Файл: Налоговый контроль и налоговые проверки (Понятие, формы, методы налогового контроля).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 1
При уточнении перечня форм налогового контроля лучше всего исходить из его определения. Необходимо так же принять к сведению, что одни мероприятия направлены на контроль за соблюдением налогового законодательства, а другие, по сути, являются инструментами проведения первых. Во избежание путаницы следует понимать, что такие «инструменты» налогового контроля лучше называть «методами налогового контроля». Кроме того, нужно учесть, что в НК РФ, в отличие, скажем, от Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нет специальной главы, посвященной доказательствам, способам их сбора и документирования, а соответствующие статьи включены в состав главы 14 НК РФ. Следует, следовательно, способы сбора и документирования доказательств «отделить» от форм налогового контроля.
С учетом сказанного можно сформулировать перечень форм налогового контроля. К ним следует отнести[4]:
- учет налогоплательщиков (организаций и физических лиц);
- налоговые проверки (камеральные или выездные);
- контроль за полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов (как отмечалось ранее, в настоящее время эта форма налогового контроля в НК РФ вообще не описана).
В качестве методов налогового контроля можно рассматривать:
- получение информации и документов от различных государственных органов, банков, налогоплательщиков;
- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
- проверку данных учёта и отчётности;
- истребование документов при проведении налоговой проверки;
- истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках;
- выемку документов и предметов;
- доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки; осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
- участие свидетеля;
- экспертизу;
- привлечение специалистов для оказания содействия в осуществлении налогового контроля.
Общим для всех этих методов является то, что они обеспечивают осуществление налогового контроля, но не имеют самостоятельного значения. Действительно, можно собирать информацию, получать объяснения налогоплательщика, проводить экспертизы и т.п., но без проведения собственно налоговой проверки сделать вывод о наличии или отсутствии в действиях налогоплательщика нарушений налогового законодательства невозможно. Более того, использование некоторых из этих методов вне рамок налоговой проверки не разрешено НК РФ.
Для того, чтобы устранить имеющиеся неточности формулировок в НК РФ по рассматриваемым вопросам целесообразно включить перечни форм и методов налогового контроля в его статью 82, а затем - доработать главу 14 так, чтобы порядок осуществления формы и метода контроля подробно ламентирован в различных этой .
При особое нужно на кой метод контроля, «проверки учёта и », который, отмечалось, не отражения в . Конечно, множество проверки учёта и и перечислить все в РФ ли . Вместе с данный является распространенным дом налогового , используется при контрольных , проводимых выми органами уровней. совсем « вниманием» метод в РФ следует.
касается «форм контроля», участие и участие , то , по му мнению, относятся к формам, к методам логового контроля.
переводчика необходимым ментом коммуникации налоговым и налогоплательщиком. этом может боваться не при контрольных риятий, но и любых контактах инспекций с , не русским , либо использовании в работе кументов на языках. переводчика этом, говоря, изменятся. действующая НК позволяет кать переводчиков при мероприятий контроля. В с этим бы разно изменить пункта 1 97 НК , заменив текст: «В необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик» на текст: «В необходимых случаях для взаимодействия с налогоплательщиками и (или) иными участниками налоговых правоотношений, либо изучения документов на иностранных языках, на договорной основе может быть привлечен переводчик».
Участие понятых призвано гарантировать объективность и строгое соблюдение всех необходимых формальностей в ходе составления протокола при осуществлении контрольных мероприятий в процессе налоговых проверок. Поэтому их участие является обязательным условием использования некоторых методов налогового контроля.
Итак, корректировка текста главы 14 НК РФ с учётом предлагаемых предложений позволила бы снять многие неясности и пробелы в налоговом законодательстве, которые осложняют взаимодействие и взаимопонимание налогоплательщиков и налоговых органов, порождают споры, конфликты, создают почву для злоупотреблений.
1.2. Правовое регулирование организации налогового контроля
Конституция Российской Федерации определяет налоговое право налогоплательщиков - обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).
Ведущее место в системе источников налогового права занимает налоговый кодекс РФ и обладает наибольшей юридической силой в иерархии законодательства о налогах и сборах. Все другие региональные, федеральные и муниципальные нормативные правовые акты о налогах и сборах могут быть приняты только при условии их соответствия НК РФ.
Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей. Часть первая (общая) устанавливает:
- законодательство и другие правовые акты о налогах и сборах;
- систему налогов и сборов в РФ;
- правовой статус участников налоговых правоотношений;
- общие правила исполнения обязанностей по уплате налогов;
- способы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- порядок формирования и подачи налоговой декларации;
- основы налогового контроля;
- виды налоговых правонарушений и ответственность за них;
- процедуры обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Часть вторая (специальная) определяет порядок введения и сбора конкретных видов налогов.
Нормативные правовые акты по вопросам налогообложения в зависимости от уровня компетенции подразделяются на:
- а акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти (в частности, Минфин России);
- акты органов власти субъектов РФ;
- акты органов местного самоуправления.
Международные договоры по вопросам налогообложения являются составной частью законодательства о налогах и сборах Российской Федерации. Статья 7 НК РФ закрепляет приоритет норм международных договоров над нормами российского законодательства о налогах и сборах: «Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации».
Так же для избегании двойного налогообложения, о предотвращении уклонения от налогообложения, об обмене информацией существуют общие и специальные разнообразные соглашения. Такого рода международные соглашения заключены Российской Федерацией с более чем 70 странами (а всего их около 200).
Акты законодательства, вносящие изменения в НК РФ, вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.
Только публикация в «Российской газете», «Парламентской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации» считается официальным опубликованием федеральных законов. Датой же считается дата первой публикации его полного текста.
Заметим, что ни ФНС России, ни ФТС России не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, уменьшающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
А акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства либо формирующие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеют обратную силу[5].
Глава 2. Особенности налогового контроля в области исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов и сборов. Учет организаций и физических лиц
Учет физических и юридических лиц представляет собой регистрацию налогоплательщиков в налоговых органах для сбора информации, которая необходима для осуществления налогового контроля. В Единый государственный реестр включают всех зарегистрированных налогоплательщиков. Их учет на государственном уровне создает все необходимые условия для последующего налогового контроля в различных формах.
Подлежащие постановке на учет более подробно расписаны в ст. 83 НК РФ:
- организации, имеющие статус юридического лица, и индивидуальные предприниматели - в связи с их государственной регистрацией;
- организации, имеющие обособленные подразделения;
- физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, - при наличии обстоятельств, с которыми нк рф связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога;
- налогоплательщики, имеющие в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) недвижимое имущество и (или) транспортные средства.
При нескольких для на налогоплательщик быть в налоговый и по нахождения (), и по нахождения подразделения, и месту имущества. если уже на в определенном органе одному оснований, повторно на в том налоговом по основанию не . Например, "Марс" в Санкт-, имеет в Ростове--Дону и , приписанный к Новороссийска - , АО"" должно поставлено учет в органах -Петербурга, т.к. регистрация там, -на- - наличие подразделения, и , соответственно транспортного . Если впоследствии "Марс" филиал в или самолет в -Петербурге - становиться учет, уже другим оно обязано.
НК РФ подробно регламентирует порядок и место постановки налогоплательщиков на учет по каждому из оснований. Постановка на учет вновь созданной организации осуществляется в налоговом органе по месту нахождения лица на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - по месту жительства на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Таким образом, специально подавать в налоговый орган заявление о постановке на учет не требуется. Это стало возможным с внедрением в систему легализации предпринимательской деятельности принципа «одного окна», когда и государственная регистрация, и учет налогоплательщиков осуществляется одновременно одним и тем же налоговым органом[6].
При наличии обособленного подразделения заявление о постановке на учет подается в налоговый орган по месту нахождения в течение одного месяца после его создания. При наличии в собственности недвижимости или транспортных средств постановка на учет организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется по месту нахождения имущества на основании сведений, сообщаемых регистрирующими органами. Учет физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляется также по месту жительства на основе информации, предоставляемой органами, указанными в ст. 85 НК РФ. Таким образом, физические лица для постановки на учет не обязаны совершать какие-либо активные действия.