Файл: Бухгалтерская отчетность и учетная политика организации (Анализ внешней среды).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время, на международных рынках продукция деревообрабатывающих предприятий встречает самую серьезную конкуренцию со стороны европейских и американских фирм. Поэтому важно знание собственных конкурентных позиций.

Предприятие в современном мире может добиться успеха лишь в том случае, когда оно не игнорирует запросы потребителей. Для повышения эффективности требуются исследование и удовлетворение максимального количества требований покупателя. Маркетинг занимается исследованием поведения потребителя на рынке.

Специалисты в области маркетинга на предприятии называются маркетологами. Задачами маркетологов являются исследования рынка, товаров, конкурентов, потребителей и других областей. Служба маркетинга занимается разработкой тактики фирмы и осуществлением товарной, ценовой, сбытовой политики и стратегии продвижения товара на рынке.

Маркетинг предусматривает тщательный анализ процессов, происходящих на рынке, для принятия хозяйственных решений. При условиях, когда предложение товаров превышает спрос на них, важно найти новые возможности для расширения производства и сбыта произведенных товаров. Основным заданием стратегического маркетинга является поиск так называемой рыночной “ниши”, под которой имеют ввиду возможность сбыта продукции с определенными функциональными и потребительскими особенностями в рамках конкретного рыночного сегмента, то есть продукции, предназначенной для конкретных групп потребителей, что дает предприятию существенные преимущества по сравнению с конкурентами. В процессе разработки стратегии маркетинга решаются три главных задания:

1. Осуществляется выбор сегмента рынка, в рамках которого будет действовать предприятие.

2. Определяются основные способы и методы, обеспечивающие высокую конкурентоспособность продукции предприятия.

3. Определяются оптимальные сроки деятельности предприятия на данном рынке, исходя из прогнозирования перспективного спроса.

Цель данной курсовой работы: определить положение предприятия на отраслевом рынке, оценить его конкурентоспособность. Цель достигается следующими задачами: сравнить конкурентную позицию предприятия ОАО «ЛЛДК №1» за 2005-2006 года, исследовать факторы, на это влияющие и предложить мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия.

В курсовой работе проведен сравнительный анализ предприятия Лесосибирского Лесодеревообрабатывающего комбината (ЛЛДК №1), его деятельность рассматривалась за период 2005-2006 года, сравнительным показателем являлась продукция - пиломатериалы. В первом разделе была рассмотрена внешняя среда предприятия, во втором – сделан анализ внутренней среды, написаны соответствующие выводы, в третьем – проведена сравнительная характеристика и выявлены конкурентные позиции фирм, в четвертом разделе представлен выбор экономически обоснованного мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия. В конце работы написаны соответствующие вывод и заключение.


В работе использованы 19 источников, она содержит 12 таблиц, общий объем работы составил 43 страницы машинописного текста.

1. Исследование конъюнктуры рынка

1.1. Анализ внешней среды

Общая цель рыночных исследований состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах данного вида и создаются предпосылки для эффективного сбыта произведенной продукции. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения на данную продукцию, то есть конъюнктуры рынка. Конъюнктура рынка – это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.

В связи с тем, что изучение конъюнктуры связано с текущим состоянием рынка, программа исследований должна быть ориентирована, прежде всего, на обоснование коммерческих решений, принимаемых на уровне предприятия, когда в основном ведутся исследования конъюнктуры конкретных товарных рынков. Однако при этом учитывается состояние общеэкономических и отраслевых условий реализации.

Основная цель изучения конъюнктуры товарного рынка - установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос потребителя на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности. Результаты изучения конъюнктуры предназначены для принятия оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров.

Методика оценки конкурентных позиций предприятий деревообрабатывающей промышленности включает исследование конъюнктуры рынков продукции деревообрабатывающей промышленности, изучение условий конкуренции в отрасли с помощью моделей Портера и Бостонской матрицы, показатель конкурентоспособности рассчитывался по методу, основанному на теории эффективной конкуренции.

Как материальная ценность лес выполняет определенную роль в процессе труда. Он может быть средством труда или предметом труда в зависимости от его конкретной главной функции в процессе труда. Лес как угодье является средством труда и выполняет функции основных фондов в тех случаях, когда участвует в производственных процессах и создан для этой цели. Лес, выращиваемый для получения древесины (лесоматериалов), — предмет труда. Леса, предназначенные для обеспечения потребности народного хозяйства в лесоматериалах, выделены в категорию лесов эксплуатационного или промышленного назначения.


Изучение общехозяйственной конъюнктуры предполагает отслеживание и детальное рассмотрение процессов, изменений, происходящих в народном хозяйстве отдельно взятой страны, экономического сообщества или мирового хозяйства в целом, и предусматривает анализ основных макроэкономических пропорций и тенденций всей совокупности отраслей, представленных в рамках выбранного объекта исследования.

Продукция деревообрабатывающей промышленности, объем ее производства, конъюнктура данного рынка, цены и прочие показатели непосредственно связаны с положением мировых лесных массивов на конкретный момент времени, экологической обстановкой и мировой и внутригосударственной политикой конкретных стран по вопросу управления лесами.

Пиломатериалы занимают видное место в мировом лесопромышленном комплексе. По данным Всемирной продовольственной организации, в 2002 году мировое потребление пиломатериалов превысило 440 млн. м. По величине годового объема валютной выручки пиломатериалы занимают второе место в мировом ЛПК, уступая лишь целлюлозно-бумажной продукции. Отношение годового мирового объема экспорта пиломатериалов к общему годовому объему экспорта продукции мирового ЛПК составляет 16%.

Положение первой десятки лесоэкспортеров на ведущих товарных рынках приведено в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Положение первой десятки лесоэкспортеров на ведущих товарных рынках

Страна

Общий %

Древесное сырье, %

Пилома-териалы, %

Фанера и плиты, %

Цел-люлоза, %

Бумага и картон, %

Канада

20

4

44

7

34

23

А

13

24

9

8

19

9

Финляндия

10

1

5

2

7

14

Швеция

9

1

9

1

12

12

Германия

7

7

1

5

1

8

Франция

4

5

1

5

2

4

Индонезия

3

0

0

3

-

0,4

Малайзия

3

13

6

5

-

-

Австрия

3

1

4

4

1

4

СНГ

3,5

12

4

1

5

2

Прочие

25

32

17

27

21

27


Каналы международной лесной торговли соединяют между собой преимущественно промышленно-развитые страны Северного полушария. Две трети мирового экспорта обеспечивает поставки всего из семи стран мира, в т.ч. (%): Канада – 20, США – 13, Финляндия и Швеция – по 9, Австрия – 3, страны СНГ – 2. еще по 4 % дают два ведущих лесоэкспортера «третьего мира» - Индонезия и Малайзия.

Примерно такая же картина наблюдается и в лесопромышленном импорте. Примерно 30 промышленно развитых стран, расположенных почти исключительно в Северном полушарии, обеспечивают более 80% мирового импорта. Первым по значению покупателем выступаю США – 16 % мирового импорта. Далее следуют: Япония – 14%, Великобритания и Германия – по 10%, Франция и Италия – 6%.

В отличие от многих других базисных отраслей производства емкость мирового рынка продукции из древесины в последние годы расширялась довольно высокими темпами. Она увеличилась в среднем за год по пиломатериалам – на 2,5%, по фанере – на 8,5%, по древесным плитам – на 4,3%. Лишь по круглому лесу отмечались низкие темпы прироста емкости - 0,6% в среднем в год. Это отражает тенденцию к постепенному росту во внешней торговли доли более обработанной продукции с высокой долей добавленной стоимости.

Для мирового рынка продукции деревообрабатывающей промышленности характерна множественность цен – на нем оцениваются и реализуются различные, часто не взаимосвязанные сорта, виды, типы одного и того же товара.

Обычными требованиями к мировой цене выступают доступность для любого продавца и покупателя, а также представительность. Цена торговых сделок складывается в условиях острой конкурентной борьбы, отражая истинную стоимость товара на мировом рынке. В большинстве случаев доступные покупателю или продавцу цены товаров деревообрабатывающей промышленности имеют характер справочных. Они фиксируются на типовой, известный на рынке вид продукции. Цены реальных сделок нередко несколько отличаются за счет скидок и надбавок за качество, по сравнению с базовой позицией.

Цены товаров деревообрабатывающей промышленности в целом сравнительно устойчивы. Сезонные колебания цен не очень выражены, что объясняется относительно высоким удельным весом в реализованной цене стоимости древесины на корню, а также несезонным характером потребления многих видов продукции.

Широко применяются на лесных рынках практика лидерства в ценах – мощные экспортеры объявляют, а негласные объединения крупных импортеров принимают уровень цен, на который впоследствии равняются относительно независимые мелкие и средние фирмы.


На отрасли лесопромышленного комплекса приходится в настоящее время приблизительно десятая часть всего промышленного производства в странах с развитой рыночной экономикой. В этот комплекс входят весьма разнообразные и непохожие друг на друга производства, которые объединяют использование единого уникального по своей природе сырья, которым является древесина.

В таблице 1.2 приведена товарная структура мирового рынка продукции из древесины.

Таблица 1.2

Товарная структура мирового рынка продукции из древесины.

Показатель

Доля изделий в стоимости мировой торговли древесиной, %

Древесное сырье

13

Продукция лесопиления

19

Листовые лесоматериалы

9

Целлюлоза, бумага, картон

59

Всего

100

Оборот мировой торговли продукцией из древесины в настоящее время превышает 150000 миллионов американских долларов. При этом экономическая значимость промышленности продолжает возрастать. Это обеспечивает продукции лесопромышленного комплекса важное место в международной торговле всеми товарами – примерно 3,5 %, а с учетом изделий из древесины и бумаги, а также мебели – около 4 %.

Степень вовлеченности продукции ЛПК в международный оборот довольно высока. Для реализации на внешнем рынке предназначается пятая часть производства пиломатериалов, фанеры, целлюлозы, бумаги и картона, 15% древесных плит, 7% деловой древесины. Относительно высокое значение внешнего рынка для производства и потребления предопределено неравномерностью распределения в мире, как лесных ресурсов, так и потребителей продукции деревообработки, а также растущей специализацией производителей [17].

Анализируя все вышеперечисленные факты можно сделать следующие выводы:

  1. За последние 20 лет лесопильное производство в большинстве лесопромышленных стран мира (и, прежде всего в Канаде, США, Швеции, Германии, Финляндии) развивалось довольно быстро.
  2. Характерная особенность стран с развитым ЛПК - ориентация на совершенствование качества пилопродукции, выпуск специфированных пиломатериалов для конкретного потребителя, отказ от выпуска обезличенных пиломатериалов.
  3. Для США, Канады, Швеции, Германии и других стран с развитым ЛПК характерен высокий технический уровень лесопильного производства: там применяют только высокопроизводительное оборудование и прогрессивные технологические процессы, обеспечивающие выпуск конкурентоспособных пиломатериалов.
  4. Основная исходная предпосылка увеличения объемов лесопиления – устойчиво растущий спрос на пилопродукцию.
  5. В большинстве стран мира за последние 20 лет возрос годовой объем торговли пиломатериалами. Основными экспортерами пиломатериалов являются Канада, Швеция, Австрия, а импортерами – США, Англия, Япония, Китай.
  6. В связи с ростом годового объема выпуска пиломатериалов в США, Канаде, Швеции, Финляндии и других развитых стран мира возрастали годовые объемы технологической щепы для целлюлозно-бумажной промышленности и топливной щепы для теплогенерирующих установок.
  7. По мере ухудшения экономической ситуации будут возрастать годовые объемы внутреннего потребления хвойных пиломатериалов. Прогнозируются высокие темпы роста годового объема потребления пиломатериалов в Китае. В странах Западной Европы и Скандинавии продолжится процесс образования более крупных рыночных структур, которые импортируются из разных стран пиломатериалы первичной и вторичной обработки.