Файл: Роль международного валютного фонда в регулировании международного финансового рынка (Международные финансы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— льготное финансирование направлено на оказание помощи тем странам, которые относятся к самым бедным развивающимся государствам[37]. Льготное финансирование осуществляется за счет кредитных средств, предоставленных другими странами[38] [31]. Механизмы, реализуемые в рамках льготных механизмов финансирования, представлены в таблице 3.

Таблица 3

Механизмы, реализуемые в рамках льготных механизмов финансирования[39]

Вид механизма

Описание

Трастовый (доверительный) фонд, ТФ (Trust Fund, TF)

Данный механизм кредитования применялся с 1976 по 1981 год. Кредитование осуществлялось за счет финансовых ресурсов, полученных от продажи на аукционах 1/6 части золотого запаса МВФ. Данный вид кредита предусматривал:

— получателем могла быть страна, у которой доход на душу населения составлял менее 520 долл. США, без внесения в МВФ национальной валюты — эквивалента полученного кредита;

— процентная ставка — 0,5% годовых,

— срок погашения начинался через пять с половиной лет и заканчиваетося через десять лет после даты фактической выборки средств.

Механизм финансирования структурной перестройки, МФСП (Structural Adjustment Facility, SAF)

Данный механизм применялся в период с 1986 по 1993 год с целью поддержания реализации у страны-заёмщика среднесрочных структурных реформ и программ макроэкономической стабилизации [24, c.72]. Получателями являлись развивающиеся страны, с низким уровнем дохода на душу населения, а также с хроническими проблемами платежного баланса. Условие кредитование:

— процентная ставка - 0,5% годовых;

— срок погашения - 10 лет;

— лимит кредита до 50% от квоты (при разделении на годовые лимиты в 15, 20 и 15% для для первого, второго и третьего года соответственно).

Механизм расширенного финансирования структурной перестройки, МРФСП (Enhanced Structural Adjustment Facility, ESAF)

С конца 1987 года МВФ применяет более совершенные механизмы кредитования, направленные на финансирование структурной перестройки. Условия кредитования:

— срок кредита - 3 года;

— лимит - 190% от квоты (в исключительных случаях до 255%);

— разработанный «Документ об основах экономической политики» сроком исполнения три года. Документ разрабатывается экспертами страны-заемщика совместно с экспертами МВФ;

— наблюдение со стороны МВФ над соблюдение договоренностей через ежеквартальные финансовые и структурные контрольные показатели.

Средства предоставляются раз в полгода при:

— достижении годовой договоренности (первоначальная сумма);

— в зависимости от уровня достижения контрольных показателей и по окончанию анализа достигнутых результатов, проводимого в середине срока действия договоренности.


Таким образом, при формировании механизмов льготного кредитования развивающихся стран МВФ выполняет роль посредника в перераспределении ссудного капитала от более благополучных стран-кредиторов, с одной стороны, к странам, испытывающим острую потребность в заемных средствах, - с другой. Одновременно, оказывая силовое воздействие на экономическую политику стран-заемщиц, он выступает в качестве гаранта возвращения этих средств кредиторам[40].

В условиях, когда объем необходимой финансовой помощи недостаточен или он не может быть обеспечен в рамках обычного и специального финансирования, МВФ предоставляет его посредством различных специальных процедур. Они имеют целью расширение масштабов финансовой поддержки стран-членов, адаптацию деятельности Фонда к возникшим в современных условиях потребностям[41]. В их числе:

1) Механизм экстренного финансирования, МЭФ (Emergency Financing Mechanism, EFM).

2) Поддержка фондов валютной стабилизации (Support for Currency Stabilisation Funds).

3) Экстренная помощь (Emergency Assistance).

4) Помощь пережившим конфликт странам.

Кроме выше перечисленных механизмов и процедур МВФ имеет право учреждать временные кредитные механизмы, которые финансируются за счет привлеченных средств[42].

Глава 3. Взаимодействие МВФ с различными странами

3.1 Россия и МФВ

Россия является членом Международного валютного фонда (далее – МВФ или Фонд) с мая 1992 года, присоединившись к его Статьям Соглашения (Уставу). С начала своего членства в Фонде Россия существенным образом изменила свой статус, перейдя от роли реципиента средств Фонда к полноценному партнерству. Российская доля квот (quota shares) по состоянию на 2016 г. составляет 12,9 млрд. СДР (2,72%). Доля (количество) голосов (voting shares) России в Фонде – 130,4 или 2,61% от общего числа голосов в Фонде[43].

Управляющий от Российской Федерации в МВФ в настоящее время – Министр финансов А.Г.Силуанов, Заместитель управляющего – председатель Банка России Э.С.Набиуллина, Исполнительный директор от России – А.В.Можин.

С момента вступления России в МВФ сотрудничество с Фондом осуществлялось на основе регулярных программ, определявших параметры оказания финансового содействия и обязательства российской стороны по проведению конкретной макроэкономической политики. Начиная с 1992 г. Россия в общей сложности восемь раз воспользовалась кредитами МВФ на общую сумму около 22 млрд. долл. США[44].


С 2000 г. Россия ни разу не обращалась за кредитами МВФ, а ее общая задолженность перед Фондом сократилась к 2004 г. до 5,1 млрд. долл. В январе 2005 г. Российская Федерация выплатила МВФ весь объем накопленной задолженности (около 3,3 млрд. долл.), полностью погасив тем самым свои обязательства перед этой организацией.[45].

В настоящее время Россия вышла на новый этап сотрудничества с Фондом, отличительной чертой которого является самостоятельная разработка экономической программы и ее реализация без привлечения ресурсов МВФ.

В настоящее время Россия участвует в различных операциях, предусмотренных Статьями Соглашения МВФ, таких как покупка и продажа СДР, участие в «Новых соглашениях о заимствованиях», покупка облигаций МВФ, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран и т.д. С марта 2005 года Российская Федерация участвует в плане финансовых операций (ПФО) МВФ. В рамках участия Российской Федерации в ПФО Минфином России перечислено СДР на сумму более 1,2 млрд. долл. США (за период 2005-2008 гг.)[46] [31]. В конце 2010 года был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения касаются совершенствования механизмов участия России в деятельности МВФ. В соответствии с данным законом, финансирование операций МВФ будет осуществляться за счет средств золотовалютных резервов Банка России (до этого для указанных целей использовались средства федерального бюджета, в том числе, с 2008 года – Резервный фонд)[47].

Россия давно не берет кредиты у МВФ, но его влияние на российскую экономику по-прежнему велико. Однако Россия свободна от необходимости выполнять рекомендации фонда, поскольку не берет в долг у МВФ уже много лет, а общий объем внешнего госдолга страны составляет $42,53 млрд, или около 3% ВВП. Будут ли приняты рекомендации ЦСР и МВФ, зависит от Владимира Путина.

В 2010 г. на Сеульском саммите «Группы двадцати» была инициирована реформа МВФ и международной финансовой архитектуры в целом[48]. Пакет реформ включал следующие важнейшие элементы: удвоение уставного капитала МВФ с перераспределением относительных квот и голосов от развитых стран к развивающимся и государствам с формирующимися рынками, принятие поправки к Уставу МВФ о переходе к полностью выбираемому Совету директоров, а также пересмотр формулы расчета квот страны. Однако поставленные задачи не могли быть реализованы до последнего времени из-за отказа парламентов ряда стран, в первую очередь США, ратифицировать необходимые документы. В конце декабря 2015 г., после 5-летней «паузы», Конгресс США принял соответствующие бюджетные законопроекты. В этой связи исходим из того, что менеджмент Фонда развернет интенсивную работу по завершению реформирования организации в 2016 г.


После проведения реформы доля стран БРИКС в Фонде увеличилась на 3,46%, до 14,89% и максимально приблизилась к пороговому показателю (15%)[49], когда можно использовать право вето по вопросам, связанным с изменением уставных документов. В то же время следует отметить, что для одобрения программ кредитования стран-членов по-прежнему требуется простое большинство голосов.

3.2 Влияние МВФ на международные валютно-кредитные и финансовые отношения

Изменения мировой валютной системы происходит по разным причинам. Одним из таких факторов является деятельность МВФ.

Самое первое значимое изменение мировой финансовой структуры под влиянием Фонда в 1978 году. Это изменение произошло под влиянием США, которые настойчиво реализовывали свою инициативу, направленную на снижение роли золота в мировой экономике. В частности, МВФ стал проводником идеи демонетизации золота, не смотря на то, что первоначальный вариант Статей соглашения обозначал важное место золота в ликвидных ресурсах Фонда. Для воплощения своей идеи США в 1971 году прекратили продажу золота за доллары, которые принадлежали официальным органам других стран.

В 1978 году США настояли на своем решении, с которым согласились страны Западной Европы, внести изменения в Устав Фонда. Эти изменения ввели запрет для стран, членов Фонда, выражать стоимость своих национальных валют в золотом. Одновременно с этим упразднялось официальная цена золота в долларах и золотое содержание единицы СДР.

Следующим шагом значительных перемен в системе мировых финансов под влиянием МВФ стали новые поправки Статей Соглашения МВФ, разработанные в 1997 году по инициативе исполнительного совета. Основной идей этих поправок являлось снятие валютных ограничений с операций по движению капитала[50]. При чем либерализация таких операций должна была стать основной целью МВФ. Однако данные начинания не были поддержаны странами с развивающимися рынками, а экономические кризисы, заставившие страны, ввести контроль движения капиталов, не позволили принять поправки. Однако принципиальная установка осталась.

Ряд экономистов сходится во мнении, что одной из причин мирового финансового кризиса 2008 года стала деятельность МВФ, руководство которого считало, зона ответственности фонда должна включать в себя сферу функционирования финансовых рынков и финансовых систем[51].


В стремлении расширить зону влияния фонда потребовалось провести структурные изменения, результатом которых стало:

— формирование Международного валютно-финансового комитета (199 год), который стал участвовать в стратегическом планировании деятельности фонда по вопросам функционирования мировой валютной и финансовой систем;

— формирование департамента по международным рынкам капитала (2001 год);

— формирование объединенного департамента денежно-кредитных систем и рынков капитала (2006 года).

Не прошло и 10 лет с момента включения мировой финансовой сферы в компетенцию МВФ и с начала ее «регулирования», как разразился самый масштабный в истории мировой финансовый кризис[52].

Нельзя не отметить один принципиальный момент. В 2007 г. эта крупнейшая мировая финансовая организация находилась в глубоком кризисе. На тот момент практически никто не брал и не изъявлял желания брать у МВФ кредиты. Кроме того, даже те страны, которые получили кредиты ранее, старались как можно скорее избавиться от этого финансового бремени. В результате размер обычных непогашенных кредитов сократился до рекордной для XXI в. отметки — менее 10 млрд СДР.

Мировое сообщество, за исключением бенефициаров деятельности МВФ в лице США и других экономически развитых стран, фактически отказывалось от механизма МВФ[53]. И тут разразился мировой финансово-экономический кризис.

После мирового кризиса 2008 г. стало очевидным, что МВФ нуждается в реформировании.

После лондонского саммита «Группы двадцати» в апреле 2009 г. МВФ получил колоссальные дополнительный резервы для кредитования — более 500 млрд долл. США, в дополнение к уже имеющимся 250 млрд долл., хотя для программ помощи он использует меньше 100 млрд долл. После кризиса стало очевидным, что МВФ желает взять на себя еще больше полномочий по управлению мировой экономикой и финансами[54].

Таким образом, тенденция заключается в стремлении постепенно превратить МВФ в орган контроля макроэкономической политики почти во всех странах мира. Очевидно, что в условиях такого «реформирования» новые мировые кризисы неизбежны.

Заключение

Международный валютный фонд представляет собой специальный финансовый институт, который входит в состав Организации Объединённых Наций, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США. В данный момент количество стран-членов МВФ насчитывает 188 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран.