Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Коммуникационные средства).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие сведения о невербальной коммуникации.
1.1 Понятие и функции невербального общения.
1.2. Факторы, влияющие на невербальное общение.
1.3. Роль невербальных средств общения для современности.
Глава 2. Коммуникационные средства и виды невербального общения.
2.1. Виды невербальных языков.
2.3. Невербальные коммуникации как средство для распознания лжи.
4. Хаптика или такесика. (Люди прикасаются друг к другу по разным поводам, разными способами и в разных местах. Это могут быть профессиональные, ритуальные, дружеские и вражеские, любовные касания).
5. Проксемика (Связана с восприятием и использованием социального и личного пространства в коммуникации, дистанция между партнерами, организация пространства при беседе и др. Человек будто бы окружен пространственной сферой, размеры которой зависят от культурной основы личности, от ее состояния, от социальной среды). Существует 3 вида пространства: Фиксированное, оно ограничено недвижимыми вещами, например, стенами в комнаты. Полуфиксированное пространство, оно меняется, например, при перестановке мебели. Неформальное пространство — это личная и интимная территория, окружающая человека.
6. Хрономика (Изучает распределение времени в общении. Например, в западных странах высоко ценится пунктуальность. Пунктуальность — одно из условий успешной карьеры. Вызывают негативное отношение, люди, которые опаздывают или не выполняют задания в определенный срок. В восточных странах отношение ко времени не такое жесткое. Также у мужчин и у женщин различное представление о пунктуальности).
7.Артефакты или артефактика. (К артефактам относится одежда, украшения. Одежда каак наиболее сильный фактор. Она должна соответствовать обстановке, социальному статусу и т. д.).
8. Ольфактика. (Изучает запахи. Запах, возможно, самое сильное и влиятельное ощущение. По запаху у нас сформировывается мнение о собеседнике). Существуют некие особенности запахов: * Слепота на запахи — это невозможность различать запахи, это может затруднять общение с людьми. * Адаптация к запаху — это привыкание к определенным видам запахов. * Память о запахе — некоторые запахи могут остаться в памяти и вызывать приятные или неприятные воспоминания. * Неумеренный запах — это превышение нормы при использовании духов, дезодорантов. * Различие запахов — это способность обоняния устанавливать сходство и различие одних запахов от других.
9. Эстетика (Необходима при передаче сообщения или настроения через цвет или музыку. Музыка регулирует поведение, она стимулирует или же ослабляет определенные действия. Окраска стен, мебели должны вызывать только благоприятные ощущения. Допустим, во многих учебных заведениях светло зеленые стены, так как этот цвет положительно влияет на психику. Влияние цвета и музыки на человека используется в разных помещениях и ситуациях: от супермаркетов до автомобилей. В каждом месте они должны соответствовать конкретному помещению или ситуации).
2.2. Классификация систем невербальной коммуникации. Достаточно часто невербальную коммуникацию классифицируют в виде систем
1. Визуальная (зрение)
2. Акустическая (слух)
3. Тактильная (осязание)
4. Ольфакторная (запахи, обоняние)
1. Визуальная система общения включает в себя жесты, мимику, позы, походку, дистанцию между партнерами, визуальный контакт (контакт глазами), различные вспомогательные средства общения и т. д. Рассмотрим главные элементы визуальной системы общения: Мимика. Мимика - способ использования выражения лица. Чаще всего основным объектом внимания является лицо человека. И по эмоциональному состоянию человека можно многое для себя узнать. Главные впечатления о человеке можно составить из наблюдения гримас его лица. Например, удивление – рот максимально открыт, если же также широко открыты и глаза, подняты брови это признак ошеломления. Протест – уголки рта чуть приподняты, часто широко открыты глаза. Закрытый, напряженный рот часто говорит о твердости характера, о нежелании продолжать беседу. Улыбка на лице обычно показывает дружелюбность. Улыбка для женщины чаще всего правдива и соответствует ее настроению. Улыбка мужчины как возможность себя показать, что он владеет собой. Однако, улыбка не всегда может выказываться в знак дружелюбия, она может быть неискренней, лживой, ехидной. Очень важно знать различные выражения лица при разных эмоциях не только для того, чтобы понимать других людей, но и для хорошей отработки своих рабочих имитаций. Малоподвижная мимика свидетельствует о постоянстве душевных процессов, об устойчивом настроении, о спокойном характере. А подвижная
мимика говорит о легкой возбудимости от внешних раздражителей, о быстрой смене восприятия впечатлений и т. д.
Жесты. Жесты – обычно движения рук или кистей рук. Жесты могут быть понятны без использования речи, а могут быть понятными только с ее использованием. Во всем мире основные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны — они хмурятся, когда сердятся — у них сердитый взгляд. Жест говорит о желании человека или о том, что человек в этот момент испытывает. Внешне одинаковые жесты у различных людей могут означать совершенно непохожие и разные вещи, но существуют и тождественные моменты:
1) активная жестикуляция – частый элемент положительных эмоций, понимаемый другими как выказывание дружелюбия и заинтересованности;
2) чрезмерная жестикуляция – признак беспокойства или неуверенности. Выделяются жесты-сигналы, жесты-знаки, жесты-символы, жестыиллюстраторы, жесты-регуляторы, жесты-адапторы: Жесты-знаки произвольные жесты, осознанные, рассчитанные на передачу информации собеседнику. Жесты-сигналы непроизвольны, неосознанны и не рассчитаны на чье-либо восприятие. Непроизвольная жестикуляция это демонстрация открытых ладоней как показатель открытости; сжатие кулаков – внутреннее возбуждение, агрессивность (чем сильнее сжимаются пальцы, тем сильнее сама эмоция); прикрытие рта рукой в момент речи – удивление; прикосновения к носу или легкие почесывания его – неуверенность, ложь, поиск в ходе дискуссии нового контраргумента; потирание пальцем века – ложь, но иногда – ощущение подозрительности и лжи со стороны партнера; суетливость рук (теребление чего-либо, скручивание и раскручивание авторучки) – настороженность,
15
нервозность, смущение; пощипывание ладони – готовность к агрессии; покусывание ногтей – внутреннее беспокойство. Жесты-символы – сильно ограничены рамками культуры или местности, и являются самыми простыми приемами невербальной коммуникации. Жесты-иллюстраторы – ими пользуются для того, чтобы пояснять сказанное (например, указать рукой), также являются простыми приемами невербального общения. Жесты-регуляторы – играют огромную роль в начале и в конце беседы. Например - рукопожатие. Это традиционная и древняя форма приветствия. Эти жесты являются самыми сложными приемами невербального общения. Жесты-адапторы – они сопровождают наши чувства и эмоции. Они проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признаками переживаний – нервное перебирание одежды, постукивание ногой, ручкой и т.д. Все жестовые средства общения разделяются на натуральные, дактилологические и конвенционные. Натуральные (естественные) жесты в норме употребляются в повседневном общении совместно с речью, усваиваются они в контексте обыденного общения без специального обучения. Конвенционные (условные, символические) жесты не зависят от языка, они повторяют его структуру и требуют специального обучения. К конвенциональным жестам относятся: тайный “язык” жестов кочевых народов, “язык” жестов американских индейцев, системы жестов глухонемых, ритуальные жесты монахов, системы профессиональных жестов. Жесты могут очень многое повествовать о человеке. Они могут указать на национальность, темперамент, эмоциональное состояние. Жесты показывают внутреннее состояние, характер высшей нервной деятельности человека, склонность к определенному типу людей. Каждый человек умеет жестикулировать по своему, индивидуально. При каких-либо сильных эмоциональных переживаниях намного увеличивается количество жестов, возникает ощущение жестовой чрезмерности и общей суетливости, жесты как бы ускоряются, увеличивается их амплитуда, возникают отклонения от привычной манеры жестикуляции. При формальном общении, в каких-либо официальных ситуациях язык жестов гораздо реже используется, чем в неформальных беседах. Жест может быть основным, главным в разговоре, может просто дополнять сказанное. Жесты должны соответствовать мыслям, также в разных ситуациях нужно уметь контролировать свою жестикуляцию.
Поза. Поза - это положение человеческого тела. Позы выполняют 2 функции в общении: • расчленять поток речи на единицы; • регулировать межличностные отношения в диадах. Изменение позы говорит об изменениях отношений между собеседниками.
Походка. Походка может быть ритмичной, быстрой, медленной и т. д. Характер походки связан с состоянием здоровья человека, возрастом. Быстро ходят, размахивая руками, люди, имеющие ясную цель и готовые немедленно ее реализовать. Руки в карманах держат именно те, кто повышенно критичен и скрытен; обычно им нравится подавлять других людей. На бедрах руки держат те, кто похож на спринтера, он хочет достичь своих целей быстрым и легким путем и за минимальное время. Высоко поднят подбородок, руки двигаются довольно энергично, ноги словно деревянные – такие люди самодовольны, заносчивы, с расчетом произвести впечатление.
Визуальный контакт. Ширина зрачков, степень открытости глаз, направление и движение взгляда в процессе общения это все визуальный контакт. Люди чаще всего смотрят в глаза когда они слушают, чем когда что-то рассказывают. Прямой зрительный контакт говорит о желании участвовать в деле. Устойчивый зрительный контакт означает доверие, заинтересованность в общении. Напряженный взгляд означает, что человек испытывает агрессию. Когда собеседник смотрит искоса, значит он в чем-то сомневается, подозрителен. Широко открытые глаза обычно говорят о желании внимательно слушать всю информацию. Полузакрытые глаза говорят о нежелании слушать партнера. По движению глаз собеседника можно также многое узнать о нем. Фиксированный взгляд на какой-то объект в окружении –стремление к цели; на человека - уверенность в себе, сознание своих сил и возможностей. Попеременный контакт глазами говорит о доверии к партнеру. Жесткий взгляд, сопровождающийся сужением сектора обзора, означает недоверие, скрытость. Если глаза собеседника направлены твердо и на партнера, голова и верхняя часть тела откинуты назад означает защиту при готовности нападения, особенно при напряженности в посадке головы и мимике. Неопределенный взгляд говорит о недостатке ясности в целях. Спокойный взгляд означает удовлетворенность восприятия, вдумчивость, рассудительность. Также спокойный вялый взгляд говорит о заторможенности, оцепенении. Беспокойный взгляд говорит о возбудимости, непостоянстве, замешательстве, отвлекающих факторах, отсутствии какой-то определенной направленности на восприятие слов партнера по общению. Бегающий взгляд означает болезненную чувствительность и возбудимость. Вращение глаз часто бывает после контрольного взгляда, чтобы убедиться, что сигнал воспримут, а также посылаемое украдкой сообщение, что ситуация невыносимо скучна.
2.Акустическая система
Интонация - совокупность звуковых средств языка, организующих речь, позволяет выражать мысли, чувства, волевые устремления. Акустическая система делится на: • паралингвистическую (просодика) - система вокализации, т. е. высота, диапазон, тональность, длительность, громкость; • экстралингвистическую - включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: покашливание, смех, плач, вздох, шепот.
Пауза как выразительное средство интонации группирует слова по логическим требованиям. Длительность пауз не определена, мы сами варьируем длину пауз. Ударение - это тонально-силовой акцент, который делается на одном слове в речевом такте. Мелодия в звучащей речи - изменение высоты голоса, его тональное повышение и понижение. Тембр - качество звука, которое позволяет различать звуки одной и той же высоты, произносимые разными голосами. Сила голоса - интенсивность напряжения голосовых связок. У одних людей голос может быть слабым, у других сильным. Высокий, слишком громкий, дрожащий голос часто расценивается как признак беспокойства. Быстро человек говорит в состоянии возбуждения и агрессии. Замедление речи может указывать на стремление оттянуть неприятный для коммуникатора ответ, потребность сосредоточиться, подумать и вспомнить какую-либо информацию. Голос становится писклявым, дрожащим в состоянии стресса.
3.Тактильно-кинестезическая система
Тактильная система - это прикосновения, пожатие рук, объятия и поцелуи. В общении они выполняют функцию одобрения, эмоциональной поддержки. Использование человеком в общении прикосновений определяется многими факторами. Среди них важную роль играют статус партнеров, возраст, пол, а также степень их знакомства. Существуют следующие виды рукопожатий: • доминирующее - рука сверху, ладонь развернута вниз; • покорное - рука снизу, ладонь развернута вверх; • равноправное - рука боком, ладонь развернута к собеседнику. Похлопывание по плечу, чаще всего возможно по причине близких отношений, равенства. Когда человек пытается быть убедительным, подключает прикосновение к своему красноречию, дотрагиваясь до руки или рукава собеседника в моменты интонационного ударения. Если кто-то твердо схватывает вашу руку и поворачивает ее так, что его рука оказывается прямо над вашей, то он пытается добиться физического доминирования. Если же ваша рука оказывается над его рукой, повернутой ладонью вверх, то он демонстрирует желание принять роль подчиненного. Рука собеседника берется правой рукой, а левой - накрывается - рукопожатие политика. Пожатие правой рукой с одновременным похлопыванием левой по плечу допустимо между близкими друзьями, многие политики пожимают руки именно так. Женщина, выражающая искренние чувства, берет руки подруги в свои и с соответствующим выражением лица выказывает свою симпатию.