Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования ( структуры и их характеристика).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы характеристик управления организациями в современных условиях
1.2. Классификация принципов управления
1.4. Типы структур и их особенности
1.5. Проектирование организационных структур
1.6. Организационная структура организации
2. Аналитическая основа оптимизации структуры управления
2.1. Характеристика конкретной организации
2.2. Анализ существующей структуры управления
3. Совершенствование структуры управления организацией
3.1. Предложения по совершенствованию действующей структуры управления
Введение
Научно обоснованное формирование организационных структур управления – актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике.
Структура управления организацией или организационная структура управления – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.
Цель данной работы – исследование особенностей управления организациями в современных условиях и разработка направлений совершенствования системы управления.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы управления и исследовать современное состояние управления персоналом на предприятиях;
2. Провести анализ системы управления на конкретном примере;
3. Разработать основные направления по совершенствованию системы управления.
Объектом исследования в работе выступает эффективность структуры организации. Предметом исследования – совокупность характеристик.
Актуальность выбранной темы связана, прежде всего с тем, что человек трудился и трудится всегда и везде, например, в коллективе (община, семья и т.д.), любой совместный труд не может обойтись без управления, которое требуется для установления согласованных действий участников трудового процесса. Управление в свою очередь должно быть грамотным,
хорошо спланированным и, конечно же, результативным.
Функционирование современных организаций сталкивается с множеством проблем, часть из которых типовые и могут быть достаточно просто решены специалистами с помощью обычных технологий разработки и реализации решений. Для решения нетиповых (нестандартных) проблем требуются специальные технологии разработки решений и, наконец, решение части проблем может быть не по силам, как руководителям, так и специалистам. Набор таких проблем характеризует организацию как одну из самых сложных объектов для изучения и познания. Особый интерес представляет система управления организации, ее изучение и совершенствование – постоянная задача руководителя.
Проблема улучшения организационной структуры управления принимает спецификацию функций подразделений, определение прав и обязанностей главы и работника, устранения мультипостепенности, дублирования функций и информационных потоков. Главная цель - увеличение эффективности управления здесь.
Таким образом у каждой социально-экономической системы должна быть организация [15.75].
1. Теоретические основы характеристик управления организациями в современных условиях
1.1 Понятие организации
Современный уровень понимания управления предполагает, что объект административной деятельности - организации. Понятие организация в управлении имеет два смысла:
Во-первых, это - система как экономическое предприятие (предприятие, общество, фирма, ассоциация, банк, компания и другие юридические лица);
Во-вторых, это - процесс создания системы, функционирование ее отдельных элементов (организация транспорта, склада, экономики власти, организации работы, и т.д.). Это определение понятия более широко.
Организация - структурированная компания людей (персонал организации) понимание отдельных целей и задач в ходе взаимодействия группы через призму организационных интересов [17.130].
Поведение человека в сложной, многоцелевой, динамической системе (который представлен организацией) подчиняется специальным законам, принципам, правилам и нормам. Без их понимания эффективное управление невозможно.
Определение личных интересов участников организации (через исследование соответствующих уровней требований и мотивационной структуры деятельности) и организационные интересы (формализованный и выраженный в миссии, целях и проблемах деятельности организации) становится ключевым моментом в этом случае. Их совпадение или различие также определяют наконец эффективность или неэффективность всей организационной системы.
Любая организация в зависимости от ее размеров и характера деятельности – это сложная система, состоящая из отдельных элементов. Мы можем рассмотреть каждый элемент как подсистему, состоящую из особенных частей (элементы).
Сложность технологических, организационных и экономических взаимосвязей между элементами систем и подсистем предопределяет потребность рассмотреть определенные характеристики методологических принципов системных исследований в ходе исследования регулярности и характеристики деятельности фирм.
1.2. Классификация принципов управления
Главная задача в сфере управления предприятиями - механизм, обеспечивающий ориентацию рынка всей административной деятельности. Необходимо установить на каждом предприятии механизм непрерывного и глубокого изучения рынка продуктов, поиска на этом рынке ниши, установки и вычета этой ниши. Маркетинг, изучение рынка и адаптация производства к ее требованиям должны стать основной областью деятельности директоров. Укрепление механизма ориентации рынка требует кардинальной трансформации административных структур предприятия, которые должны быть построены так, чтобы быть нацеленными на маркетинг работ, уменьшения в затратах на производство и рост прибыльности, мотивацию работников, инвестиций развития и бизнес-планов, работы с деловыми партнерами. Изменение подходов и методы управления необходимы. Теперь к центру деятельности снизу есть инициатива, доверьте обычному и среднему персоналу. Участие исполнителя в принятии решений принимает нарушение твердой иерархии, каждое возможное развитие горизонтальных и неофициальных коммуникаций, отсутствие твердого регулирования. Главное – максимальное развитие личных качеств работников, ориентации к их уникальности, которая должна служить гарантией достижения конечных целей.
Принцип системности и комплектности - один из ключевых принципов в
управлении организацией. Система подразумевает собой объединение частей, свойства которого отличительны от свойств, входящих в него частей, в одно целое. Любая организация - система
Эмерджентностъ – означает расхождение цели организации с целями частей, составляющих его. Например, цель корпорации состоит в получении максимальной прибыли при минимальных затратах на рабочие ресурсы. Подсистема «персонал» управляется целью максимизировать компенсацию потраченного труда при минимизации расходов на власть. В способности сглаживать подобные противоречия и состоит искусство управления организацией руководителем.
Синергичность – действия, интеграция усилий в системе, результатом которых является увеличение (умножение) конечного результата. В управлении организацией синергичность означает сознательную однонаправленную деятельность всех участников коллективных подразделений в стремлении к общей цели. Многие фирмы тратят огромные суммы для поиска источников увеличения совместных действий. Синергичность изучает законы аккуратности и самоорганизацию частей системы от условия хаоса. Увеличение совместных действий в организации выполнено, в первую очередь, посредством компетентной работы с персоналом. У управления должна быть информация о психологии и работе социальной структуры (образование, возраст, пол, национальность, семейное положение, и т.д.), их этика, взгляды, традиции и культура, на основе которой находится в работе эффективная система управления организацией.
Мультипликативность – управляющие действия или непосредственно процессы, направленные на увеличение системной эффективности. Например, реконструкция производства произведенного фирмой позволила достигнуть резкого увеличения прибыли, дала шанс увеличить долю денежных средств, выделенных для увеличенных объемов инвестиций и линейки продуктов. Далее в процессе осложнения организационной структуры растет бюрократический аппарат, реакции на новые требования состояния рынка, и условия окружающей среды и ее положения на рынке быстро (мультипликативно) замедляется, ухудшаются.
Таким образом, мультипликативность может быть и положительным, и отрицательным. Отрицательная мультипликативность означает быстрое развитие разрушительных организационных процессов, система стремится к условию хаоса и постепенно самоликвидируется. Положительная мультипликативность системы продвинута следующими факторами: относительная простота организации (и ее системы управления), соответствие коммуникативной структуры организации к целям и задачам, качеству персонала. Когда разрушительные процессы в организации начинают накапливаться, очень важно не суетиться, быстро и часто ускорять решения и пытаться сосредоточиться в причине разрушительного процесса, понять его смысл. Очень важно понять точно время, когда необходимо принять важнейшие решения. У квалифицированных голов есть это качество.
Стабильность. Стабильность системы может быть сломана в разумном осложнении или упрощении организационной структуры. Опыт управления показывает, что для увеличения стабильности работ, как правило, необходимо устранить чрезмерные ссылки или подсистемы управления и намного более редко - добавить новый. Стабильность работы организации затронута внешними факторами (например, инфляция, требование, отношения с партнерами и государством). Для увеличения стабильности работы необходимо оперативно восстановить коммуникации организации согласно новым целям и задачам. Адаптируемость - способность организации приспосабливаться к новым внешним условиям, возможность саморегулирования и восстановления устойчивой деятельности.
Централизованность – свойство системы, которое характеризуется управлением от некоторого однородного центра, когда все части организации управляются командами из центра и заранее определили права. В коллективе центрированность выполняется директором, лидером, менеджером; на предприятиях – административный аппарат и аппарат управления;
Совместимость – взаимноадаптируемость и взаимопреспособляемость частей системы. На уровне предприятий довольно часто есть противоречия интересов организации и требований ее подразделений. Например, управление компанией может принять решение о направлении большей части прибыли, полученной одним подразделением в развитие другого, убыточного в настоящее время. Если в долгосрочной перспективе конфликтов не возникает, то появляется возможность говорить о хорошей совместимости работы.
Cвойство «обратных связей». Основополагающее свойство больших систем - установление обратных связей, сущность которых заключается в том, что информация (ресурсы, энергия) с выхода системы (или входящих в нее подсистем) поступает на вход этой системы (или подсистем, в нее входящих). Для производственной системы принцип обратных связей работает следующим образом. Выходная информация, например показатели хозяйственной деятельности, под действием различных обстоятельств постоянно варьируются во времени, менеджмент постоянно проводит их анализ и сравнение с поставленными целями (вход системы). По результатам сравнения принимаются управленческие решения, корректирующие работу системы (в случае необходимости), что обеспечивает адаптивность системы (приспособление ее к новым условиям работы) и оперативность (гибкость) ее управления.
Принцип системности и сложности означает способность видеть старший значащий комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых подсистем, вступающих в организацию
Принцип оптимизации управления – один из комплектующих в управлении организацией. Любая управляемая система эволюционно развивается, улучшается, растет упорядоченность, структурная организация оптимизирована. Внутренние противоречия системы - источник, причина развития. Противоречия как диалектическая категория - необходимый и существенный фактор развития любого прогресса. Но накопление противоречий может привести к хаосу, утрате управления, чтобы возвратиться. Своевременная обработка информации в системе и в ее суждении позволяет делать разумные управленческие решения о внутренних процессах, улучшать внутрисистемную связь, увеличивать эффективность взаимодействия с внешней средой. Оптимизация управления позволяет улучшать структуру управляемого объекта и увеличивает свою функциональность, которая в результате приводит к освобождению или полному устранению внутри системы отрицательных процессов. Это важный принцип управления, который возможно сформулировать так - оптимизация управления увеличивает эффективность управляемой системы. Эффективность управляемой системы зависит также от степени своей открытости, восприимчивости к внешней информации (известный принцип парашюта - он действует только в открытом состоянии). Очевидно, что организации не могут независимо существовать, так как для осуществления их деятельности необходимы снабжение, сбыт, работа с заказчиками и т.д. Внешняя среда устанавливает смысл существования организации, устанавливает требования к деятельности.