Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Применение права - важнейшая форма реализации правовых норм
1.1 Понятие, признаки, основания применения права
1.2 Основные требования к применению права
2.1 Характеристика стадий применения права. Правоприменительные акты: понятие, виды, структура
Установление юридической основы дела. Здесь даётся правовая квалификация (юридическая оценка) установленным фактическим обстоятельствам дела, т.е. решается вопрос, какая норма права распространяется на данный случай, подпадает ли этот факт под ее действие.
Принятие решения по делу. С формально-логической стороны оно представляет собой умозаключение, в котором конкретные факты (фактические обстоятельства) подводятся под норму права. При этом правоприменительный орган в силу властно-государственных правомочий распространяет общие правила, содержащиеся в законе, на своеобразные жизненные обстоятельства, осуществляет «привязку» юридических норм к данным обстоятельствам и говорит на основе всего этого свое «властное слово». Это завершающая и вместе с тем основная стадия процесса применения права.
Решение - сознательно-волевой акт выбора одной из существующих возможностей. В нём содержится императивная, новая информация, созданная субъектом власти. Будучи актом управления, оно, как правило, носит обязательный характер: обязывает, запрещает, уполномочивает, лишает, прекращает. Именно в решении норма права приобретает индивидуально-властный характер, устанавливается окончательная связь нормы права с фактом, подлежащим разрешению. Решение по делу сопровождается одновременно вынесением полномочным органом (письменно или в иной форме) индивидуально-правового акта (акта применения права), являющегося юридическим фактом и служащим основой для возникновения правоотношения.
Итогом правоприменительной деятельности является официальный документ, фиксирующий решение конкретного дела. Эти документы называются актами применения права. Акт применения права - официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений. В.В. Лазарев пишет: «…нельзя не заметить способность правоприминения оказывать воспитательное воздействие на граждан».[9]
Правоприменительные акты отличаются от других правовых актов следующим: акт применения права индивидуален; нормативно-правовой акт носит общий характер; акт применения реализует предписания нормативного акта в жизнь; нормативно-правовой акт является нормативной основой правового регулирования. Отличие индивидуального правоприменительного акта от нормы права и нормативно-правового акта в том, что он не может внести никаких изменений в действующее законодательство. Он сам выносится в соответствии с законодательством и после выполнения своих функций прекращает действие.
Всем правоприменительным актам присущи особенности, определяющиеся: конкретными полномочиями должностных лиц и органов; принятием правоприменительных актов на основе и во исполнение компетенционных норм; формой выражения; упрощенным порядком совершения и оформления отдельных актов применения права; совершением должностными лицами органов власти и управления особых юридически значимых действий.
Акт правоприменения имеет точные наименования и заголовки.
Наименование и форма документа часто указывают на назначение акта и определяют его юридическую силу.
Классификация правоприменительных актов на виды может проводиться по различным основаниям.
По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на:
а) акты государственных органов и общественных организаций;
б) акты главы государства - Президента Российской Федерации;
в) акты федеральных органов власти и управления;
г) акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации;
д) акты органов правосудия;
е) акты органов прокуратуры;
ж) акты органов надзора и контроля;
з) акты коллегиальные и единоличные.
По предмету правового регулирования (по отраслям):
- акты конституционно-правовые;
- акты административно-правовые;
- уголовно-правовые акты;
- процессуальные акты;
- акты применения материального права.
По форме правоприменительной деятельности можно выделить:
- акты исполнительные;
- акты правоохранительные. По месту в механизме правового регулирования: акты-регламентаторы (определяют субъектов конкретных правоотношений, объем прав и обязанностей, условия возникновения, развития и прекращения правоотношений); правообеспечительные акты (обеспечивающие реализацию правоотношений).
По форме внешнего выражения акты применения права подразделяются на акты-документы (надлежаще оформленное решение компетентного органа, составленное в письменном виде) и акты-действия. правоприменительные акты-действия делятся на словесные (к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые подчиненным и т.п.) и конклюдентные (совершаются посредством сочетания определенных жестов, движений и тому подобных действий, явно и наглядно выражающих решение субъекта применения права - жесты полицейского, осуществляющего регулирование движения транспорта).[10]
По юридическому значению: основные, завершающие решение юридического дела; вспомогательные - акты надзора, контроля, процедурно-процессуальные. например, постановления суда первой инстанции как акты судебной власти ГПК Российской Федерации делит на два вида: решение суда (гл. 16) - постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу (это основной акт), и определение (гл. 20) - постановление суда, которым дело не разрешается по существу (это вспомогательный акт).[11]
В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).
Так, для того чтобы возникло пенсионное правоотношение, необходимо:
а) достижение лицом соответствующего возраста;
б) наличие трудового стажа;
в) представление положенных документов;
г) принятие компетентным органом решения о назначении пенсии. Здесь правоприменительный акт о назначении пенсии, вынесенный компетентным органом скрепляет все указанные факты в юридический состав, придаёт им достоверность и влечет возникновение персональных субъективных прав и обязанностей. Это - длящийся правоприменительный акт.
Правоприменительные акты обладают рядом отличительных признаков: акты содержат решение по конкретному делу официального органа; акты содержат государственно-властное веление, выражаемое компетентным должностным лицом или органом; акты имеют установленную законом форму; акты регулируют конкретное правоотношение и строго персонифицированы.
Итак, акт применения права - это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.
2.2 Пробелы и коллизии в праве. Способы их разрешения
Правового регулирования требуют многие общественные отношения.
Однако все жизненные обстоятельства, требующие регулирования, невозможно представить, а поэтому и учесть в законодательстве. Да и юридическая техника, случается, имеет недостатки. Поэтому в практике правоприменения может оказаться, что определенные обстоятельства, имеющие юридический характер, не находятся в сфере правового регулирования. Имеет место пробел в праве, т.е. отсутствие в действующей системе законодательства нормы права, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового регулирования.
Единственным способом устранения пробелов в праве является принятие соответствующим полномочным органом недостающей нормы или группы норм права. Однако быстрое устранение таким способом пробелов не всегда возможно, поскольку связано с процессом нормотворчества. но органы, применяющие нормы права, не могут отказаться от решения конкретного дела по причине неполноты законодательства.
Во избежание этого в праве существует институт аналогий (сходство жизненных ситуаций и правовых норм). Он предусматривает 2 оперативных метода преодоления, восполнения пробелов - аналогию закона и аналогию права.
Аналогия закона является первым, элементарным видом аналогии.
Аналогия права - явление более сложное, это вторая ступень применения аналогии в правоприменении. Аналогия закона применяется, когда отсутствует норма права, регулирующая рассматриваемый конкретный жизненный случай, но в законодательстве имеется другая норма, регулирующая сходные с ним отношения. Аналогия права применяется, когда в законодательстве отсутствует и норма права, регулирующая сходный случай, и дело решается на основе общих принципов права (справедливость, гуманизм, равенство перед законом и др.). Такие принципы закрепляются в Конституции Российской Федерации и других законах.
Аналогия закона и аналогия права - исключительные средства в праве и требуют соблюдения ряда определенных условий, обеспечивающих правильное их применение. применение права по аналогии - это не произвольное разрешение дела. Принятие решения осуществляется в соответствии с государственной волей, выраженной в правовой системе в целом или в отдельных нормах права, регулирующих сходные отношения.
Путем аналогии правоприменительной орган пробел в праве не устраняет, а лишь преодолевает.
Институт аналогии имеет ограниченное применение в праве. В области уголовного права аналогия закона и аналогия права не допускаются, поскольку действует непреложный принцип «нет преступления без указания на то в законе», что служит гарантией защиты личности. В других отраслях права аналогия допускается, а в таких, как гражданское и гражданско-процессуальное право, она прямо закреплена (например, ст. 6 ГК РФ).[12]
Помимо пробелов в праве существуют и другие проблемы в практике правоприменения. Это - юридические коллизии. Под юридическими коллизиями понимаются расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий. Российское законодательство - сложное, многоотраслевое образование, в котором масса всевозможных разночтений, нестыковок, параллелизмов.
Юридические коллизии, безусловно, мешают нормальной, слаженной работе правовой системы, нередко ущемляют права граждан, сказываются на эффективности правового регулирования, состоянии законности и правопорядка, правосознании и правовой культуре общества. Они создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством рядовыми гражданами, культивируют правовой нигилизм.
Чтобы устранить коллизию, требуются высокий профессионализм правотолкующего и правоприменяющего лица, точный анализ обстоятельств «дела», выбор единственно возможного или по крайней мере наиболее целесообразного варианта решения. Противоречия можно снять (и они снимаются) путем издания новых, так называемых коллизионных норм. По выражению Ю.А. Тихомирова, это - нормы- «арбитры», они составляют своего рода коллизионное право, которое только условно можно считать самостоятельной отраслью, ибо его нормы «вкраплены» в другие акты и не существуют изолированно. В Конституции Российской Федерации (ст. 71, п. «п») сказано, что к ведению Российской Федераций относится «федеральное коллизионное право». Оно и подлежит применению в рассматриваемых случаях. Но непрерывное законодательное вмешательство во все спорные случаи, конечно же, невозможно.[13]
Причины юридических коллизий носят как объективный, так и субъективный характер. К объективным, в частности, относятся: противоречивость, динамизм и изменчивость самих общественных отношений, их скачкообразное развитие. К субъективным причинам коллизий относятся такие, которые зависят от воли и сознания людей - политиков, законодателей, представителей власти. Это, например, низкое качество законов, пробелы в праве, непродуманность или слабая координация нормотворческой деятельности, неупорядоченность правового материала, отсутствие должной правовой культуры, юридический нигилизм, социальная напряженность, политическая борьба и др. Причем одни из них возникают и существуют внутри самой правовой системы - внутрисистемные, другие привносятся извне - внесистемные.
Юридические коллизии можно классифицировать по различным основаниям. На уровне практического правоприменения соответствующие органы и должностные лица при обнаружении коллизий обычно руководствуются следующими правилами: а) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, но изданные в разное время, то применяется последний; б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой (например, закон и указ, постановление Правительства РФ и акт отраслевого министерства), т.е. за основу берется принцип иерархии нормативных актов; в) если расходятся общий и специальный акты одного уровня (коллизии по горизонтали), то применяется последний; если разного уровня (коллизии по вертикали), то общий. Такие акты или нормы иногда называют конкурирующими.