Файл: Человеческий фактор в управлении организацией (Аналитическая основа роли персонала в стратегическом управлении организацией ОАО «Витамин»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 243
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основы кадровой стратегии предприятия
1.1 Человеческий фактор и система управления персоналом
1.2 Особенности формирования кадровой стратегии предприятия
2. Аналитическая основа роли персонала в стратегическом управлении организацией ОАО «Витамин»
2.1 Характеристика и организация управления персоналом ОАО «Витамин»
2.2 Пути повышения роли человеческого фактора в реализации стратегии
2.3 Роль профессионального обучения персонала в стратегических изменениях
Завершающим этапом творческой части процесса формирования кадровой стратегии предприятия, является выбор варианта кадровой стратегии. Качество выполнения этого этапа, а также успешность всего процесса формирования стратегии в целом во многом зависят от того, насколько добросовестно и ответственно подошли менеджеры ко всем предыдущим этапам.
Выбор стратегической альтернативы базируется на кадровой концепции организации. В зависимости от того, привержена ли фирма в большей степени американским или японским методам работы с персоналом, по-разному будет осуществляться весь процесс управления персоналом [13, c. 62].
Таким образом, разработка кадровой стратегии состоит в том, чтобы поставленные цели компании не противоречили друг другу в рамках общего проекта. Необходимо следить за тем, чтобы функции отдела кадров дополняли друг друга, например, системы заработной платы и поощрения должны составлять единое целое с планами обучения и развития карьеры. Важнейшее Условие успешного развития кадровой стратегии – профессиональное развитие человеческих ресурсов, который представляет собой комплексный и непрерывный процесс всестороннего развития личности сотрудников компании с целью повышения эффективности их работы. При разработке кадровой стратегии необходимо оценивать влияние внешней среды и внутреннюю корпоративную культуру компании. Учитывая, что реализация всех остальных стратегий компании, так или иначе, связана с персоналом компании, необходимо признать, что кадровая стратегия в этом смысле становиться ключевой.
2. Аналитическая основа роли персонала в стратегическом управлении организацией ОАО «Витамин»
2.1 Характеристика и организация управления персоналом ОАО «Витамин»
Торговля в настоящее время является важнейшей сферой жизнеобеспечения населения, так как при ее посредничестве произведенные товары получают признание потребителей, а также осуществляется координирование платежеспособного спроса и товарного предложения в рыночных условиях. Как правило, организациями оптово-розничной торговли используются одни и те же технологии в области товароснабжения, продаж и продвижения товаров на рынки, поэтому получить преимущества перед конкурентами возможно посредством эффективного управления товарными запасами[15, c. 463].
ООО «Витамин» занимается оптово-розничной торговлей фруктов, овощей, соков. Компания предлагаем доставку сертифицированных овощей и фруктов в огромном ассортименте. Услугами компании ООО «Витамин» пользуются предприятия общественного питания, магазины, гостиницы, санатории, рестораны[12, c. 271].
Компания обеспечивает широчайший ассортимент продукции: более 50 наименований фруктов, 40 видов овощей, более 40 видов орехов, семян, сухофруктов. Благодаря профессиональной работе команды компании, жители города могут приобрести, в любое время года, не только ставшие привычными для нашего стола овощи и фрукты, но и экзотические фрукты и овощи, которые могут удовлетворить самые изысканные вкусы гурманов[4, c. 234].
На сегодняшний день закупка фруктов и овощей производиться не только в российских регионах, но и в странах ближнего зарубежья. Сбалансированная схема закупок позволяет привозить все виды овощей и фруктов по приемлемым ценам, вне зависимости от сезона.
Для сохранения всех полезных свойств и качества продукции доставка овощей и фруктов осуществляется собственным и арендованным автотранспортом с рефрижераторными прицепами, поддерживающие специальный температурный режим. Для обеспечения быстрого обслуживания клиентов, загрузки машин и выгрузки на базе постоянно работают пять автопогрузчиков[15, c. 464].
Высшим органом управления общества является общее собрание учредителей общества во главе с председателем, избранным общим собранием, которое может принимать к своему рассмотрению и решать любые вопросы, связанные с деятельностью общества. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества - генеральным директором, который избирается общим собранием учредителей и действует на основании устава общества. Уставный капитал общества определен в размере 4 800 000 рублей, который разделен на доли между учредителями.
Организация имеет: аппарат управления, куда включаются генеральный директор и его заместитель. Для развития организации необходим коммерческий отдел, который возглавляет зам. директора по коммерческим вопросам. Немало важную роль играет бухгалтерия, отдел кадров, транспортный отдел, отдел охраны и технической безопасности[4, c. 235].
Организационно-производственная структура представляет собой упорядоченную совокупность подсистем управления предприятием, находящихся между собой в устойчивых отношениях. Ее цель состоит в обеспечении стоящих перед предприятием стратегических задач, установлении четких взаимосвязей между отдельными подразделениями, распределении между ними прав и ответственности[12, c. 272].
Все полномочия - прямые, идут от высшего звена управления к низшему. В числе преимуществ линейного построения - ответственность, установленные обязательства, четкое распределение обязанностей и полномочий, оперативный процесс принятия решений. Среди недостатков выделяют негибкость, жесткость, не приспособленность к дальнейшему росту организации.
Высшим органом управления является общее собрание учредителей общества, которому подчиняется генеральный директор и его заместитель. Они являются исполнительным органом, к которому также относятся их подчиненные. Руководители и работники действуют на основании устава организации, а также утверждаемых внутренних документов[15, c. 465].
Генеральный директор руководит деятельностью организации, решает вопросы текущей хозяйственной и организационной деятельности, за исключением вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания. Оно анализирует и представляет руководителю основные направления деятельности организации на перспективу и текущий год, вносит предложения о материально-техническом оснащении организации, организует выполнение решений общего собрания[12, c. 273]. В пределах своей компетенции он имеет право:
- распоряжаться делами, имуществом и денежными средствами организации;
- издавать приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками организации;
- принимать и увольнять работников организации в соответствии с утвержденными должностными окладами, штатным расписанием и сметами расходов организации;
- устанавливать размеры премиальных вознаграждений работникам организации в пределах, определяемых положением о премировании;
- подписывать договоры с поставщиками и другие платежные документы;
- представлять организацию и осуществлять в установленном законом порядке действия от имени организации без особой на то доверенности[4, c. 237].
Права, обязанности и ответственность работников банка регламентируются должностными инструкциями. Для развития организации необходим коммерческий отдел, который возглавляет зам. директора по коммерческим вопросам. В его подчинении находятся коммерческий агент, экономист и юрист. Немало важную роль играет бухгалтерия, которую возглавляет главный бухгалтер.
Отделом снабжения и продаж руководит зам директор, а ему подчиняются менеджеры продаж основной задачей которых, является работа с клиентами, менеджеры снабжения. В отдел кадров входит начальник отдела и его подчиненный - инспектор, занимается подбором персонала, проводит социологические исследования для расширения структуры рабочей силы. Транспортный отдел, отдел охраны и технической безопасности, склады и гаражи так же играют немало важную роль[3, c. 167].
Оптимальная численность и качественный состав персонала обеспечивают выполнение стратегических задач организации. Нехватка такого персонала ставит под угрозу выполнение указанных задач; избыток влечет излишние расходы. Цель данного этапа - определить оптимальную потребность в персонале в численном плане и в разрезе специальностей, необходимых для выполнения организацией своих функций в полном объеме[1, c. 219].
Организационная структура и особенности технологии определяют численность персонала, его квалификацию и структуру. Среднесписочная численность персонала - показатель, характеризующий количество человек, работающих в организации, необходимых для осуществления финансовых и организационных процессов[5, c. 231].
Показатель предназначен для контроля над изменением состава работников, выполнением бюджета затрат на содержание рабочей силы и расчета средней заработной платы, отражаемой в статистической отчетности. Динамика и структура рабочей силы представлены в таблице 1.
Таблица 1
Динамика и структура среднесписочной численности работающих
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
||||||
Показатель |
Кол-во |
Уд. вес |
Кол-во |
Уд. вес |
Кол-во |
Уд. вес |
Кол-во |
Уд. вес |
Кол-во |
Уд. вес |
Руководители |
7 |
7,53 |
7 |
7,14 |
8 |
7,69 |
8 |
8,08 |
8 |
7,77 |
Специалисты |
20 |
21,51 |
23 |
23,47 |
28 |
26,92 |
25 |
25,25 |
27 |
26,21 |
Служащие |
42 |
45,16 |
44 |
44,89 |
44 |
42,31 |
41 |
41,41 |
43 |
41,75 |
Рабочие |
24 |
25,81 |
24 |
24,49 |
24 |
23,1 |
25 |
25,25 |
25 |
24,27 |
Итого: |
93 |
100 |
98 |
100 |
104 |
100 |
99 |
100 |
103 |
100 |
«Источник: [13,с.56]»
Данные таблицы указывают на наличие тенденции повышения среднесписочной численности работающих в организации на 2018 год по сравнению с 2014 и 2015. Структура персонала за 2016-2017 годы подверглась изменениям, связанным с увольнением сотрудников. В 2016 году количество специалистов увеличилось на 5 человек по сравнению с 2015 годом, а также возросло количество руководителей. В период с 2014-2016 года численность рабочих не менялась (24 человека) [15, c. 466].
Структура персонала за 5 лет изменилась, связанно это с сокращением сотрудников. Значительный рост персонала приходится на 2016 год и составляет 104 человека по сравнению с 2014 и 2015 годами. В 2017 году произошло сокращение персонала до 99 человек, в связи с финансовым кризисом были сокращены специалисты и служащие[12, c. 276].
Что же касается 2018 года, то здесь наблюдается увеличение среднесписочной численности работающих, организация начала испытывает нехватку рабочей силы в связи с расширением объема продаж и решает нанять специалистов и служащих, которых в прошлом году пришлось сократить.
Динамика и увеличение в структуре совокупности работников предприятия служащих организации обуславливается увеличение объема продажи продукции за данный период времени. Удельный вес руководителей ООО «Витамин» за данный период менялся не значительно - от 8% до 7%. В структуре персонала наибольшую долю занимают служащие, численность которых начала расти с 2015 года и не менялась до 2017, составляла 42% от общей массы работающих[12, c. 279].
На втором месте стоят рабочие и специалисты. Значительный скачек численности специалистов произошел в 2016 году по сравнению с 2014 и 2015 годом и составил 27% удельного веса. Что же касается рабочих, то здесь наблюдается уменьшение численности с 2015 до 2016 год. На 2014 год приходится самый высокий его удельный вес 26%[15, c. 467].
ООО «Витамин» придерживается такой кадровой политики, в которой в случае сокращения рабочих мест по тем или иным причинам, управление разрабатывает комплекс мер, направленных на перераспределение высвобождающегося персонала внутри организации. Подобный подход позволяет избежать необходимости увольнения за счет поиска компромиссных решений:
- досрочного выхода на пенсию работников старшего возраста, компенсационных выплат;
- временных мер по сокращению рабочего дня и использованию договоров о занятости в течение неполного рабочего дня[4, c. 314].
В связи с тем, что сегодня в торговой деятельности наблюдается очень жесткая конкуренция, управление организацией очень строго подходит к подбору персонала. В условиях рыночной экономики один из решающих факторов эффективности и конкурентоспособности любой организации - обеспечение высокого качества кадрового потенциала. Основным содержанием кадровой политики ООО «Витамин» являются:
- во-первых, обеспечение рабочей силой высокого качества, включая планирование, отбор и наем, высвобождение (выход на пенсию, увольнения), анализ текучести кадров и др.;