Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией на примере ПАО «Мегафон».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 564

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Достижения компании:

  • первыми среди операторов связи внедрили стандарты 3G, 4G, LTE, LTE Advanced;
  • самый быстрый в России мобильный интернет (сертификат ФГУП НИИР);
  • услуги «Мегафона» доступны почти 100% населения России, при этом более 53% имеют доступ к 4G;
  • первыми предложили абонентам в России самую быструю сеть мобильного интернета 4G+ cо скоростью до 300 Мбит/сек.;
  • первыми в России ввели рублёвые тарифы на федеральном уровне, предложили своим клиентам услуги SMS, MMS и мобильного телевидения, сделали доступной связь в небе и под землей.

Как показывает анализ истории развития ПАО «Мегафон» за период с 1993 г. по 2018 г. компания прошла несколько стадий жизненного цикла.

Рассмотрим их подробно.

Первая стадия относится к периоду возникновения организации - 1993 г. Первым директором стал Александр Малышев. Компания была зарегистрирована как ЗАО «Северо-Западный GSM», и начинала она свое развитие на Северо-Западном регионе. За первые два года было подключено 8000 абонентов [7].

Начало второй стадии относится к периоду становления организации. Для ПАО «МегаФон» - это период с 1994 года. За этот период был совершен первый звонок в сети GSM в Санкт-Петербурге: разговор Йорана Олсена (Telia) с Аки Киннуненом (Telecom Finland) во время первой пресс-конференции «Северо-Западного GSM». Также за этот период была совершена коммерческая эксплуатация первой в России сети стандарта GSM (2G). Завершается вторая стадия в 2000 году.

С 2000 г. и по настоящее время ПАО «Мегафон» переживает стадию развития (зрелости), для которой характерны формализация управления и выработка структуры, а также постоянная актуализация и совершенствование контролируемых показателей ведения бизнеса. Следование выбранным стратегиям позволит как можно дольше продлить текущую стадию жизненного цикла.

В этот период был рожден бренд под названием «МегаФон». Также было совершено важное событие для всего российского рынка – объявлено о создании единой компании-оператора, оказывающей услуги на всей территории России. К концу первого года работы под маркой «МегаФон» клиентская база увеличилась в 10 раз и превысила 1 млн человек. Этап с 2002 по 2006 года стал для компании периодом бурного роста. В 2002 году группа компаний «МегаФон» оказывает услуги уже 1,4 млн абонентам [7].

Начиная с 2004 года происходят одни из важнейших событий для компании: появляется такая услуга, как мобильное телевидение; лицензионное покрытие «МегаФона» и его дочерних компаний охватывает 100% территории России, то есть все 89 субъектов РФ, где проживают 146 млн человек; запускается услуга ММС; «МегаФон» становится единственным оператором, который может гарантировать сохранение тайны переговоров своих абонентов [7]


На этапе с 2007 г. по 2013 г. компания ПАО «МегаФон» продолжает инвестировать в инновационные технологии, чтобы модернизировать сеть и развить ее как можно лучше. В 2007 г. «МегаФон» становится первым оператором по всей России, который запускает сеть нового поколения –3G. В 2008-2009 гг. компания выходит в лидеры по количеству подключений к «МегаФону».

Приведем жизненный цикл ПАО «Мегафон», составленный автором работы, на рис. 3.

Рис. 3. Жизненный цикл ПАО «МегаФон»

В феврале 2014 г. «МегаФон» становится Генеральным телекоммуникационным партнёром Олимпийских и Параолимпийских игр в Сочи. Там же запускается самая быстрая сеть в мире – 4G+/LTE.

В 2016 г. 16 июня «МегаФон» одним из первых в мире продемонстрировал мобильную передачу данных на скоростях 5G.

В 2010 г. компания ПАО «МегаФон» за 2 млрд руб. приобрела 100% ЗАО «Метроком», крупнейшего оператора фиксированной связи Санкт-Петербурга, крупного интернет-провайдера и владельца оптоволоконной сети в метрополитене Петербурга [7].

Весной 2011 г. «МегаФон» приобрёл компанию NetByNet, одного из ведущих игроков на московском рынке ШПД. Сумма сделки оценивалась в $350-360 млн.

В 2017 г. компания продолжает демонстрировать развитие, о чём свидетельствует соответствие заявленным стратегическим видением менеджмента компании. Динамика развития бизнеса компании в 2017 г. обусловлена реализацией стратегических инициатив, направленных на расширение спектра оказываемых услуг и совершенствование сферы услуг [9].

Система корпоративного управления «МегаФона» основывается на известной методике управления эффективностью - концепции Balanced Scorecard (BSC), или Сбалансированной системе показателей, предложенной Дэвидом Нортоном и Робертом Капланом, - механизме последовательного доведения до персонала стратегических факторов успеха, целей компании и контроль их достижения через ключевые показатели эффективности (КПЭ, в английском варианте - KPI) [11].

Использование системы сбалансированных показателей дает очевидный положительный результат, помогающий эффективно управлять компанией и достигать снижения ее рисков [12].

Чистый долг на 30 сентября 2018 г. составил 139 887 миллионов рублей.

Число активных абонентов мобильной связи компании по состоянию на 30 сентября 2018 г. увеличилось по сравнению со вторым кварталом 2018 г. на 1,7% и составило 64,8 миллиона.

В третьем квартале 2018 г. МегаФон показал рост выручки, высокую рентабельность OIBDA, рост денежного потока и самую высокую в истории компании чистую прибыль в третьем квартале 2018 г


Приведем основные корпоративные события компании.

В июле 2018 г. «МегаФон», наряду с тремя другими операторами, получил право использовать федеральный комплект частот для развертывания сетей четвертого поколения LTE/4G на территории Российской Федерации. В совокупности с соглашением с Yota о совместном развитии сетей мобильной связи LTE на основе бизнес-модели MVNO, это позволит Компании значительно расширить доступ населения России к услугам мобильной связи четвертого поколения.

В сентябре 2018 г. «МегаФон» приобрел Группу компаний VAS Media, предоставляющую мультимедийный контент, рингтоны, геолокацию, мобильные платежи и прочие услуги. Деятельность группы планируется интегрировать с деятельностью дочерней компании «МегаФона» MegaLabs.

«МегаФон» стал полноценным участником LINX, крупнейшей точки обмена интернет-трафиком в Лондоне, открыв там собственный центр коммуникаций. Это позволило Компании укрепить позиции на рынке передачи данных.В сезон летних отпусков общая численность пользователей роуминговых услуг «МегаФона» превысила 6 миллионов (на 36% больше, чем в летний сезон 2017 г.), потребление услуг голосового роуминга в Европе увеличилось в три раза по сравнению с 2017 г., а объем передачи данных увеличился в 5,5 раз по сравнению с сезоном летних отпусков 2017 г.

«МегаФон» выпустил свой первый Корпоративный Отчет о Социальной Ответственности за 2017 г. Отчет был подготовлен в соответствии с международными стандартами Глобальной инициативы по отчетности GRI и включал информацию о принципах социальной ответственности Компании и их применении в отчетном периоде.

«МегаФон» совместно с латвийским оператором Lattelecom и немецким оператором Deutsche Telekom организовал кратчайший маршрут транзита трафика из России в Европу под названием Балтийская Дорога (Baltic Highway).

В августе 2018 г. «МегаФон» выпустил свой первый фирменный флагманский смартфон МегаФон Mint, основанный на технологии Intel.

Текущая стадия жизненного цикла компании предусматривает установление таких целей, как закрепление на рынке, достижение максимального уровня рентабельности путем сохранения существующего уровня прибыли или ее увеличения и минимизации затрат. Текущая стадия требует от организации еще больших усилий, чем цели предыдущих стадий. Это связано с тем, что задачи, которые необходимо решать на этой стадии, носят преимущественно внутренний характер, то есть связаны с самой организацией.


3. Возможные рекомендации по содержанию управления ПАО «Мегафон» с учетом текущей стадии жизненного цикла

С помощью критерий из п 1.3 и годового отчета ПАО «Мегафон», можно сделать вывод, что организации находится на стадии бюрократизма. Финансовые показатели приведены на рис. 4.

Рис. 4. Финансовые показатели ПАО «Мегафон»

Чтобы организация перешла на стадию «обновление», необходимо выполнить следующие действия:

  • реорганизовать структуру;
  • сократить бюджетный дефицит операционных и капитальных затрат;
  • провести мероприятия и выявить факторы, направленные на снижение бюджетного дефицита CAPEX;
  • провести мероприятия и выявить факторы, направленные на снижение бюджетного дефицита OPEX.

А именно, необходимо вести активную работу, направленную на повышение скорости и эффективности всех процессов. Это не только внутренний порыв, но и требование реалий рынка - в современном мире успех бизнеса, команды, конкретного человека определяется способностью быстро адаптироваться к изменениям и принимать решения.

Структура компании играет в этом особую роль. Никакие бюрократические барьеры, иерархические ступени не должны тормозить развитие бизнеса. Структура ПАО «Мегафон» должна приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. Отметим, что организационная структура уже начала преобразовываться. Так, уже представлена обновленная структура руководства ПАО «Мегафон». В ней отсутствуют заместители, есть только директора по различным направлениям. Кроме того, отдельно выделены директора по развитию бизнеса в различных сегментах - массовый рынок и рынок корпоративных клиентов.

Цель этого изменения - более фокусная ориентация на клиента.

Далее организации следует максимально упростить все функциональные подразделения [13].

В настоящий момент времени компания «МегаФон» ставит перед собой три стратегических задачи:

  • устойчивый рост традиционного бизнеса;

Голосовые услуги и традиционные VAS-сервисы составляют основную часть бизнеса «МегаФона». Отражая общие тенденции рынка, эти сегменты в последние годы замедляют динамику роста. Компания считает стратегически важным поддерживать текущие темпы развития традиционного бизнеса и не допускать его сокращения [14].

  • максимизация потенциала новых возможностей;

За период с 2014 г. «МегаФон» инвестировал около 240,7 млрд. рублей в развитие инфраструктуры, главным образом в сеть третьего поколения и волоконно-оптические линии связи. Компания ставит перед собой цель максимально использовать развитие рынка передачи данных для монетизации инвестиций. Кроме того, «МегаФон» будет развивать сегмент фиксированной связи, а также стремится стать лидером в области новых инфокоммуникационных сервисов.


  • готовность к изменениям.

Современный мир телекоммуникаций подвержен быстрым изменениям. Новые технологии и продукты, свежие идеи и инновационные решения появляются со стремительной скоростью. Некоторые из них в значительной мере изменяют мир. «МегаФон» считает развитие способностей быстро адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям важнейшей стратегической задачей, обуславливающей не только дальнейший рост бизнеса, но и его устойчивость в целом.

Реализация стратегических задач компании помимо прямого экономического эффекта от внедрения новых технологий, способна повлиять на место, занимаемое страной в рейтингах по уровню развития ИКТ. Период 2012-2020 гг. может стать ключевым в формировании положительного имиджа России как потенциального лидера в области развития ИКТ в мире, и компания «Мегафон» играет в формировании не последнюю роль [15].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного исследования представлены теоретические аспекты концепции управления организацией на основе моделей жизненного цикла организаций. Закономерность, выраженная в том, что все компании проходят в своем развитии несколько стадий находит свое отражение в модели жизненного цикла организации, отражая ее эволюцию от замысла до исчезновения организации как отдельной сущности.

Модель жизненного цикла была создана для прогнозирования изменений, ожидаемых в организации, находящейся в той или иной стадии развития. Получив информацию о пребывании организации на определенной стадии, руководитель может с большей долей уверенности оценить правильность принятого в фирме стиля руководства.

В современных условиях исследуются новые аспекты теории жизненного цикла организации. На текущий момент времени актуальной является разработка единой научной концепции развития организации на различных стадиях жизненного цикла организации, которая бы аккумулировала все лучшее из мировой и отечественной теории и практики, отражала бы национальную специфику, своеобразие исторического опыта, особенности переходного периода.

Концепция жизненного цикла успешно применяется на практике руководителями, позволяя им принимать рациональные управленческие решения. И в будущем можно ожидать появление новых моделей эволюции организации, еще более глубоко рассматривающих предпосылки развития организации и учитывающих самые различные аспекты ее жизнедеятельности.