Файл: Налоговый контроль и налоговые проверки (Понятие, формы, методы налогового контроля).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особое для деятельности такие , как " жительства" и " нахождения". жительства лица по (наименование РФ, , города, населенного , улицы, дома, ), по физическое зарегистрировано (. 11 НК ). Место обособленного - место этой деятельности свое подразделение. нахождения лица место государственной , которая по нахождения учредителями в о государственной постоянно исполнительного , а в случае такового - органа лица, право от юридического без (п. 2 ст. 54 РФ).

Местом нахождения имущества в целях учета налогоплательщиков признается: а) для речных, морских и воздушных транспортных средств - место нахождения (жительства) собственника имущества; б) для транспортных средств, не указанных выше, - место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества; 3) для иного недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества[7].

Постановка учет и индивидуальных осуществляется от обстоятельств, с НК связывает обязанности уплате . Примечательно, НК не в этом лиц, являющихся предпринимателями, , на данное не . Но с тем данный широко вариант на каждого лица с его .

При постановке на учет вновь созданной организации, индивидуального предпринимателя или физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, по месту жительства налогоплательщикам выдается свидетельство о постановке на учет. Во всех других случаях выдаются уведомления. В случае переезда физического лица на новое место жительства на территорию, которая находится в ведомости другого налогового органа, при изменении приведенных в нем сведений, а также в случае порчи или утраты свидетельство подлежит замене.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет в течение 5 дней со дня представления налогоплательщиками всех необходимых документов. Если учет осуществляется на основании информации, переданной уполномоченными органами, налоговый орган обязан сделать это в течение 5 дней со дня поступления таких сведений. В тот же срок налоговый орган обязан выдать или направить по почте налогоплательщику свидетельство (уведомление) о постановке на учет в налоговом органе.

В случае изменения места жительства или места нахождения налогоплательщика, а также при его ликвидации налоговый орган снимает налогоплательщика с учета.

Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения (месту жительства) осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика. В случае принятия организацией решения о прекращении деятельности через свое обособленное подразделение снятие с учета производится по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня его подачи.


Каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который носит строго персонифицированный характер и ни в каком случае не может быть повторно присвоен другому лицу. Плательщик указывает свой ИНН в подаваемых в налоговый орган декларациях, отчетах, заявлениях или иных документах, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Внедрение института ИНН в налоговую практику столкнулось со значительными трудностями. Многие граждане отнеслись к присвоению ИНН с непониманием, даже враждебностью. Широкое распространение получило мнение, что ИНН содержит антирелигиозную символику, служит заменой имени человека и используется для сбора, хранения и использования информации о частной жизни лица без его на то согласия. Конституционность введения ИНН рассматривал КС РФ, который отметил, что ИНН представляет собой цифровой код, состоящий из двенадцати последовательных цифр (десяти - для организаций), характеризующих слева направо код налогового органа, присвоившего ИНН, порядковый номер налогоплательщика и контрольное число, рассчитанное по специальному алгоритму, установленному МНС РФ. Поэтому, указал КС РФ, наличие в ИНН некоего числа, могущего затрагивать религиозные чувства налогоплательщика, носит случайный характер; ИНН не заменяет имя человека и подлежит использованию наряду с другими сведениями о налогоплательщике исключительно в целях налогового учета[8].

На основе данных налогового учета МНС РФ ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Правительством РФ «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Постановка на учет и снятие с учета осуществляются бесплатно. С момента постановки на учет сведения о налогоплательщике являются налоговой тайной.

Глава 3. Налоговый контроль налогоплательщиков посредством налоговых проверок

3.1. Камеральная проверка

87 - 88 НК составляют правового назначения и камеральных проверок. К же ведомством и утверждено методических по камеральных проверок разным (в зависимости категории налогов, вида организации, категории и т.д.), но все доступны для пользования, являются правовыми согласно п. 2 . 4 НК и обязательны выполнения сотрудниками органов.


известно, Российской 27 июля 2006 г. Федеральный № 137-ФЗ «О изменений в первую и вторую кодекса Федерации и в законодательные Российской в связи с мер совершенствованию администрирования». поправки в часть Налогового РФ, порядка и проведения , выездных проверок, деклараций, уплаты и налогов, налога, , штрафа и .

Изменениям налоговые и иные налогового , в том связанные с проверками, после 31 2006 г.

Если такие налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля не завершены до 1 января 2007 г., то они проводятся в порядке, действовавшем до 1 января 2007 г., включая оформление результатов указанных налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля[9].

В соответствии с действовавшей редакцией ст. 88 НК РФ камеральные проверки проводятся в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговые органы трактовали данное положение следующим образом: срок проведения проверки начинает исчисляться с момента получения затребованных после подачи налоговых деклараций дополнительных документов, что искусственно увеличивало срок проведения налоговой проверки.

Однако с 1 января 2007 г. налоговый орган утратил такую возможность.

Согласно изменениям, внесенным в ст. 88 НК РФ, камеральная проверка должна быть проведена в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации и документов, которые налогоплательщик должен будет прилагать к декларации. В случае представления дополнительных документов, по требованию налогового органа, срок проведения камеральной проверки продлеваться не может.

В новой редакции ст. 88 НК РФ предусмотрено важное позитивное для налогоплательщика нововведение, благодаря которому, если в результате камеральной налоговой проверки выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, находящимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается плательщику с требованием в течение 5 дней представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. При этом налогоплательщик вправе дополнительно представить любые документы в подтверждение данных, отраженных в декларации.

В обязательном порядке необходимо представление совместно с декларацией (расчетом) документов[10]:


  • для подтверждения использования налоговой льготы;
  • для подтверждения налоговых вычетов в соответствии со ст. 172 НК РФ;
  • служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов.

Согласно нововведениям налоговые органы по результатам проведения камеральных проверок в случае установления факта совершения налогового правонарушения будут обязаны составлять акты в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ, причем такой акт оформляется после рассмотрения представленных налогоплательщиком пояснений и с учетом дополнительно представленных документов, подтверждающих информацию, отраженную в налоговой декларации.

Акт налоговой проверки должен быть составлен налоговым органом в течение 10 дней после окончания камеральной проверки и вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку, или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). Таким образом, законодатель предусмотрел максимальную возможность получения акта проверки.

Только в случае уклонения лица, в отношении которого проводилась проверка (или его представителя), от получения акта проверки налоговый орган вправе направить акт по почте заказным письмом по месту нахождения налогоплательщика[11].

На сегодняшний день налогоплательщик вправе представить мотивированное возражение на акт проверки в течение 30 дней с момента получения акта.

Порядок возмещения НДС поставлен в зависимость от проведения камеральной налоговой проверки. Согласно ст. 176 НК РФ срок возмещения исчисляется с момента окончания проведения камеральной проверки. В случае, если при проведении камеральной проверки не будут выявлены нарушения, налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 176 НК РФ обязан принять решение о возмещении налога в течение 7 дней после ее окончания, а на следующий день после принятия такого решения направить в орган Федерального казначейства поручение на возврат суммы налога. Такое поручение подлежит исполнению в течение 5 дней со дня его принятия.

Несмотря на это, решение о возмещении примется налоговыми органами только в случае отсутствия факта нарушений законодательства о налогах и сборах.

На сегодняшний день, судебная практика такова, что налоговый орган, как правило, принимает решение об отказе в возмещении налога по формальным основаниям, нередко даже без исследования документов, привлекая налогоплательщика к ответственности. В связи с последними изменениями такая возможность у налогового органа утрачена.


В случае выявления подобных фактов в ходе камеральной налоговой проверки проверяющими должен составляться акт проверки в соответствии со ст. 100 НК РФ, на который налогоплательщик вправе представить свои возражения, подлежащие рассмотрению в соответствии с процедурой, установленной в ст. 101 НК РФ. По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки налоговый орган выносит решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и одновременно с этим выносит решение об отказе в возмещении заявленной в декларации суммы НДС.

Нельзя не отметить тот факт, что законодательная база, регулирующая правоотношения в сфере осуществления мероприятий камеральной налоговой проверки, в последние годы претерпевает существенные изменения, однако многие проблемы в области правового и организационного обеспечения камеральной налоговой проверки остаются нерешенными, о чем свидетельствует как правоприменительная практика налоговых органов, так и практика арбитражных судов.

В настоящее время камеральные проверки остаются существенным фактором пополнения бюджета. Особо важным направлением камеральной проверки является проверка обоснованности заявленных плательщиком к возмещению сумм НДС, а также применение налоговых льгот в части исчисления НДС. На сегодняшний день проблема возмещения НДС из федерального бюджета остается серьезным препятствием для развития российского экспорта, поскольку налоговые органы в большинстве случаев не могут проверить реальность экспортных операций в срок менее чем 1 год. В связи с тем, что налоговое законодательство в области организации и проведения мероприятий камеральной налоговой проверки окончательно не сформировалось, многие аспекты осуществления камеральной налоговой проверки в настоящее время не урегулированы законом, на практике возникает большое количество споров между налогоплательщиками и инспекциями Федеральной налоговой службы, а также нередки противоречия между различными судебными инстанциями. Так, например, как следует из Определения Высшего Арбитражного Суда РФ от 03.10.2007 № 15038/05, по результатам проведенной камеральной проверки ИФНС отказала налогоплательщику в возмещении заявленной суммы НДС, мотивируя свой отказ тем, что в рамках международного сотрудничества ИФНС получила с помощью иностранных налоговых органов информацию о порядке приобретения и расчетов иностранных получателей за товар, отправленный на экспорт российской организацией по конкретным внешнеэкономическим контрактам; однако эта информация была получена за пределами трехмесячного срока.