Файл: Роль международного валютного фонда в регулировании международного финансового рынка (Международные финансы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТАН 2014 года, завершенный в сентябре 2014 года, развивает эти реформы и выделяет пять приоритетов в операционной деятельности для укрепления надзора[19]: интеграция и углубление анализа риска и вторичных эффектов; введение в стандартную практику макрофинансового надзора; уделение большего внимания структурной политике, в том числе вопросам рынка труда; предоставление в большей мере согласованных экспертных рекомендаций по вопросам политики; подход к надзору, ориентированный на клиента и основанный на четком и открытом взаимодействии. Разработанный директором-распорядителем План действий по укреплению надзора содержит конкретные меры для продвижения работы в этих приоритетных областях, в том числе обновленный Методический документ по надзорной деятельности в рамках консультаций в соответствии со Статьей IV[20]. В сентябре 2014 года был также завершен обзор Программы оценки финансового сектора. Принимаются меры по усилению надзора в каждой из этих приоритетных областей на основе консультаций с Исполнительным советом МВФ. Регулярный обзор надзорной деятельности был переведен на пятилетний цикл, при этом предусмотрена оценка хода работы в середине отчетного периода в 2017 году[21].

Таким образом, можно говорить о том, что МВФ реализуется свою основную функцию — перераспределение капитала для облегчения обмена товарами и услугами. При этом имея право выставлять условия по проведению структурных изменений в стране-заёмщика Фонд оказывает значительное влияние на внутреннее развитие такой страны.

Глава 2. Финансовая деятельность МВФ

2.1 Структура капитала

Важнейший источник финансирования МВФ - подписные квоты (членские взносы стран-участниц), размеры которых зависят от экономики страны и ее золотовалютного запаса. Размер квоты влияет на доступ страны к финансовым ресурсам фонда и на право голоса (например, 15% квот позволяют блокировать решения акционеров фонда). Расчетная единица МВФ - специальные права заимствования (Special drawing rights, СДР)[22]. СДР имеет безналичную форму, а ее стоимость определяется ежедневно на основе рыночного курса основных валют - на сегодняшний день это доллар, евро, иена, фунт стерлингов и юань (включен в корзину валют МВФ 1 октября 2016 г.).


В 2010 г. по инициативе Группы 20 в МВФ была одобрена крупнейшая с момента возникновения организации реформа, предусматривающая, в частности, перераспределение в пользу растущих экономик 6% квот и голосов[23]. Реформа долго не могла вступить в силу из-за отсутствия ратификации в Конгрессе США, который одобрил ее лишь в декабре 2015 г.

После вступления в силу реформы в январе 2016 г. общий размер квот увеличился примерно до 475 млрд СДР (приблизительно $645 млрд). Однако общее соотношение голосов между развитыми и развивающимися странами изменилось незначительно: (до реформы - 60,5% к 39,5% соответственно, после - 57,7% к 42,3%). Общая доля стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) в квотах достигла 14,7%. Эти страны (за исключением ЮАР) оказались в десятке основных акционеров фонда[24].

США остались крупнейшим государством-членом и сохранили право вето. Их квота составляет 17,46% от общего объема (83 млрд СДР или приблизительно $118 млрд). Последнее место по этому показателю занимает Тувалу. Его квота - 0,001% (2,5 млн СДР; ок. $3,5 млн)[25].

Помимо квот, механизмами финансирования операций МВФ являются два соглашения между фондом и отдельными странами-членами и их финансовыми институтами: Генеральное соглашение о займах (ГСЗ; General Arrangements to Borrow, GAB) от 1962 г. и Новое соглашение о займах (НСЗ; New Arrangements to Borrow, NAB) от 1998 г. Эти документы пересматриваются каждые пять лет. В настоящее время в рамках ГСЗ (11 стран) доступно $23 млрд, а в рамках НСЗ (38 стран) - примерно $250 млрд.

Кроме того, МВФ является одним из крупнейших официальных держателей золота в мире[26]. Его использование регулируется статьями соглашения. В последний раз продажа золота была осуществлена в 2010 г. (свыше 403 т на сумму $50 млрд). Полученные средства пошли на оказание помощи беднейшим странам. В настоящий момент золотые авуары МВФ превышают 2800 т.

2.2 Кредитная деятельность МВФ

В первые десятилетия МВФ чаще всего кредитовал страны Европы (первой помощь получила Франция в мае 1947 г. в размере $125 млн). Кредиты европейским государствам выдавались с целью поддержания торгового баланса с США, так как им приходилось покупать доллар по сильно завышенной цене из-за его привязки к золоту[27].

В 1952 г. МВФ начал предъявлять к заемщикам требования о проведении структурных экономических реформ, направленных на преодоление проблем с платежным балансом. Сейчас они чаще всего предполагают либерализацию внешнеэкономической деятельности государства: снятие барьеров для импорта, приватизацию госпредприятий, создание условий для свободного движения капитала, а также снижение доли государственного финансирования сельского хозяйства и промышленности. По мнению ряда экспертов, действия фонда нередко ухудшали положение государств-заемщиков[28]. Например, в Аргентине, которая долгое время считалась «моделью» эффективного внедрения рекомендаций МВФ, в 2001 г. был объявлен дефолт, и в стране начался затяжной кризис.


В основном МВФ осуществляет кредитование по рыночным процентным ставкам. Для развивающихся стран предусмотрены кредиты на льготных условиях, при которых процентные ставки - ниже рыночных или даже нулевые.

Согласно последнему отчету, в 2015-2016 финансовом году (с 1 мая 2015 г. по 30 апреля 2016 г.) потенциал кредитования МВФ составлял $975 млрд. Были одобрены новые кредиты для 16 стран (в основном развивающихся) на сумму $9,2 млрд. При этом на конец года общая сумма обязательств, включая непогашенные займы, составила $178 млрд. Кроме того, 13 развивающимся государствам с низкими доходами (в частности, Гвинее-Бисау и Гаити) были предоставлены средства в размере $1,2 млрд с нулевой процентной ставкой (общая сумма льготных кредитов - $11,4 млрд)[29].

До декабря 2015 г. действовали правила, согласно которым кредиты не предоставлялись странам, имеющим задолженность перед каким-либо государством[30]. В декабре 2015 г. в МВФ было принято решение отступить от этой политики. Теперь при определенных обстоятельствах он может оказывать финансовую помощь странам-должникам. Таким образом, МВФ продолжил реализацию своей антикризисной программы для Украины, имеющей долг перед Россией.

По данным на январь 2017 г., наиболее крупные задолженности по кредитам перед МВФ имеют Португалия (примерно $17 млрд), Греция ($13 млрд) и Украина ($11 млрд)[31].

В своей кредитной деятельности МВФ использует два понятия:

— сделка (transaction), в рамках которой Фонд распоряжается собственными ресурсами при предоставлении валютных средств странам-заёмщикам;

— операция (operation), в рамках которой Фонд оказывает посреднические услуги (финансовые и технические) за счет заёмных средств [19, c.60].

Таким образом при управлении ресурсами Фонд разделяет их на собственные и заёмные.

Главной особенностью деятельности Фонда выступает сотрудничество только с официальными органами страны-заёмщика. Это могут быть:

— казначейства;

— министерства финансов;

— стабилизационные фонды;

— центральные банки[32].

Для получения доступа к ресурсам фонда стране-заёмщику необходимо выполнение следующих условий:

— выявленная потребность страны-заёмщика в средствах, необходимых для реализации мероприятий, направленных на оздоровление платежного баланса;

— определенный уровень готовности страны-заёмщика принять условия фонда[33].


Кредитная деятельность Фонда имеет несколько видов финансирования, которые по методологии Фонда определяются как механизмы. Это:

— обычное финансирование (Tranche Policies) реализуется за счет собственных средств Фонда, размещённых на счёте общих ресурсов. Механизмы, реализуемые в рамках обычных механизмов финансирования, представлены в таблице 1;

Таблица 1

Обычные механизмы финансирования[34]

Вид механизма

Описание

Резервная доля

Представляет собой первую порцию иностранной валюты, которую может получить в фонде страна-заёмщик.

Резервная доля возникает в случае возникновения разницы между квотой этой страны-члена Фонда и наличием национальной валюты этой страны на счете общих ресурсов. При этом страна-заёмщик имеет право в любой момент осуществить покупку в рамках своей резервной доли, которая не облагается сборами и которая не обязательна для последующего выкупа.

Последующий выкуп может быть осуществлен только при наличии потребности страны-заёмщика в дополнительном финансировании платежного баланса.

Механизм кредитных долей

Данный механизм подразумевает определенную квоту средств в иностранной валюте, которая приобретается страной-заёмщиком свыше резервной доли.

Выдача такой квоты осуществляет путем деления кредитной суммы на четыре кредитных доли, или транша (Credit Tranches), которая составляет 25% от квоты.

При реализации данного механизма должно выполняться условие, при котором в активе Фонда общая сумма валюты страны-заёмщика не превышает 200% величины её квоты, с учетом 75% квоты, внесенной в Фонд по подписке.

С 1978 года МВФ может приостанавливать действие данного ограничения. В настоящее время это выражается в том, что во многих случаях кредитования ресурсы Фонда используются в размере существенно превышающего установленный в уставе предел.

Договоренности о резервных кредитах (кредитах «стэнд-бай»)

Данный механизм начал практиковаться с 1952 года. В рамках таких договоренностей страна-член получала гарантии беспрепятственного получения иностранной валюты в обмен на национальную валюту в течение срока действия достигнутых договоренностей при соблюдении оговоренных условий. Основными условиями кредита стэнд-бай являются:

- заемщик вправе покупать ресурсы в пределах определенной суммы и в течение установленного срока;

- поэтапное осуществления процедуры покупки (как правило, ежеквартальная основа);

- выполнение условий реализации и завершение периодических обзоров;

- срок реализации механизма от 18 до 36 месяцев в зависимости от дефицита платежного баланса;

- погашение кредита стэнд-бай происходит в течение от 3,25 до 5 лет путем выкупа национальной валюты страной-заемщиком.

Механизм расширенного кредитования (Extended Fund Facility)

Данный механизм является дополнением механизмов расширенного кредитования и кредитных долей. Применяться начал с 1974 года. В рамках данного механизма:

- предоставляется расширенное финансирование;

- срок кредитования составляет три года, но может быть еще на один год;

- наличие серьезного нарушения равновесия платежного баланса у страны-заемщика, ставшего следствием структурных нарушений в области производства, торговли или ценового механизма.

При этом фонд следит за эффективностью использования предоставленных средств. Если выявлено неэффективное использования кредита или не выполнение взятых страной-заемщиком обязательств, то фонд может:

- ввести ограничения при дальнейшем кредитовании;

- отказать в предоставлении очередного транша.


— специальное финансирование реализуется за счет механизмов, направленных на расширение масштаба и совершенствования структуры кредитных операций фонда и является дополнением к кредитной доле страны-заёмщика. В данном случае Фонд использует собственные средства[35]. Механизмы, реализуемые в рамках специальных механизмов финансирования, представлены в таблице 2;

Таблица 2

Механизмы специального финансирования[36]

Вид механизма

Описание

Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования (Compensatory and Contingency Financing Facility)

Основанием предоставления данного вида кредитования является дефицит платежного баланса, возникшего в результате внешних и внутренних факторов, независимых от страны-заемщика

Механизм финансирования буферных запасов (Buffer Stock Financing Facility)

Использовался с 1969 по 1984 год. Механизм направлен на оказание помощи странам, которые участвуют в формировании сырьевых товаров в рамках международных соглашений, и если такое участи приводило к ухудшению их платежного баланса. Размер данного финансирования ограничен лимитом в 35% от квоты.

Механизм финансирования системных (структурных) преобразований.

В апреле 1993 года данный механизм был специально разработан для стран, которые проводили структурные изменения в экономике и государственном строе. По сути, данный механизм был образован для стран бывшего СССР, которые начали структурное преобразование экономического строя путем перехода с плановой экономики на рыночные отношения. В первые годы перехода с одного вида экономических отношений на другой страны испытывали огромные трудности и не могли в полном объеме выполнять стандартные условия Фонда для получения кредитов. До конца 1995 года в рамках реализации данного механизма 20 стран получили кредит общей суммой 4,0 млрд. СДР, которые выдавались двумя равными долями с интервалом в полгода. Максимальный размер кредита составлял 50% от величины квоты определенной страны.

Механизм финансирования дополнительных резервов (Supplemental Reserve Facility)

Впервые данный механизм был реализован при выдаче кредита Южной Корее в 1997 год, а затем в 1998 году для кредитования России и Бразилии. Этот вид кредитования МВФ стал ответом на развитие азиатского кризиса с целью предотвращения развития этого кризиса. Сам кредит не ограничивается какими-либо лимитами и погашается в период от одного до полутора лет. В течение первого года с момента утверждения кредита Фонд взимает надбавку к обычной процентной ставке по его кредитам в размере 300 базисных пунктов. В конце года ставка увеличивается на 50 базисных пункта, а затем по истечение каждого года ставка возрастает на такую же величину, пока не достигнет 500 базисных пункта.

Чрезвычайные кредитные линии (Contingent Credit Lines)

С 1999 года для стран, перед которыми встает угроза острого кризиса платежного баланса под влиянием факторов, находящихся в не зоны контроля страны-заемщика, выдается кредит, сумма которого может составлять от 300% до 500% её квоты. При этом устанавливается надбавка к действующей процентной ставке Фонда. Срок погашения предоставленного кредита происходит в течение от года до полутора лет.