Файл: Японская модель менеджмента (Теоретический анализ модели менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. Менеджмент как систематическое научное исследование проблем управления сформировался в начале XX века. В наше время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, сельского хозяйства в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов.

В РФ пока еще не достигнуты значительные успехи в теоретическом и практическом освоении менеджмента. Реорганизовываются старые структуры управления и власти, при этом используются западные модели управления. Однако механическое перенесение концепции управления из одной социокультурной среды в другую, слепое копирование опыта того или иного государства практически невозможно и ведет к тяжелым экономическим и социальным последствиям. Особый интерес ученых вызывает система японского менеджмента и он не случаен, поскольку такое явление как «японское экономическое чудо» во многом было определено именно компетентностью работников и менеджментом в отношении персонала.

Японская система управления - это синтез традиционных, этнокультурных японских традиций и импортированных идей, а многие из рационализаторских японских методов управления адаптированные к японской системе идеи из старых учебников по менеджменту.

В науке управления персоналом исследователи неоднократно обращались к вопросам «японской модели управления персоналом. К числу последних наиболее значительных исследований следует отнести работы таких зарубежных и отечественных специалистов как А. Кибанова, Г. Щекина, В.В. Родченко, С.Е. Пивоварова, А. Егоршина, С. Калининой, П. Журавлева,

В. Слинькова, С. Чоудхари, М. Пула, М. Уорнера, Р. Марра и др.

Японская модель управления, которая сформировалась в течение последних десятилетий, имеет выдающихся теоретиков и практиков успешного производства. В трудах Х. Иосихари, К. Мацусити, И. Каору, С. Такамия, И. Маасаки, К. Татеиси, В. Оучи преодолеваются стереотипы мышления присущие западным моделям управления.

Объект исследования: современные концепции управления персоналом.


Предмет исследования: японская модель менеджмента.

Целью исследования является изучение японской модели менеджмента.

Задачи исследования:

  1. Изучить понятие и сущность менеджмента
  2. Раскрыть особенности современных систем менеджмента
  3. Провести анализ японской модели менеджмента.
  4. Изучить особенности приятия управленческих решений в японской модели менеджмента.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Глава 1. Теоретический анализ модели менеджмента

1.1. Понятие менеджмента

Менеджмент-функция, вид деятельности руководства людьми в различных организациях.

Менеджмент - это также отрасль человеческих знаний, которые помогают осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров – это определенная категория людей, осуществляющих работу по управлению. Значимость менеджмента была особенно ясно осознана в 30-е годы ХХ века. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний – в самостоятельную дисциплину, а социальный слой – в весьма влиятельную общественную силу[1].

Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка дает такое толкование менеджмента”:

а) способ, манера отношение к людям;

б) власть и искусство управления;

в) особый род умения и административные навыки;

г) орган управления, административная единица[2].

Рассмотрим подходы зарубежных ученых относительно толкования понятия «менеджмент».

Анализ зарубежной научной литературы показывает, что понятие «менеджмент» используется в таких значениях:

-как синоним термина «управление» организацией, видами

деятельности;

-как эквивалент «руководства национальной экономикой» в высших эшелонах администрации;

-как аналог термина «аппарат управления»[3].

В известной работе Н.Х.Мескон, М.Альберта, Ф.Хедоури «Основы менеджмента» менеджмент рассматривается как умение добиваться поставленной цели, используя труд, интеллект других людей, как область знаний, помогающих осуществить эту функцию, а также в смысле искусства управления, которое проявляется в нестандартности, оригинальности решений, быстрой реакции, импровизации.


Заслуживает внимания позиция американских исследователей Г.Кунца и С. Доннела, которые рассматривают менеджмент как создание эффективной среды для труда людей, действующих в формальных организованных группах. Это – очень простое, но вполне четкое, по нашему мнению, определение.

П. Друкер, американский авторитет в области менеджмента, дает следующее объяснение. Термин „менеджмент” исключительно труден для понимания. Во-первых, он специфически американского происхождения и едва ли может быть переведен на какой-то другой язык, включая английский. Он обозначает функцию, а также людей, ее выполняющих; он указывает на социальное или должностное положение, и в то же время означает учебную дисциплину, область научного исследования. Однако даже в американском употреблении менеджмент не адекватен как понятие: в организациях, которые не имеют отношения к бизнесу, как правило, не говорят о менеджменте и менеджерах[4].

Сегодня, большинство американских теоретиков менеджмента высказывают мнение, что государственные и публичные организации должны использовать принципы и методы менеджмента, если хотят достичь своих целей при минимуме затрат и максимуме эффективности.

Менеджмент – это не только академическая дисциплина или отрасль профессиональной специализации работников, но и сфера деятельности, а также источник существования привилегированных социальных групп[5].

В функциональном плане менеджмент наиболее часто определяют как процесс, при помощи которого группа сотрудничающих людей направляет свои действия к общим целям.

Как самостоятельный вид профессиональной деятельности менеджмент возможен только на базе рынка, который сложился и развился: он является управленческим механизмом, который встроен в рыночную экономику. Услуги менеджеров предлагаются деловым организациям, заинтересованным в профессиональном и квалифицированном администрировании, на контрактной основе. Рынок предоставляет менеджерам известную независимость как перед лицом владельцев капитала, так и перед авторитетом правительственных чиновников, так как риск и неопределенность, как сопутствующие любой рыночной операции, формируют у менеджеров самостоятельность и ответственность за то, что они делают, способствующие совершенствованию их профессионализма.

По своей организационной природе менеджмент – орган корпорации, в котором место индивидуальной частной собственности является более обобщенным и определяется как акционерная собственность. Решение – это основной продукт управленческой деятельности. Сейчас очень много производственной и нормативной информации, и суть управления в том, чтобы целенаправленно ее переделать. Это основное открытие, принесенное в мир наукой кибернетикой в середине XX века[6].


Управленческая мысль XX в. делает особый натиск на преобразование управления в науку. Лютер Г'юмек, теоретик в области управления, заявляет, что оно становится наукой потому, что, во-первых, систематически изучает явления, которые можно сгруппировать в различные теории; во-вторых, стремится на систематизированной основе понять, почему и как люди систематически работают вместе для достижения определенных целей; втретьих, сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества. Основа любой науки - это возможность объективно измерить изучаемые явления[7]. Многие процессы в управленческой практике трудно поддаются измерению вследствие того, что отсутствует механизм их описания и анализа. Это дает возможность руководителям-практикам утверждать, что управление является скорее искусство, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве могут овладеть только люди, имеющие к этому талант.

Таким образом, можно выделить основные варианты формального определения понятия «менеджмент» в научной литературе:

-практика выполнения управленческих работ;

-наука (отрасль знаний);

-функция (вид деятельности);

-технология управления; орган (аппарат) управления;

-люди, которые осуществляют управление.

На протяжении последних десятилетий, широкое распространение как за рубежом, так и в нашей стране получает такое понятие как «самоменеджмент» или «самоуправление». Основная цель самоменеджмента заключается в том, что менеджер развивает в себе необходимые компетенции, которые помогают ему в его основной управленческой деятельности. Это может быть специальная программа, которая составляется непосредственно для руководителя того или иного подразделения или же специальное обучение, которое затрагивает такие важные аспекты управленческой деятельности как бизнес- планирование, целеполагание, эффективное управление собственным временем и т.д[8].

В зарубежной литературе, в зависимости от тех задач и функций менеджмента, выделяют следующие его виды: производственный. инновационный, кадровый, информационный, финансовый, налоговый, международный и др.

Менеджерская деятельность связана с анализом и диагностикой ситуаций, определению основных задач, тенденций, выдвижением управленческих альтернативных вариантов действий, оценкой каждой альтернативы, определением наиболее адекватных требованиям действий, разработкой конкретного курса (программы действий), который был бы наиболее эффективным.


Значение современного менеджмента в том, что он позволяет превратить человеческие знания, опыт и достижения научно-технического прогресса в производственную силу, а также в творческом применении информационных технологий, содействии инновационным процессам.

1.2. Характеристика моделей управления

При сравнительном анализе экономической литературы выявлено, что в научных исследованиях на протяжении последнего времени сложились тенденции к выделению основных моделей управления компаниями: американской, японской и немецкой. При этом необходимо отметить, что в последние 10 лет в США и Западной Европе растет интерес теоретиков и практиков менеджмента к формам и методам управления, которые используют японские компании[9].

Современная японская система менеджмента представляет собой гибкий рациональный механизм. Этот механизм постоянно совершенствуется по мере изменения условий функционирования организации и основывается не только на специфических факторах социально-культурных традиций, поскольку современный японский стиль управления формировался в основном под влиянием идей западноевропейской и американской концепций менеджмента. Об этом, частности, свидетельствует деятельность японских компаний за рубежом. Внешняя среда, рыночные условия и условия производства, в которых действуют японские промышленные компании, обусловливают формирование существенных различий в подходе к выработке стратегических и тактических целей функционирования, к формированию организационных структур и в определении методов управления основными видами деятельности. В довоенной Японии экономика была представлена небольшим числом финансово-промышленных конгломератов, собственность которых была сконцентрирована и принадлежала отдельным семейным кланам. При реализации программы послевоенного восстановления экономики в Японии были проведены демилитаризация и демонополизация экономики, а также реинтеграция конгломератов. С одной стороны, это привело к разукрупнению и акционированию конгломератов, а с другой – сохранило высокий уровень взаимосвязи промышленных предприятий на основе перекрестного владения акциями. Такие структурные трансформации в экономике привели к формированию современных финансово-промышленных групп Японии[10].