Файл: Налоговый контроль и налоговые проверки (Понятие, формы, методы налогового контроля).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Система налогообложения складывалась на протяжении всей истории. Поначалу налоги представляли собой различные натуральные подати, а так же являлись данью с покоренных земель. Позже они приобрели денежную форму лишь со временем, по мере развития товарно-денежных отношений.

На данный момент без налогов не сможет функционировать ни одно государство. Его финансовые ресурсы образуются за счет налоговых взносов, пошлин, сборов и других платежей. Функционирование экономической, социальной, оборонной и других сфер государства обеспечивают именно налоги. Они идут на содержание государственного аппарата, правоохранительных органов, армии, финансирование науки, здравоохранения, образования. Из бюджета так же строятся больницы, школы, детские дома, высшие учебные заведения, государственные предприятия; платится зарплата врачам, учителям, госслужащим, пенсии и стипендии.

Таким образом налоги гораздо реже вызывают одобрение, нежели возмущение общества, но ни одно государство без них не сможет существовать. Государство может воздействовать на ход экономической жизни лишь располагая определенными денежными средствами. Поэтому их должны обеспечивать все стороны, заинтересованные в выполнении функций государства. Для этого и существует система налогов - система обязательных платежей государству.

Несмотря на это, налогоплательщик все равно старается защитить от налоговых изъятий свой имущественный интерес. Государство в такой ситуации просто вынуждено выработать механизм взаимодействия с налогоплательщиками, который будет призван обеспечить надлежащее исполнение ими налоговых обязательств. Данный механизм в налоговом законодательстве России получил название «налоговый контроль». Более подробно под этим понятием признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.[1]


Конец 2008 стал многих - начался финансовый . Его для оказались : снизилась производств, уменьшился на , мно­гим предпринимателям свернуть деятельность, а же безработица. этих и проблем и не разрешены, того к прибавились и введенных с 2014 года.

В кризисных особенно роль контроля. приходится объемы деятельности, -за суммы отчисляемые в уменьшаются, в то время и ведь выделять суммы доходов для что смягчить кризиса.

и объясняется выбранной темы, налоги главным для бюджета , поэтому и их и своевременной всегда являться из задач органов.

понятия контроля, механизма , методов и  применения целью курсовой .

Так же можно несколько задач, будут в данной работе:

  • нормативно- базы налогового ;
  • изучение методов и налогового ;
  • исследование контроля в исполнения обязанностей уплате .

Глава 1. Организация налогового контроля в РФ

1.1. Понятие, формы, методы налогового контроля

Офици­ального определения налогового контроля в налоговом законодательстве России не было - до принятия Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию на­логового администрирования», то есть фактически с момента вступ­ления в силу первой части Налогового кодекса, прежде в статье 82 Налогового кодекса Российской Федерации лишь указывалось: «Налоговый контроль про­водится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и террито­рий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом».

Неопределенность в течение длительного времени законо­дательно утвержденного пояснения налогового контро­ля привело к тому, что многие научные и практические работники предпринимали попытки дать своё определе­ние этого понятия. Что в результате привело к тому, что в научной литературе появилось множество определений понятия «налоговый контроль».


Сравнительный анализ различных определений налогово­го контроля, которые приводят эти специалисты по налогообло­жению, позволяет выделить три основных точки зрения по этому вопросу[2]:

  1. Налоговый контроль рассматривается как специфическая деятель­ность государственных органов по обес­печению соблюдения налогового законодательства.
  2. Другая точка зрения акцентирует внимание на том, что налоговый контроль является совокупностью действий, приемов, операций, способов проверки соблюдения налогового законодательства.
  3. В третьей точке зрения специалисты придерживаются более системного подхода и подчеркивают, что налоговый контроль следует рассматривать в несколь­ких аспектах - организационном, методическом, техни­ческом и других.

На сегодняшний день официальное определение налогового контроля приведено в статье 82 НК РФ в редакции, действующей от 03 июля 2016г.: «Налоговым контролем признается дея­тельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом». Такое определение ближе всего к определениям налого­вого контроля, дававшимся сторонниками первой из ука­занных точек зрения.

Все точки зрения имеют ряд недостатков. Сторонники первой точки зрения, обращая пристальное внимание на деятельность государствен­ных органов, осуществляющих налоговый контроль, упус­кают из виду правовую и методическую стороны налого­вого контроля. Отвечая на вопрос «кто осуществляет на­логовый контроль», они не дают ответа на вопрос «как осуществляется налоговый контроль». К сожалению, этот недостаток присущ и действующему определению налогового контроля, данному в статье 82 Н К РФ. Приверженцы второй точки зрения, говоря о налоговом контроле как о совокупности методов, приёмов и способов, упускают из виду субъектов налого­вого контроля - государственные органы, которым зако­нодатель предоставил право применять указанные при­ёмы, методы и способы в целях обеспечения интересов государства. Сторонники третьей точки зрения справед­ливо отмечают сложность и многоплановость понятия «налоговый контроль». Однако, говоря о подходах к оп­ределению этого феномена, они не дают самого его опре­деления. Кроме того, сами подходы к определению нало­гового контроля у разных авторов неодинаковы.

Таким образом, наиболее полное определение налогового контроля должно содержать не только указание на субъекты и объекты контроля, но и правовую основу контро­ля и цели контроля.


С учётом сказанного предлагается следующее определение налогового контроля. Налоговый контроль - это деятельность уполномоченных государственных ор­ганов, формы и методы которой регламентированы законодательством Российской Федерации, с целью обеспе­чения полного и своевременного выполнения налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными обязанными лицами налоговых и иных обязательств, возлагаемых на них налоговым законода­тельством Российской Федерации в связи с их деятельно­стью или имущественным положением. [3]

Путем реали­зации государственными органами специальных мероп­риятий, которые именуют формами налогового контроля, и осуществляется налоговый контроль. Набор мероприятий или форм налогового контроля достаточно обширен. Статья 82 НК РФ с момента принятия первой части НК и до 1 января 2007 г. называлась «Формы прове­дения налогового контроля». С 1 января 2007 г., в связи со вступлением в силу Закона № 137-ФЗ, название ука­занной статьи изменилось, однако по сути «формы налогового контроля» здесь (в пункте 1) остались. В соответ­ствии с действующей редакцией НК РФ, налоговый кон­троль проводится должностными лицами налоговых органов посредством: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора; проверки данных учета и отчетнос­ти; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); в других формах, предус­мотренных НК РФ. В статьях 83-98 главы 14 («Налоговый контроль») НК РФ описан порядок проведения налого­вых проверок (статьи 87-89) и осмотра (статья 92). Поря­док же осуществления таких форм налогового контроля, как получение объяснений при проверке данных учёта и отчетности, НК РФ не регламентирован.

В указанной главе 14 НК РФ, наряду с упомянуты­ми, перечислены и следующие контрольные мероприя­тия:

  • учет организаций и физических лиц (статьи 83 - 86);
  • участие свидетеля (статья 90);
  • доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки (статья 91);
  • истребова­ние документов при проведении налоговой проверки (ста­тья 93);
  • истребование документов (информации) о нало­гоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках (статья 93.1);
  • вы­емка документов и предметов (статья 94);
  • экспертиза (ста­тья 95);
  • привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля (статья 96);
  • участие переводчика (статья 97);
  • участие понятых (статья 98).

В рассматриваемой связи интересно отметить, что опи­сание процедур проведения указанных мероприятий дано «вперемешку» с описанием процедур осуществления «форм налогового контроля».

Анализ перечисленных в главе 14 НК РФ конт­рольных мероприятий позволяет сделать вывод о том, что они имеют различное значение для работы по проверке дея­тельности налогоплательщиков с точки зрения уплаты ими налогов и соблюдения налогового законодательства. Входящие в состав указанной главы статьи регламенти­руют: формы налогового контроля (налоговые проверки, учет на­логоплательщиков); отдельные ме­роприятия по сбору доказательств наличия налоговых правонарушений, которые могут быть проведены в ходе налогового контроля (осмотр, экспертиза, выемка и т.п.); порядок документирования доказательств, полученных в ходе контрольных проверок и производства по делу о нало­говом правонарушении (составление протокола, привле­чение понятых).

В самом деле, если налоговая проверка является самостоятельным направлением налоговой работы, который по­зволяет выявлять и пресекать нарушения законода­тельства, допускаемые плательщиками, то осмотр, опрос свидетеля и некоторые другие «формы» являются лишь инструментами контроля, способами сбора доказательств о совершенных налоговых правонарушениях.

Таким образом, можно сказать, что чёткий перечень форм проведения налогового контроля отсутствует в законодательстве. Некоторые формы налогового контроля в НК РФ названы, но не смотря на это, порядок их проведения так и не установлен.

Необходимо отметить также, что, в соответствии со статьей 30 («Налоговые органы в Российской Федерации») НК РФ, налоговые органы составляют единую централи­зованную систему контроля за соблюдением законода­тельства о налогах и сборах, за правильностью исчисле­ния, полнотой и своевременностью внесения в соответ­ствующий бюджет налогов и сборов. Все контрольные мероприятия, перечисленные в главе 14 НК РФ, нацеле­ны на соблюдение законодательства о налогах и сборах и на правильность исчисления налогов. Что касается конт­роля за полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, то порядок его проведения в НК РФ не описан. Вместе с тем из содержания статьи 82 («Общие положения о налоговом контроле») НК РФ следует, что налоговый контроль может осуществляться только в фор­мах, предусмотренных этим Кодексом.

Учитывая то, что контрольные мероприятия могут затронуть интересы любого налогоплательщика, было бы целесообразно в НК РФ перечислить все практически так или иначе опробованные и оправдавшие себя формы налогового контроля, а также регламентировать порядок их проведения.