4, ясно, что коэффициент оборота по приему увеличился на 1,05% в отчетном периоде. Рост данного показателя демонстрирует стабильное развитие и устойчивости коллектива.
Самая высокая текучесть кадров период за исследуемый период (2016-2018 гг.) наблюдалась в 2018 г. и составил 0,8%, но данное значение считается допустимым. Коэффициент текучести рабочей силы в 2016 г. составил 0,6%, что также соответствует допустимому уровню (до 7%), а в 2016 г. зафиксирован самый низкий уровень текучести кадров и он составил 0,4%. Представленные данные говорят, что необходимо задуматься о повышении эффективности работы кадровой службы.
В АО «Мотор-Супер» разработана и внедрена премиальная система для сотрудников организации. Она необходима для улучшения показателей производительности труда, оптимизации затрат на производство, контролем за исполнением требований по охране труда, промышленной безопасности, и конечно, для мотивации и стимулирования квалифицированных кадров в АО «Мотор-Супер».
Рассмотрим систему стимулирования рабочих производственных цехов предприятия в таблице 5.
Таблица 5
Система стимулирования рабочих производственных цехов предприятия
№ п/п |
Наименование цехов |
Показатели премирования |
Условия, размер премии в % к общему тарифному фонду цеха |
1 |
Основные технологические цеха |
1. Выполнение поставленного производственного плана по выпуску продукции в стоимостном выражении в сопоставленных ценах за месяц |
до 10% - за каждый % перевыполненного плана премия увеличивается на 1%, максимально 5% - за каждый % при не выполненном плане премия снижается на 1%. Итого: до 15% за перевыполнение минимального плана премия не увеличивается |
2 |
Цеха ремонта и обслуживания |
Оказание услуг обслуживания и ремонта цехов точно в срок, с условием соблюдения сметы цеховых расходов |
До 10% - за каждый % перевыполнения плана премия увеличивается на 1%, максимально 5% - за каждый % За не выполненный план премия снижается на 1% Итого: до 15% за перевыполнение минимального плана премия не увеличивается |
3 |
Отделы заводоуправлени я |
Своевременное и качественное исполнение функций и задач, обеспечивающих и способствующих оптимальной деятельности в целом |
Премирование руководителей и зам.руководителей АО «МоторСупер» происходит в зависимости от результатов деятельности как всех структурных подразделений по отдельности, так и всего Общества в целом.
Размер индивидуальной премии не установлен, поэтому он может быть снижен, либо вовсе не выплачиваться за представленные ниже нарушения:
- несоблюдение правил и норм охраны труда и пожарной безопасности;
- нарушение, в результате которого организации был нанесен материальный ущерб;
- несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка;
- за прогул без уважительной причины;
- за появление на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения;
- за отсутствие на работе в течение рабочего дня более 4-х часов, без предъявления уважительной причины.
В настоящей программе предусмотрены два вида социальной поддержки: основная и дополнительная. Социальная программа – одно из главных направлений кадровой политики АО «Мотор-Супер». Настоящая Социальная программа регламентирует виды и порядок предоставления работникам предприятия дополнительных социальных льгот, не предусмотренных Трудовым законодательством[24].
В настоящей программе предусмотрены два вида социальной поддержки: основная и дополнительная.
К основным видам социальной поддержки относятся:
- стимулирующие и компенсационные выплаты;
- дополнительное медицинское страхование;
- оздоровление сотрудников;
- материальная помощь;
- дотации;
- ссуды.
К дополнительным видам социальной поддержки относятся:
- выделение мест в детских садах и общежитиях;
- улучшение условий труда работников;
- социальная защита работников с ограниченной трудоспособностью;
- единовременное пособие при выходе на пенсию;
- спортивно-оздоровительные мероприятия;
- профессиональное развитие персонала;
- благотворительность.
По мере разработки в АО «Мотор-Супер» планомерно внедряются следующие аспекты Социальной программы:
-«За крепкое здоровье»;
- «Добровольное медицинское страхование»;
- «Материнское право»;
- «Программа предоставления единовременных денежных пособий в связи с уходом на пенсию»;
Из льгот социального характера можно выделить льготы направленные на стимулирование многолетнего, добросовестного труда, поддержание здоровья работников и заботу о семье.
Сюда относятся:
- доставка работников транспортом предприятия;
- компенсация стоимости транспортных услуг, предоставляемых Обществом работнику;
- пособие женщинам на ранних сроках беременности при освобождении от работы, при нахождении в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет;
- подарки детям;
- вакцинации от гриппа и клещевого энцефалита.
Также в качестве стимулирования сотрудников, выполняющих необходимые производственные показатели АО «Мотор-Супер», происходит повышение квалификации. В 2018 г. по программе повышения квалификации и переподготовки персонала, прошло 116 человек, что составляет 22% от общего числа работающих на предприятии.
Глава 3. Пути совершенствования системы управления человеческими ресурсами в АО «Мотор-Супер»
Исходя из результатов таблицы 4 « Анализ движения и текучести кадров в АО «Мотор-Супер»», было выявлено, что уровень текучести кадров с каждым годом растет. Количество ушедших работников по собственному желанию увеличивается, это характерно для молодых рабочих производственных цехов АО «Мотор-Супер».
Проведен опрос сотрудников "Выявление причин текучести персонала". В ходе опроса выявлено, что основной причиной увольнения сотрудников является низкий уровень мотивации труда.
Рисунок 4. Причины увольнений сотрудников по собственному желанию за 2016-2018 гг.
Для усиления мотивации работников, в АО «Мотор-Супер» необходимо выполнить следующие условия:
- руководство организации должно учитывать взаимозависимость вознаграждений и потребностей сотрудников;
- руководству необходимо обозначить чёткую зависимость вознаграждения от достигнутого результата;
- вознаграждение необходимо давать только за эффективную работу.
Также по данным опроса «Удовлетворённость системой стимулирования на предприятии» было выявлено, что в действующей системе стимулирования, сотрудникам не достаёт методов материальной (различные надбавки к з/п) и моральной мотивации (общественное признание их труда и присуждение отличительного знака).
Исходя из вышеизложенного, предлагается внедрить два мероприятия для повышения эффективности управления персоналом на основе методов стимулирования сотрудников. Так как наибольшее значение имеет проблема, связанная с неудовлетворённостью персонала действующей на предприятии системой стимулирования из-за недостаточного количества инструментов стимулирования, то предлагается разработать новую систему.
Внедрением и разработкой данной системы стимулирования будут заниматься отдел оплаты труда и заработной платы, а также отдел кадров. Задачи, подлежащие решению в данной системе стимулирования:
- Основной задачей является создание системы мотивации, улучшения качества труда, материального и морального поощрения, определённого социально-психологического климата.
- Усиление материальной заинтересованности и повышении профессионального уровня, в успешном и добросовестном выполнении должностных обязанностей.
- Вовлечение персонала предприятия в процессы улучшения качества выпускаемой продукции, использования всех возможностей для улучшения качества труда.
- Самоконтроль работы со стороны исполнителя и контроль выполнения заданий со стороны непосредственного руководителя подразделения.
- Раскрытие творческого потенциала коллектива.
- Улучшение организации работ и повышение эффективности деятельности каждого сотрудника.
В настоящее время эксперты утверждают, что на работоспособность людей обычно влияют психологические факторы. Потребность человека в признании со стороны общественности является социальным стимулом к активной трудовой деятельности. Что касается психологических стимулов, они обычно основываются на системе ценностей работника. Потребность в уважении и признании довольно сильный стимул к трудовой деятельности для персонала любой компании.
Способы удовлетворения данной потребности следующие:.
- Персональная благодарность или похвала от руководства в адрес работника за отличные успехи в профессиональной деятельности, произнесенная вслух или отправленная в печатном виде:
- общение руководства с персоналом в неофициальной обстановке;
- поощрение грамотами, сувенирами;
- похвала, высказанная сотруднику публично;
- учёт точки зрения работников и их участие в обсуждениях по текущим вопросам.
Для повышения морального стимула рабочих в АО«Мотор-Супер», а также для уменьшения текучести кадров предлагается внедрить мероприятие «Аллея Почёта».
Данное мероприятие укрепит корпоративных дух, повысит мотивацию рабочих, увеличит лояльность и доверие к руководству.
Порядок проведения:
- Ежегодно отдел кадров определяет количество награждаемых, которое должно составлять 10% от общего числа цеховых рабочих и объявляет эту цифру на общем собрании с начальниками цехов;
- для определения кандидата на «Аллею Почёта» на каждом участке цехов собираются Участковые собрания, состоящие из рабочих цеха, мастера и бригадира. На собрании определяются кандидаты от данного участка;
- далее проводится расширенное заседание с участием мастеров всех участков цехов, начальников цехов, инспектора по работе с рабочими из отдела кадров, где отбираются и утверждаются представленные кандидатуры;
- инспектор по работе с рабочими составляет характеристики кандидатов и передаёт их в отдел кадров;
- в установленную дату (предположительно 30 сентября «День Машиностроения») в актовом зале проводится торжественное собрание с участием всех сотрудников;
- Генеральный директор лично награждает почётными грамотами лучших работников, также вручаются благодарственные письма и небольшие подарки с корпоративной символикой;