Файл: Нотариат в РФ (Тенденции развития нотариата в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 1
Законом закреплено, что нотариальное удостоверение документов приводит к сокращению сроков регистрации с пяти до трех дней. Здесь регистрация проводится на основании предоставленных в электронной форме удостоверенных документов, а также поданного нотариусом в том же электронном виде заявления о необходимости государственной регистрации. Но всю процедуру, начиная со следующего после приема документов дня, должно уйти не больше одного рабочего дня.
Номенклатура нотариуса на 2015 год включает удостоверение сделок, связанных с залогом или отчуждением имущества. Поскольку права на такое имущество обязательно проходят процедуру государственной регистрации, то нотариусу необходимо проверить принадлежность такого предмета сделки отчуждающему или закладывающему имущество лицу. Исключение составляют случаи, в которых на момент сделки имущество пока не является собственностью этого лица.
Повышенная доказательная сила нотариальных актов. Если не опровергнута подлинность оформленного нотариусом документа, а также не установлено каких-либо нарушений в порядке совершения входящих в ведение нотариуса действий, то подтвержденные нотариусом при этом обстоятельства не требуют доказательств.
Нотариальное удостоверение проводится по запросу организующего проведение заседания или собрания органа управления лица.
Во время такого действия нотариус должен проверить правоспособность юридического лица и обязательно определить полномочия органа его управления, касающиеся принятия решения.
Нотариус заверяет наличие на собрании кворума и наличие необходимого для принятия того или иного решения числа голосов.
Нотариус вправе отказаться удостоверять принятие решения, если таковое для нотариуса оказывается ничтожным на момент выдачи свидетельства.
Обращающиеся за нотариальными услугами граждане более защищены от ошибок таких специалистов, чем раньше. Расширяя полномочия нотариуса РФ, закон предусматривает и меры повышенной нотариальной ответственности.
Ужесточены требования к самим специалистам. Нотариусом может стать лишь достигший 25-летия гражданин РФ с высшим юридическим образованием и не менее чем 5-летним стажем работы по специальности юридического характера. Для включения в общероссийский реестр обязательна успешная сдача экзамена, ранее же ограничивались только годовой стажировкой.
Изменения коснулись и гарантий имущественной ответственности. Теперь на нотариуса ложится полная ответственность имущественного характера за вред, который может быть нанесен после совершения тех или иных действий, входящих в полномочия нотариуса.
Нотариус, имеющий частную практику, полностью отвечает за нанесенный реальный ущерб при неправомерном отказе в совершении специалистом нотариального действия.
До этого возмещения вреда проходило за счет страхования ответственности нотариуса или его имущества. Теперь компенсация убытков является полной и проводится за счет страховых сумм. Если их недостаточно, то в дело вступает договор коллективного страхования, имущество нотариуса и специального компенсационный фонда.
Вывод. В юридических источниках нотариальные действия характеризуют по-разному. Допустим, предлагают различать два определения этого термина, рассмотрев его в статике и динамике. В первом случае оно обозначает результаты нотариального производства в качестве юридического факта, во втором случае – это процедура их совершения, охватывающая систему юридических фактов. Следовательно, социально-правовая ценность нотариальной деятельности в качестве объекта уголовно-правовой охраны состоит в том, что нотариатом реализуется правоохранительная и иные функции, обеспечивая законность действий участников гражданского оборота и субъектов других правоотношений.
ГЛАВА 2 Тенденции развития нотариата в Российской Федерации
2.1 Юрисдикционные функции нотариата
Основной нормативный акт, который регулирует нотариат в Российской Федерации, - это Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I. Принятие этого закона стало шагом к построению правового государства, которое развивается и действует в традициях Европейских стран. После вступления 25 мая 1995 года в Международный союз латинского нотариата, Российская Федерация не отказывается при этом полностью от системы государственного нотариата, что выступает в качестве доказательства своеобразного пути в развитии нотариата Российской Федерации, его нетипичность по сравнению с Европейскими странами[16].
В это же время стоит учитывать то, что этот акт не является индивидуальным по своему характеру: некоторые статьи Основ законодательства РФ о нотариате соответствуют статьям других актов. Например, ст. 41 (об отложении совершения нотариального действия для получения подтверждения от заинтересованных лиц об отсутствии у них возражений против совершения этих действий) будет соответствовать ст. 33 Семейного Кодекса РФ (режим совместной собственности супругов), положения ст. 43 (определение дееспособности) будут соответствовать ст. 28 Гражданского Кодекса РФ (эмансипация), а положения ст. 44 (документ зачитывается вслух) будут соответствовать ст. 68 Конституции Российской Федерации (государственным языком является русский язык)[17].
При учете вышесказанного, возможно, говорить, что институт нотариата в области своего нормативного состава будет более общим институтом каждой из отраслей права, чем принадлежащим к одной определенной. Институт нотариата в качестве института «превентивного правосудия», будет одним из главных институтов на основании исполняемых правозащитных функций. Основное его отличие заключается в обеспечении охраны интересов физических и юридических лиц в «частноправовой и публично-правовой области».
Таким образом, можно сказать, что нотариат не будет являться институтом, который принадлежит определенной отдельной отрасли права, а будет выступать в качестве совокупности норм разных отраслей, межотраслевым институтом.
Что, в свою очередь, бает возможность относить этот институт к области публичных правовых институтов. Татаринов О.В. следующим образом характеризует нотариат: «Современный российский нотариат представляет собой публично-правовой институт предупреждения правонарушений, сбалансировано обеспечивающий государственные и частные интересы в сфере гражданско-правовых отношений….». Такая точка зрения и у Шахбазяна А.А.: «Реализация права на защиту, в частности, обеспечивается таким публично-правовым институтом как нотариат»[18].
Основываясь на вышеизложенное можно говорить о том, что основная цель частного нотариата, это не столько защита прав и законных интересов физических и юридических лиц при помощи совершения нотариальных действий, а даже больше обеспечение законности в интересах государства. Публично-правовой институт ориентирован в первую очередь на реализацию интересов большинства, при этом функция нотариата в таком плане будет двоякой: обеспечив законность и стабильность в интересах страны нотариат, таким образом, защитит права и интересы физических и юридических лиц.
Ткаченко М. В., изучая такой дуализм, говорит, что частный нотариат выступает в качестве звена системы государственного управления, что дает возможность в полном объеме гарантировать всем гражданам защиту их имущественных прав и интересов и определяет нотариат в качестве одного из самых важных правовых институтов страны[19].
Что, дает возможность для сравнения частного нотариата с системой органов исполнительной власти правоохранительного вида: при реализации интересов государства, частный нотариат реализует потребности граждан в защите их прав, придании актам публичной силы. Органы исполнительной власти правоохранительного вида определили в качестве своей задачи такие же функции, что и дает возможность для их сопоставления, соотнесения между собой в качестве чрезвычайно похожих по назначению правовых образований. Кроме этого следует указать, что частный нотариат, также как и органы исполнительной власти правоохранительного вида, контролируется, в том числе и, органами исполнительной власти, что является еще одним доводом к вышесказанному[20].
Такая точка зрения поддерживается Москаленко М. И., определяя, что правоохранительная деятельность, в качестве задачи, должна превалировать перед другими задачами частного нотариата, и, по существу, дает возможность характеризовать частный нотариат в качестве правоохранительного органа.
В качестве одного из примеров похожих органов можно привести Государственную регистрационную палату при Минюсте РФ. Главная функция этого органа – это закрепление прав на недвижимое имущество, что сродни нотариальному закреплению бесспорного права, а так как регистрацию проводят в интересах государства, но при этом еще и защищаются права граждан, факт схожести правового положения, а кроме этого социального назначения рассмотренных явлений будет очевидным[21].
Но, не зависимо от этого частный нотариат невозможно, относить, к категории органов исполнительной власти правоохранительного вида. Существенное различие между данными органами и системой частного нотариата состоит в источнике финансирования. Органы исполнительной власти финансируют при помощи средств федерального бюджета, а частными нотариусами получаются денежные средства за совершенные нотариальные действия, что не дает возможности для включения частного нотариата в систему органов правоохранительного вида.
Нотариат обладает собственным местом в системе органов правоохранительного вида, но совокупность похожих черт с органами исполнительной власти правоохранительного вида определяет обоснованное сомнение в его частном роде[22].
Следовательно, при учете сходство между положением частного нотариата и органами исполнительной власти правоохранительного вида, возможно, определить дальнейшую тенденцию государственного нотариата, которая в данном случае приобретает «теневой» характер – частный нотариат провозглашен в качестве свободного (независимого) но в это же время, продолжает быть контролируемым в наибольшей степени.
Нетипичность Российской Федерации в своем правовом развитии, заимствование идеи частного нотариата из Европейских стран и дальнейший синтез и интеграция такого правового явления с правовой культурой и менталитетом Российской Федерации изменяют суть этого явления, добавляя в него идеи государственности. О продолжении этой тенденции говорит кроме этого присутствующий профессиональный контроль, который, по существу, не является таким уж нужным в системе нотариата, так как есть контроль со стороны государства. При учете степени заинтересованности государства в области контроля за частным нотариатом, различностью нотариальных действий между частным нотариусом и работающим в государственной конторе следует очень осмотрительно выполнять планируемое преобразование в этом институте[23].
На данный момент есть система органов нотариата, которая в двух своих основных видах обладает различной системой вертикали подчинения. Так есть государственная нотариальная контора, для которой ведущий орган – это Минюст РФ, и есть нотариус, занимающийся частной практикой, - который является частью системы нотариальных палат. При этом по некоторым вопросам, Минюст РФ до сих пор облает приоритетом и в области вопросов негосударственного нотариата. Из этого возможно заключить, что нотариату отводится свое, особенное место в системе органов в Российской Федерации, реализуя публичные функции, с одной стороны, и, являясь как напрямую, так и опосредованно подконтрольным государственным органам, с другой стороны. Нотариат же, как правоохранительный орган, хотя и не имеет нужной совокупности определенных для этого признаков, возможно, отнести к таким, хоть бы в силу своих превентивных функций – функций в области предупреждения судебных разбирательств в последующем. Таким образом, нотариат, само собой, будет состоять и на охране закона. На основании этого, возможно говорить и о наличие у него правоохранительных функций, но при этом разумнее является отнесение его к правоприменительным органам, так как нотариусы занимаются именно применением актов. Косвенное подтверждение всему вышеизложенному предложению, является включение в дисциплину «Правоохранительные органы» - в программах вопросов «нотариат». Следовательно, ученое сообщество не остается равнодушным в данном вопросе[24].
2.2 Концепция развития нотариата в Российской Федерации в свете проекта Федерального закона «Об организации нотариата и нотариальной деятельности»
В рамках выполнения судебной реформы предусмотрели кроме этого внесение изменений в законодательство о нотариате. На данный момент уже подготовили проект Федерального закона «Об организации нотариата и нотариальной деятельности». Авторами проекта предложен совсем иной вариант законодательного акта, по-другому трактующий, самые известные положения и им предлагается организация нотариата и регламентация нотариальной деятельности на много лет вперед, учитывая социально-экономических изменений, которые происходят в государстве[25].