Файл: Управленческий учет как составная часть информационной системы предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 294

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Определение (в разрезе видов ресурсов) методов выявления фактических величин потребления ресурсов (и, соответственно, отклонений от нормативных величин) и лиц, ответственных за реализацию этих методов.

Подходы к формированию методов выявления фактических величин зависят в первую очередь от вида производственных ресурсов и характера (типа) производства. Например, для учета материальных затрат используются следующие основные методы:

- сигнальное документирование используется, как правило, в случае внепланового изменения норм и превышения лимита потребления производственных ресурсов;

- партионно-раскройный, каждую партию материалов обрабатывают (раскраивают) обособленно и по окончании обработки сразу устанавливают величину отклонений;

- инвентарный, отклонения выявляются исходя из фактического расхода материалов, исчисленного по данным инвентаризации готовой продукции и материалов на рабочих местах и в незавершенном производстве. Производится периодически [16., с. 110].

Для учета затрат на оплату труда (учет выработки) возможно применение следующих методов:

- по конечной производственной операции - работники, занятые на определенном этапе технологического процесса, объединяются сквозные бригады, выработка которых определяется исходя из количества продукции, прошедшей конечную производственную операцию, выполняемую бригадой. Метод может применяться при поточной организации труда, когда выработка на конечной операции соответствует выработке на любой промежуточной стадии работы бригады, т. е. там, где отсутствуют или стабильны межоперационные остатки незавершенного производства. Как правило, это производства с регламентированным ритмом, где равенство или кратность промежуточных операций такту поточной линии позволяет определить выработку всех рабочих;

- инвентарный, по данным о выработке на конечной производственной операции бригады и пооперационных остатках деталей

- приемки выработки на каждой производственной операции, количество изготовленной продукции устанавливается путем приемки ее по каждому рабочему месту, осуществляемой мастером или работниками технического контроля. Применяется в условиях серийного и массового производства, где на отдельных рабочих местах в течение отчетного периода производятся разные или редко повторяющиеся изделия;

- расчетный, используется в случаях, когда выработка зависит от других показателей и невозможно применить перечисленные выше способы;


- определение форм документов, используемых для отражения информации о фактическом потреблении производственных ресурсов.

- определение порядка формирования и представления первичных отчетов (кто, когда, кому представляет отчеты) [16., с. 111];

- определение методики анализа зафиксированных отклонений;

- определение порядка регулирования возникших отклонений, т. е. формирование регламента действий, направленных на восстановление нормального хода производственного процесса или предотвращение подобных случаев. Реализуется в разрезе видов потребляемых ресурсов и в зависимости от величин отклонений; причин отклонений; виновников отклонений.

- определение порядка формирования итоговых отчетов [16., с. 112].

Таблица 5. Учет оплаты труда операторов бетонораспределительных стрел

Показатели

Оплата от клиентов за час переработки, руб.

Оплата операторам за час переработки, руб.

Оклад за месяц, руб.

Свыше 8 часов в смену

350

150

20000

Свыше 8 часов в смену

500

250

20000

Свыше 200 часов в месяц

350

150

20000

Свыше 200 часов в месяц

500

250

20000

Свыше 240 часов в месяц

350

150

20000

Свыше 240 часов в месяц

500

250

20000

В таблице № 5 показаны ставки оплаты труда операторов бетонораспределительных стрел. По ним видно, что заработная плата операторов состоит из двух частей. Первая – это оклад в размере двадцати тысяч рублей, и вторая – это получение оплаты операторами по фиксированной ставке за переработанные часы сверх нормы, согласно с условиями подписанного трудового договора и оформленным рапортам, которые в обязательном порядке подписываются у контрагента. После окончания отчетного месяца операторы сдают подписанные рапорта в бухгалтерию. По данным рапортам рассчитываются суммы оплаты труда по переработанным счетам. Данные подаются генеральному директору ООО «МУФТА АРЕНДА» и в случае одобрения данные суммы включаются в следующую оплату труда операторов.

Предполагается, что вторичные отчеты формируются по итогам некоторого периода (рабочей недели, декады, месяца, квартала) и носят характер сводных отчетов. Могут формироваться в различных разрезах, например, по причинам отклонений; виновникам отклонений; видам (статьям) затрат; видам продукции.


Рассмотрим проведение факторного анализа отклонений. Факторный анализ отклонений предполагает разделение возникших отклонений по факторам (причинам), вызвавшим их появление [16., с. 112].

Выявление факторов отклонений призвано определить виновников возникших неблагоприятных отклонений с целью персонификации ответственности; предотвращения, нейтрализации факторов, приведших к неблагоприятным отклонениям [16., с. 112].

Принцип факторного анализа отклонений и его основную цель можно продемонстрировать на примере. Для простоты изложения принято допущение, что отсутствуют запасы незавершенной и нереализованной продукции [16., с. 112].

Зарубежным аналогом российского нормативного метода является система «стандарт-кост». Отечественные специалисты уже достаточно давно ведут дискуссию о различиях этих двух систем. По нашему мнению, управленческая методология обоих методов одинакова - наличие норм потребления ресурсов, учетных цен ресурсов и использование этих данных для планирования и контроля деятельности. Поэтому все возможные различия между нормативным методом и методом «стандарт-кост» носят не столь существенный характер, чтобы можно было говорить о какой-то принципиальной разнице. Скорее эти различия носили больше идеологический характер. Тем более что исторически «наш» нормативный метод непосредственно связан со «стандарт-костом»:

Одно из частных различий – порядок списания выявленных отклонений величин затрат. В соответствии с принципами «стандарт-коста» они списываются на финансовый результат того периода, в котором возникли. Как принято говорить, эти отклонения не являются «запасоемкими», т. е. они не распределяются между реализованной продукцией и запасами. Например, возникшее отклонение по ценам (фактических цен от учетных) при приобретении материалов списывается на финансовый результат исходя из общего количества приобретенных материалов, а не только из того количества материалов, которое передано в производство [16., с. 123].

Таким образом, общая величина отклонения не распределяется между материалами, переданными в производство, и материалами, оставшимися на складе [16., с. 124].

Нормы и учетные цены отражают нормальный (номинальный) ход хозяйственной деятельности. Любое отклонение от нормального хода деятельности (т. е. любое отклонение от норм и учетных цен), возникшее в каком-либо периоде, должно корректировать величину финансового результата этого периода. Если же возникшее отклонение будет распределяться между реализованной продукцией и запасами, то та часть отклонения, которая осталась в запасах, скажется на финансовом результате в следующих периодах и тем самым исказит его, поскольку отклонение (положительное или отрицательное) было допущено в текущем периоде [16., с. 124].


Сразу же оговоримся, что предложенный вариант отражения операций на счетах учета прямо не предусмотрен российским законодательством по бухгалтерскому учету.

Итак, основным преимуществом нормативного метода учета (метода «стандарт-кост») является его «управленческая направленность», позволяющая осуществлять планирование и контроль деятельности предприятия [16., с. 124].

Во второй главе были рассмотрены методы формирования и учета затрат в ООО «МУФТ АРЕНДА». Была дана краткая характеристика анализируемой организации и рассмотрены методы формирования затрат. В результате, были проанализированы затраты организации при ведении хозяйственной деятельности.

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию управленческого учета ООО «МУФТ АРЕНДА»

В ходе исследования были обнаружено неполноценное ведение управленческого учета. Так как нет отдельно работника, который вел бы управленческий учет, то данные функции выполняют сразу несколько сотрудников: генеральный директор, коммерческий директор, главный механик и главный бухгалтер.

В ООО «МУФТА АРЕНДА» программа 1С 8.3. для ведения бухгалтерского учета установлена только в финансово-экономическом отделе на трех рабочих местах. То есть, нет свободного доступа к бухгалтерским данным у генерального директора, коммерческого директора, начальника склада. У генерального директора есть только электронные ключи и доступ к личному кабинету ПАО «Совкомбанк».

Изначально неправильно организована взаимосвязанная работа между начальником склада, коммерческим директором и финансово-экономическим отделом. Это отражается на некоторых моментах внутренней деятельности организации:

- не полностью согласовано процедура поступления запчастей, материалов между данными по складу и бухгалтерии (по некоторым позициям номенклатуры различаются наименования одной и той же позиции, в результате чего при продаже или списании на расходы тратиться лишнее время на уточнение наименований);

- не предоставляются вовремя полностью оформленные путевые листы и рапорта операторов за отчетный месяц;

- присутствует долгая процедура подписи документов от поставщиков. Сначала документы сортируются в коммерческом отделе, потом подписывается у генерального директора и отдаются в бухгалтерию. Поэтому некоторые первичные документы приносят в бухгалтерию через месяц после фактического получения документов по почте России. И в итоге на еженедельном совещании генеральный директор получает не полную информацию о хозяйственной деятельности своей организации.


Рекомендуется нанять отдельного сотрудника для ведения управленческого учета. Либо создать и подписать приказы на определенных сотрудников, по поводу закрепления за ними ведения управленческого учета.

Для улучшения ведения управленческого учета, рекомендуется:

- установить на рабочих местах начальника склада и коммерческого отдела программу 1С 8.3, для того чтобы они вели учет в данной программе, тем самым у трех отделов будет доступ к одной и той же информационной базе;

- поменять процедуру принятия документов. В начале первичные документы по поступлениям и продажам пришедшие по почте России или полученные через курьера получает финансово-экономический отдел, данные из документов в программу 1С 8.3, а потом уж отдается на подпись к генеральному директору и после подписания подшиваются в соответствующие папки;

- установить ответственных за своевременное предоставление полностью оформленных путевых листов и рапортов операторов в конце каждого месяца;

- еженедельно проводить мониторинг цен по закупкам материалов;

- пересчитать нормы расхода материалов и топлива, создать и подписать соответствующие приказы по нормам расходов;

- ввести в обязательном порядке оформление требований-накладных на списание материалов и передавать данные документы в отдел бухгалтерии в конце каждого месяца;

- ежедневно проверять данные по банкротствам контрагентов, чтобы успеть встать в очередь на получение всей суммы или части денежных средств задолженности перед ООО «МУФТА АРЕНДА»;

- установить сроки остановки работ строительного оборудования на объекте контрагента, в случае если будет просрочена оплата за аренду техники более чем за один месяц работы. Данный пункт нужно обязательно прописать в договорах аренды с контрагентами, как с новыми так и с постоянными;

- в связи с увеличением ставки НДС с 18 процентов до 20 процентов, нужно отослать контрагентам письма и подписать дополнительные соглашения с партнерами, в которых будет прописан пункт об увеличении стоимости услуг аренды оборудования пропорционально увеличению ставки НДС на 2 процента с первого января 2019 года.

Данные действия позволят организации более эффективно управлять, контролировать свои расходы и своевременно принимать управленческие решения в хозяйственной деятельности.

Заключение

В результате исследования мы выяснили, что без организации управленческого учета организация не сможет нормально осуществлять свою деятельность. Данные управленческого учета являются внутренней информацией самой организации и является ценной для принятия управленческих решений.