Файл: Роль международного валютного фонда в регулировании международного финансового рынка (Международные финансы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В организации системы международных экономических отношений можно выделить организации, которые специализируются по экономической проблематике. Деятельность таких организаций направлена на формирование условий, в которых осуществляется накопление и перераспределение международного валютного капитала с целью повышения эффективности его использования, а также придания ему целенаправленности. Среди таких организаций значительное место занимает Международный валютный фонд (МВФ). В соответствии со Статьями соглашения одной из обязанностей МВФ является осуществление «надзора», в рамках которого Фонд оценивает риски стабильности и разрабатывает рекомендации по необходимым изменениям в политике. Такой надзор осуществляется как на глобальном уровне, так и на государственном.

Осуществляя перераспределение капитала между странами МВФ выполняет свою главную функцию — облегчение обмена томарами, услугами и капиталом между странами, тем самым способствуя экономическому росту. Поэтому изучение его роли на международном финансовом рынке представляется актуальным и в настоящее время.

Целью работы является изучение МВФ как организации, участвующей в накоплении и перераспределении международного валютного капитала, и механизма его деятельности.

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

— рассмотреть историю создания МВФ;

— изучить структуру управления фондом;

— проанализировать структуру капитала фонда;

— проанализировать кредитный механизм, который позволяет фонду осуществлять распределение накопленного валютного капитала;

— проанализировать взаимодействие МВФ с различными странами.

Объектом работы выступает Международный валютный фонд.

Предметом работы является механизм перераспределения международного капитала через Международный валютный фонд.

Обширные публикации по основным аспектам функционирования Фонда, в том числе представляющих интерес для выявления его особенностей в сравнении с другими мировыми финансовыми институтами, включают работы Т. Викулиной, В. Виноградова. В трудах И.Н. Герчиковой, А.И. Шмырева, Н.В. Самодуровой, В.М. Ягодкиной отражены место и роль МВФ в системе мировых финансово-экономических организаций и их взаимодействие.

Теоретическая значимость исследования заключается в критическом осмыслении тенденций и перспектив реформирования МВФ. Исходя из воспроизводственного подхода к анализу деятельности и преобразования Фонда, выделены недостатки его функционирования, основанные на доктрине либерализма/монетаризма и стандартных стабилизационных требованиях к государствам-заемщикам без учета реального состояния их национальных экономик. Выявлена перспектива обновления теоретической базы деятельности МВФ – усиление межгосударственного валютно-кредитного и финансового регулирования (на основе надзора и контроля) и его сочетание с рыночным, в том числе посредством расширения надзора и регулирования не только валютно-кредитных, но и финансовых отношений, а также экономической политики всех государств-членов, включая тех, которые не заимствуют у него средства.


Структура работы соответствует поставленным цели и задачам и представлена введением, двумя главами, заключением и списком используемой литературы.

Глава 1. Формирование системы международных валютных отношений после Второй мировой войны

1.1 История создания МВФ

По окончанию Первой мировой войны мир пытался найти способ межгосударственного регулирования экономических отношений между странами. В 20-х годах ХХ века конференции, проведенные в Брюсселе (1921 год) и Генуе (1922 год), посвященные поиску решения экономических проблем не принесли результатов.

Повторно к попытке прийти к международному компромиссу развития экономики вернулись в 30-х годах ХХ века после Великой депрессии в США, когда стало отчетливо понятно, что изолированно друг от друга страны не могут добиться больших успехов. Мировая общественность пришла к выводу, что политика изоляционизма ни кого не сделает победителем[1].

Следующим ударом по валютному обращению оказалась Вторая мировая война, заставившая почти все страны ввести валютные ограничения[2]. Экономические взаимосвязи между странами были почти полностью разрушены. В условиях почти полного краха европейской экономики лидирующие позиции заняла единственная на тот момент растущая экономика — США[3].

Беря на себя обязательства лидера США предлагали послевоенное устройство мира, в котором:

— не было место повторения истории установление контроля сильной метрополии над слабыми обществами (британский опыт создания империи);

— поддержание принципа национального самосознания;

— формирование системы коллективной безопасности;

— формирование мирового экономического пространства, который будет базироваться на равном доступе к торговле и инвестициям, универсализма и многосторонности[4].

Развитие идей нового экономического порядка в США шло в период Второй мировой войны. Особенно над подобными идеями трудились всевозможные комитеты, которые предлагали разные варианты нового мирового порядка. Однако они имели одну общую идею, которая отражала потребность в регулировании нового мира. Такое регулирование осуществлялось бы некими специализированными институтами. При этом эти институты должны были функционировать и в случае ослабления США. Как известно результатом трех встреч антигитлеровской коалиции в послевоенное время стало рождение — ООН, которая в какой-то мере соответствовала представлениям американцев, так как основной её задачей стало исполнение роли системы мировой безопасности, а также она наделена рядом координирующих функций[5].


Что касается именно экономических отношений, то следует отметить два проекта, направленных на формирование международной валютно-финансовой организации и новой системы международных валютных отношений:

— план Г.Уайта (США), который предлагал сформировать международный стабилизационный фонд;

— план Д.М. Кейнса (Великобритания), который видел решение вопросов с помощью международного клирингового союза[6].

На международной конференции в 1944 году в Бреттон-Вудсе в основу будущей международной организации был взят план Уайта, дополненный предложениями Д.М.Кейнса. Итогом конференции стало решение о формировании Международного валютного фонда МВФ), деятельность которого ориентировалась на оказание помощи различным странам в преодолении негативных последствий внешнеторгового дефицита и недопущения повторения, а также был учрежден Международный банк реконструкции и развития (МБРР), который ориентировался на предоставление кредитов для послевоенного восстановления.

От участников (44 страны) этой конференции требовалось в течение пяти лет сформировать определенных условий в своей национальной экономике для помощи МВФ и МБРР, направленных на:

— обеспечение конвертируемости валют;

— поддержка стабильного курса обмена;

— снять основные торговые ограничения;

— сбалансировать свой внешнеторговый дефицит[7].

В Уставе МВФ[8] и МБРР прописано, что решения принимаются «взвешенным количеством» голосов, которое напрямую зависит от вступительного взноса страны, а также и её вклада в мировую экономику. Пользуясь этим условием, США в послевоенное время претендовало на 30% всех голосов в Фонде и Банке, что позволило бы им автоматически стать главными распорядителями финансовых ресурсов учрежденных организаций.

Вопрос распределение права голоса вызвал значительно опасения у СССР, который понес значительные потери в войне и не мог в полном объеме внести соответствующую долю финансов для выкупа весомой доли голосов[9]. Для решения этого вопроса советская делегация предлагала распределить голоса так, что бы у СССР т США было примерное равное количество голосов, при этом в распределении голосов, на которое не влияла бы финансовая доля СССР в первоначальном капитале учреждения[10]. Ведь этот взнос еще более ухудшил бы положение Советского Союза.


Вторым моментом, который вызывал опасения у советской делегации — это условия МВФ, в рамках которых однозначно говорилось о прямом вмешательстве во внутренние дела принимающих стран[11].

Однако США и СССР не смогли прийти к единому мнению по этим вопросам, что послужило для отказа СССР от ратификации договора об учреждении МВФ. В свою очередь отказ от участия в МВФ автоматически запрещал становиться членом МБРР, членами которого по уставу могли стать только члены МВФ[12].

Таким образом, СССР не был включен в новую систему международных финансовых отношений в полном объеме. Однако в 1992 году страна-правопреемница — Россия приняла Статьи соглашения (Articles оf Agreement) МВФ.

Articles оf Agreement — Статьи соглашения — выполняют роль устава МВФ, были приняты 21 декабря 1945 года, ставшем годом создания МВФ.

Высшим органом МВФ является Совет управляющих, в который входят два человека от каждой страны-члена (управляющий и его заместитель). Обычно это министры финансов и главы центробанков. Традиционно Совет управляющих собирается на встречи один раз в год.

Административные функции и повседневное управление возложены на директора-распорядителя и Совет исполнительных директоров. В 2011 г. директором-распорядителем впервые стала женщина - представительница Франции Кристин Лагард (в феврале 2016 г. переизбрана на новый пятилетний срок на безальтернативной основе).

Совет исполнительных директоров состоит из 24 человек. Восемь стран (США, ФРГ, Япония, Великобритания, Франция, КНР, Саудовская Аравия и Россия) имеют собственных директоров, остальные 16 директоров представляют группы государств. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне. В фонде работают около 2,7 тыс. сотрудников из 147 стран мира[13].

Фонд выпускает такие регулярные издания, как «Перспективы развития мировой экономики», «Доклад по вопросам глобальной финансовой стабильности», «Мировое экономическое положение», вестники по развитию региональной экономики.

1.2 Надзор со стороны МВФ

МВФ наблюдает за международной валютной системой и следит за экономической и финансовой политикой своих 188 государств-членов. Эта деятельность известна как «надзор». В рамках данного процесса, который осуществляется как на глобальном уровне, так и уровне отдельных стран, МВФ указывает на возможные риски для стабильности и рекомендует необходимые изменения в политике[14].


Надзор необходим для выявления рисков, которые, возможно, потребуется уменьшить за счет мер политики, с тем, чтобы поддерживать экономический рост. Кроме того, в условиях современной глобализованной экономики, когда политика одной страны обычно сказывается на многих других странах, важное значение имеет международное сотрудничество. МВФ, членами которого являются 188 государств, то есть почти все страны мира, оказывает содействие этому сотрудничеству[15]. Существует два основных аспекта деятельности МВФ: двусторонний надзор, или оценка политики каждого государства-члена и предоставление рекомендаций по мерам этой политики, и многосторонний надзор, или наблюдение, за мировой экономикой.

МВФ регулярно проводит анализ своей надзорной деятельности. В проведенном в 2011 году Трехлетнем анализе надзорной деятельности (ТАН) был отмечен прогресс в устранении недостатков надзора докризисного периода, но было также указано на существенные пробелы[16]. В частности, осуществляемый МВФ надзор был сочтен слишком фрагментированным при недостаточной глубине оценок рисков и внимания, уделяемого взаимосвязям и передаче воздействия шоков. В ТАН 2011 года рекомендовалось добиться улучшений по шести ключевым аспектам: взаимосвязанность, оценки рисков, внешняя стабильность, финансовая стабильность, действенность и правовые основы[17].

В рамках более широких усилий, предпринимаемых для дальнейшего совершенствования надзора, Исполнительный совет принял в июле 2012 года новое решение о надзоре на двусторонней и многосторонней основе (Решение об интегрированном надзоре) в целях усиления правовой основы надзора, а также обсудил первый «Пилотный доклад по внешнеэкономическому сектору»[18]. В сентябре 2012 года Исполнительный совет утвердил новую Стратегию финансового надзора, в которой предлагаются конкретные и расставленные в порядке приоритетности шаги для дальнейшего усиления финансового надзора. Эти меры помогают обеспечить наличие у МВФ больших возможностей для преодоления вторичных эффектов политики государств-членов для глобальной стабильности; мониторинга внешнеэкономического сектора государств-членов на более комплексной основе; а также более результативного вовлечения государств-членов в конструктивный диалог, лучшей защиты эффективного функционирования международной валютной системы и поддержки глобальной экономической и финансовой стабильности.